• Авторизация


Живопись. Исаак Левитан (1860—1900) 19-08-2013 10:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Svetlana--- Оригинальное сообщение

Живопись. Исаак Левитан (1860—1900)

 

[показать]

Иса́ак Ильи́ч Левита́н (18 (30) августа 1860— 22 июля (4 августа) 1900) — русский художник, мастер «пейзажа настроения».

 

Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибартай Сувалкской губернии в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье.  

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву.

В 1873 году Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  Его учителями были художники Перов, Саврасов и Поленов.

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный живописец Михаил Нестеров.

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Весной 1885, в 24 года, Левитан окончил училище. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь.
 
В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей.
 

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

В 1887 художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов (он почти уж собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог из-за болезни сестры). Первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»

На следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890).
 
Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.
 

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

В конце 1889 — в начале 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетил Францию и Италию. Он хотел ближе познакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его ретроспективная экспозиция давно любимых им художников барбизонской школы и произведения импрессионистов.

[показать]

[показать]

[показать]

В марте 1891 года Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Московский меценат Сергей Морозов, увлечённый живописью и друживший с Левитаном, предоставил художнику очень удобную мастерскую в Трёхсвятительском переулке. В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем что, в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.
 

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

Лето 1893 он провёл в усадьбе Панафидиных в деревне Курово-Покровское Тверской губернии. Там он познакомился с В. Н. Ушаковым — владельцем усадьбы Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.

[показать]

Летом 1894 Левитан вместе с Софьей Кувшинниковой вновь приехал в эти места и поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. Там, на озере Удомля и Островенском озере, сформировался сюжет картины «Над вечным покоем».
 
Существует мнение, что картина «Над вечным покоем» является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.
 
«В  этой  картине  я весь, со всей своей психикой,  со  всем  моим   содержанием...» –– писал Исаак Ильич  Третьякову, купившему  у  него  «Над вечным покоем».

[показать]

 
В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья зам. градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка.
 
Исаак Ильич переселился в имение Турчаниновых. У впадения в озеро ручья, который разделял земли усадьбы Турчаниновых, специально для Левитана был построен двухэтажный дом под мастерскую, так как в усадьбе не было больших комнат для работы 

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

В 1895 году художник совершил поездку в Австрию и во Францию. В середине марта 1895 Левитан снова приехал в Горку. Именно тогда за несколько сеансов он написал с дома Турчаниновых знаменитую картину «Март».

Но «сильнейшая меланхолия доводила его до самого ужасного состояния». 21 июня 1895 года Левитан сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. По просьбе самого Левитана и последующей просьбе Анны Турчаниновой в Горки приехал и навестил друга Чехов. Антон Павлович убедился, что опасности для жизни нет, погостил 5 дней и вернулся в Москву потрясенный происшедшим. После посещения усадьбы Горка, Чехов написал рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка», вызвавшие обиду у Левитана.
 
В августе Левитан написал «Ненюфары», а осенью на р. Съеже в полукилометре от усадьбы — «Золотую осень».
 
Также в 1895 году Левитан переписал картину «Свежий ветер. Волга».
 
Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П. М. Третьяков.
 
 

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

В 1896 году Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия» (крепость Олавинлинна в Савонлинне), «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью. Финляндия» (в частном собрании). В 1897 художник закончил картину «Остатки былого. Сумерки. Финляндия».

[показать]

[показать]

В 1896 после вторично перенесенного тифа усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь стала тяжёлой и неизлечимой.

В начале марта 1897 в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…». Левитан же в начале марта был в Москве, встречался с П. М. Третьяковым.
 
В мае 1897 года Левитан в Италии — в городке Курмайор, вблизи Монблана.

[показать]

 
В 1898 Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые». Служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста.
 

[показать]

[показать]

[показать]

[показать]

 

Зимой 1899 врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились отчуждённо. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.
 
Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Всё лето, с июня, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались картины художника.
 
22июля (3 августа)1900 года Исаак Левитан умер. Последняя его работа — «Озеро. Русь» — осталась незаконченной.
 
Исаак Левитан был похоронен 25 июля 1900 на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем.
 
22 апреля 1941 года прах Исаака Левитана был перенесён на Новодевичье кладбище. С тех пор могила Исаака Левитана соседствует с могилами его друзей Чехова и Нестерова.
 

[показать]

[показать]

[показать]

 

 

Серия сообщений "Живопись, графика":
Часть 1 - Прогулка по Эрмитажу
Часть 2 - Виртуальные музеи
...
Часть 6 - Живопись. Илья Репин (1844—1930)
Часть 7 - Живопись. Клод Моне (1840—1926)
Часть 8 - Живопись. Исаак Левитан (1860—1900)
Часть 9 - Живопись. Пьер Огюст Ренуар (1841—1919)
Часть 10 - Экскурсия по Лувру
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Живопись. Исаак Левитан (1860—1900) | Vector-Fanatizma - Дневник Vector-Fanatizma | Лента друзей Vector-Fanatizma / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»