Это цитата сообщения
akoale Оригинальное сообщениеГостеприимство травы обычной 12
Каждый цветок у древних имел свое значение. Фиалка - недоброжелательность, колокольчик - болтливость, тюльпан - гордость, роза - любовь, чертополох - защиту, тростник - нерешительность, вереск - одиночество, лопух - навязчивость, незабудка - постоянство, лаванда - непонимание, василек - доверие, лилия - чистоту, резеда - сердечную привязанность, гвоздика - страсть, астра - печаль, клевер - ожидание.
У многих народов издавна существовали праздники цветов. В Париже - праздник роз, в Швейцарии - нарциссов, в Англии - незабудок, первоцветов и анютиных глазок, маков. В середине мая происходит фестиваль тюльпанов в американском городе Холенд, заселенном потомками голландцев.
Обилие праздников цветов в Китае и Японии: в феврале - праздник цветения слив, в марте - персиков, в апреле - вишен, в июне - пионов, в октябре - хризантем. Звучит музыка, песни, поэты посвящают цветам стихи и прикалывают их на длинных полосках бумаги к цветущим кустам и деревьям. Два цветочных праздника справляют в Индии. В Германии в первое воскресенье марта отмечается день фиалок, во Франции - ландышей.
У славян таким цветочным праздником считался знаменитый Иван Купала, именуемый кое-где еще и Иваном Травником. Его отмечали в разгар летнего равноденствия, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. У трав кончался буйный рост, начинали вызревать злаки, и люди считали, что нечистая сила именно в эту пору попытается погубить урожай. В эту самую короткую ночь в видных местах разжигались большие костры. Между кострами проводили скот, прыгали через огонь, стараясь отогнать злых духов. Водили хороводы, плясали, пели, играли в игры. Девушки гадали, пускали по рекам венки. Шли в баню париться с новым “ивановским” веником. Собирали лекарственные травы, веря, что они в этот час самые целительные.
Экологические народные традиции по отношению к лекарственным растениям издавна существовали в Литве.
Ботаник Э.П. Шимкунайте пишет: “Народная медицина к заготовке лекарственного сырья относилась как к обряду - прося разрешения как у самого растения, так и у матери деревьев и трав. Обещают не обижать заготавливаемое растение и брать только из-за большой нужды, употреблять растения лишь по назначению и очень бережно, остатки не выбрасывать, а почетно захоронить или отдать животному. Такое отношение само по себе порождает и бережное отношение к участкам растений” (Шимкунайте, 1986).
“Котики” ивы заготавливались литовскими сборщиками не более 5 штук с одной ветки, из стеблей дягиля аптечного вырезались только меньшие, клюква собиралась только “при красной щеке” и всегда в “один след”. При сборе росянки собиравший обязан на выбранной куртине поставить предупредительный знак - шесток с травяной меткой, мол, здесь заготовка уже велась.
[268x327]
Собирая лекарственные растения, сборщики многих народов старались повлиять на их душевное состояние. Собираемому растению говорились комплименты, оно называлось царем или царицей, целебную траву обнимали и целовали - все это, по поверьям, усиливало целебное свойство растений. Без соблюдения такого обычая считалось, что целебная сила травы будет слабой или вообще исчезнет. Даже простую, не лекарственную траву рвать нельзя - будет ветер, говорят украинцы.
У славянских народов перед сбором лекарственных трав полагалось помыться, надеть чистую одежду. У украинцев считалось, что лекарственные травы собирать должен не каждый, а только тот, кто их знает: старухи, которым разрешалось брать с собой девочек-подлеток. В Закарпатье при сборе трав говорили: “Не бануй, землице, що зметя оголили, ми та тя, землице, хлiба положили”. И подобное - в Нижегородской губернии:
Гой земля есь сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная
Всех нас породила
И угодьем наделила:
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила.
И злак всякий напоила -
Польгой беса обгоняти
И в болезнях помогати
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради польги на живот.
(Болтарович, 1990).
“Не рви понапрасну зелень - высохнешь как трава”, - учат казахи.
Древние эстонцы, собирая болотный розмарин, говорили: “Здравствуй, лесной царь! Царь этой земли просит у тебя помощи”. Собирая хмель, нужно было сказать: “Встаньте, все веселящие”.
[374x500]
На Галичине считалось, что само название целебного растения может меняться в зависимости от того, копают ли его с добрым или злым намерением. Копать такие растения шли женщины, они брали с собой водку, хлеб, пряники, сахар, пировали на месте, где растет эта трава, потом приступали к копке, приговаривая “моя царичко!”, целуя ее и обнимая. “Не зiлля копаю, а матерi Божiй ванну копаю”, - говорят в Украине.
Исследовательница украинских экологических поверий и традиций киевский педагог В. Скутина подметила, что даже народные украинские названия трав придумывались так, дабы воспитать у людей любовь и уважение к растениям. Некоторые из них носят поэтические названия, или же происходят от девичьих или ребячьих имен (ивасики, миколайчики). Иные - упоминают Бога или его окружение (божа ручка, божа благодать, Петров хрест). Третья часть трав имеет “предупредительные” названия (трава-колюка, нечипай-трава, плакун-трава).
Мудрый обычай существует в Японии. Японец, срезая растение, пусть даже самое никудышнее, шепчет: “Прости, меня, цветок!” Украинцы считают, что если рвать без нужды цветы, то выпадут волосы.
В заключение - одна украинская легенда. Один солдат мучился в плену. Под страхом смерти ему было запрещено дотрагиваться до еды, приготовленной из змей. Не послушался заключенный, поел, и стал понимать язык животных и растений. Удалось ему бежать из плена. Едет он чистым полем, и с ним стала разговаривать каждая травинка, сообщать, от чего может вылечить. Видит, растет коровяк. Подъезжает к нему, думает - “этот уж совсем бесполезный”. А коровяк ему: “Не наступай на меня, я - тоже целебная трава, помогаю от грыжи”. И все травы, таким образом, оказались полезными. Недаром украинцы считали, что на Благовещение (7 апреля) Бог благословляет все без исключения растения.
[450x600]
Но, наверное, самая загадочная легенда сложена о траве чернобыль. Есть два ее варианта - русский и украинский.
Отправилась как-то девочка в лес за грибами. И заблудившись, свалилась в глубокую яму, где увидела много гадюк и большой светящийся камень. Змеи ничего не ели, но когда их начинал морить голод, подползали и лизали его. Захотелось и девочке есть, лизнула камень, и голод сразу пропал. Так просидели они в яме до весны, когда настало время змеям расползаться. Твари переплелись в лестницу, по которой выбралась их царица, затем и девочка. Царица змей дала на прощание ей совет: “Ты теперь знаешь язык всех трав, разбираешься, которая от чего лечит. Но не говори “чернобыль” - все сразу забудешь”.
Девочка обрадовалась, что скоро будет дома, и побежала в село. Вдруг кто-то сзади спросил: “Что это за трава с черными листьями?” Та, не задумываясь - “чернобыль”. Только вымолвила, как сразу всю науку и забыла. Оттого трава чернобыль зовется еще и забудкою.
Природа наделила человека разумом, однако имеются законы, которые не велено переступать и ему.
[250x433]
Сорняки. На них есть две точки зрения. Сорные травы черт посеял, - говорят на Херсонщине. Что такое сорняк? Растение, достоинства которого пока еще не открыты, - считал американский философ Ральф Эмерсон.