• Авторизация


Святилища древних славян (продолжение) 06-06-2008 22:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (200x150, 4Kb) (130x105, 4Kb)Городища

Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ. Воплощена она и в так называемых малых городищах - святилищах. Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов и валов. Известны городища - святилища по всей территории славянского мира. Эти культовые памятники располагались на уединенных территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства и защищенные естественными преградами. Основные места постройки подобных святилищ - острова сухой земли на болоте (известны в основном в Смоленьщине и Белоруссии), крутые берега рек (Прикарпатье), холмы или горы (Польша), острова на озерах (Германия). Своеобразное положение определило названия ряда таких памятников - болотные городища. Исследуя городища - святилища ученые выявили ряд отличительных признаков этих памятников: отсутствие культурного слоя, внутренний ров отделявший непосредственно капище с кумиром божества от места сбора народа - требища, общая круглая (реже овальная) форма, следы очистительных костров на валах и во рвах, окружавших святилище. Также известны остатки длинных общественных домов, являвшихся, по-видимому, центрами сбора отдельной общины или рода. От обычных культовых капищ подобные памятники отличаются наличием одного или нескольких валов по диаметру окружавших место славлений и молений. Планировка и размеры этих насыпей различны. Во внутреннем круге иногда обнаруживаются следы повторного вала, выделяющие небольшую площадку с идолом в центре. Возможно, на валах устанавливали дополнительное укрепление - деревянный частокол. Еще одной особенностью городищ является наличие остатков наземных или полуподземных помещений, выполненных из дерева и примыкающих к внутренней стороне основного вала. Характерным примером подобных городищ является Ржавинское святилище на Украине. Здесь выявлены две круглые насыпи, на которых устанавливались специальные каменные вымостки для разжигания ритуальных костров. Центральная площадка небольшого размера была опоясана первым валом с пологими краями. Далее следовал небольшой ров, за которым располагалось основное место сбора народа - требище. Здесь раскопаны остатки длинных домов. Все святилище целиком вновь опоясывали вал и ров (на сей раз более широкий). Иную форму имеет святилище на Благовещенской горе недалеко от Вщижа в Черниговской области. Расположено оно на высоком мысу над рекой. К подковообразному валу ограждавшему святилище со стороны поля примыкал огромный дом с входом посередине, где к валу через широкий ров примыкал земляной мост. На внутренней стороне капища обнаружены остатки отдельных массивных деревянных столбов, глубоко врытых в землю. Ряд этих столбов повторял дугу вала и длинного дома. Вероятнее всего это были изваяния богов, которые почитались на капище. В южной части городища, ближе к южному выходу, было обнаружено огромное кострище, служившее вероятно жертвенником . Сакральная сущность подобных городищ - святилищ заключалась по-видимому в убежище от действий злых сил. Удаленность и труднодоступность способствовали защите общины, построившей подобное убежище, не только от духовных, но и от физических противников. Как отмечал Б.А.Рыбаков "несомненна их связь с культом подводно-подземных сил "нижним миром", лучше всего выраженная самим болотом", местом на котором в основном и располагались подобные памятники . Не вызывает сомнение наличие у древних славян особых деревянных построек, в которых находились изображение богов и происходили языческие ритуалы. Из источников - летописей известен в земле балтийских славян основной религиозный центр, располагавшийся в Арконе - священной деревянной крепости на острове Руян. По свидетельству Саксона Грамматика город был построен на труднодоступном мысу, с запада был закрыт высокой насыпью с укреплениями. Внутри он вновь разделялся валом и рвом, отделявшими святилище от остальной территории. На центральной площади стоял деревянный храм прямоугольной формы, в котором находился кумир главного божества жителей острова - Святовита. Как полагает ряд исследователей, наличие храмовых зданий поэтому является особенностью западных славян, связанных с аналогичной кельтской традицией. Но однако краткие описания подобных сооружений встречаются и у восточных славян. Иногда в качестве языческих храмов рассматриваются дома-контины, места сбора населения для ритуальных пиров, хранилища ценных предметов, содержавшие по-видимому и "кумирни идольские". Рассматривая вопрос о языческих храмах, академик Б.А.Рыбаков отметил селище Грудок, на котором обнаружены остатки подобной контины. Она представляла собой круглое наземное сооружение внутри, которого обнаружены остатки жертвенного кострища с глиняным основанием. Ближе ко входу обнаружены следы обгоревшего дерева, по предположению Рыбакова, бывшего некогда идолом. По бокам сооружения выявлены ниши, в которых также находились кумиры. При круглой форме постройки и центральном положении жертвенника вполне естественно предполагать наличие дымового отверстия в кровле здания. Возможно, подобные контины, в которых устанавливались идолы, и являлись собственно языческими храмами, служившие обрядовым целям отдельного села или общины. Помимо характерной для славянского язычества круглой формы святилищ встречались и прямоугольные (квадратные) здания. Кроме Арконского храма к подобному типу относится постройка около села Зеленая Липа на Днестре. Имея квадратную форму, контина был сложена из параллельных бревен, обмазанных глиной. В центре выявлена глубокая яма со следами вертикально стоящего столба, возможно идола . Вряд ли к храмам могут быть отнесены длинные дома на городищах-святилищах. Их ритуальное использование ограничивалось проведением пиров и советов собравшихся на капище людей, а также хранением обрядовых предметов (возможно и изваяний божеств). Кроме святилищ, на которых проводились обряды отдельных общин, в славянских землях известны особые культовые комплексы, которые на праздниках объединяли представителей целого племени, а то и племенного союза. В состав подобных комплексов входили все приведенные выше типы капищ в сочетании с поклонением окружающим природным объектам. Культовые места, входившие в ритуальные комплексы, имели сложную планировку, неоднократно перестраивались и создавались на протяжении нескольких веков. О регулярных празднествах, собиравших массы населения говорят многочисленные остатки жертвоприношений животных. Состав жертвенных предметов на городище достаточно богат - разнообразное оружие, орудия труда, украшения. К сожалению, большая часть крепости была смыта морем, что затрудняет, несмотря на стогую планировку, составление целостной картины о святилище. Крупные культовые центры известны в Польше. На горе Шлонже в Силезии и ее окрестностях известны "каменные круги" - ряд каменных валов окормляющих холмы. До сих пор идет спор о принадлежности каменных стел, изображающих различных животных, обнаруженных на этих памятниках, славянской культуре. На вершине Шлонжи выявлено святилище, окруженное каменным валом со следами ритуальных костров, характерных для славян. Ритуальные и жертвенные предметы, открытые на этих памятниках, также характерны для славян - оружие (топоры, наконечники, ножи) и бытовые вещи (пряжки, замки). Состав находок в целом сходен с находками в Арконе. Из глубины тысячелетий вели свое начало традиционные языческие верования. Постепенно развиваясь, они достигли высокого уровня, многопланового понимания мироздания. С подъемом хозяйства и развитием общественной жизни населения произошел расцвет языческой религии. Появились особые места, которые собирали на празднества и обряды не только представителей одной семьи, но и все племя, что способствовало объединению людей и, в конечном счете, развитию государственности. С появлением капищ связано также и появление института жречества. Древнее язычество оставило многочисленные материальные памятники, показывающие высокий уровень развития славянской культуры. Среди них особое место занимают святилища - религиозные и общественные центры древнего общества.

На сегодняшний день о капищах древних славян известно мало. Найденные капища, городища и другие святилища исследованы настолько, насколько это только было возможно, но до сих пор мы можем лишь представлять себе какими были обряды и ритуалы наших предков - язычников. Крупнейшие исследователи, подходившие к таким вопросам, как изучение язычества, распространение его по территории, расселение славян, их культура и т.п., рассматривали исторические науки, тесно соприкасающиеся друг с другом. Это говорит о том, что историю славянского народа и его культуры мы вынуждены изучать путем сопоставления данных различных наук, каждая из которых вносит определенную часть знаний. Капища - это немаловажный отголосок в истории славянского язычества. Благодаря им мы можем не только судить о мировоззрении древних славян, но и выделять особые предпочтения, угадывать верования и традиции. Капища являются достоверным материальным доказательством подтверждения масштабности язычества древних славян. Учитывая ареал распространения капищ на большой территории, можно смело утверждать, что язычество носило массовый характер. Информация других наук только подтверждает это, исключение составляет только то, что в разных местностях, намного удаленных друг от друга, сами обряды, ритуалы, названия божеств и т.п. претерпевают иногда даже очень значительные изменения. Но беря во внимание то, что люди в то время обожествляли, как правило, непонятные им силы природы, всегда можно проследить параллель, даже между удаленными областями, отождествления языческих религий.


ЛИТЕРАТУРА:

Рыбаков Б.А. Язычество Древних славян М., 1981
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси М., 1987
Седов В.В., "Древнерусское языческое святилище в Перыни"
Русанова И.П. Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян, Москва 1993
http://maara.narod.ru/old/zbruch.htm - статья В.А.Журавлева "Збручский идол - путеводитель по славянской Вселенной"
Седов В.В., "Восточные славяне XI-XIII вв.", в сборнике "Археология СССР", под ред. Рыбакова Б.А., изд-во "Наука", 1982 г.
Кайсаров А.С. "Славянская и Российская мифология", Москва, 1810 г.
Глинка Г.А. "Древняя религия славян", Митава, 1804 г.

http://www.ruslanka.ru/hist/kapischa.htm
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Святилища древних славян (продолжение) | СветлаЯ-РУСЬ - Дневник С любовью к России | Лента друзей СветлаЯ-РУСЬ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»