
В то время как народ шутил, власти подошли к делу серьезно. Президент Медведев в три часа ночи поздравил Билана с победой (видимо, тоже телетрансляцию смотрел), а премьер Путин утром первым делом поручил вице-премьеру Жукову создать оргкомитет, дабы провести Евровидение-2009 «на самом высоком уровне» - нам, как победителям, принимать «мероприятие» в следующем году. Обычный песенный конкурс, довольно старомодный, не открывший за последние годы ни одной звезды, не принесший ни одного хита, на российской почве приобрел значение стратегическое и встал в один ряд с саммитом АТЭС-12 и Олимпиадой-2014. Журналисты, представители шоу-бизнеса и даже политики всю неделю как мантру повторяли, что, мол, «мы выиграли впервые за пятьдесят с лишним лет» (хотя и участвуем лишь с 1994-го) и теперь Евровидение едет к нам. При этом почти никто не рискнул усомниться в готовности России к такому мероприятию.

Москва только-только отошла после нашествия болельщиков «Челси» и «Манчестер Юнайтед», хотя большая часть из 25 000 гостей приезжала всего-то на сутки. Прилетели утром, затарились шапками-ушанками на Арбате, сходили на матч, побродили по ночной Москве и на рассвете - домой. Болельщики, может, и остались бы на день-другой, но места в трех-четырехзвездочных гостиницах расхватали еще осенью, а пять московских «звезд» даже англичанам не по карману. С Евровидением так не пройдет. Конкурс длится почти неделю (с учетом введенных недавно двух полуфиналов). Делегации стран-участниц, а их более 40, и журналисты приезжают недели за полторы до финала, фанаты, как правило, дней за пять. Публика не очень обеспеченная, но привередливая. В негласный «евростандарт» конкурса входит большое число комфортабельных гостиниц не дороже €100–130 за номер, специальный - желательно бесплатный - транспорт, недорогое питание, бесплатные экскурсии, модные показы и вечеринки, а также возможность для всех, кому не досталось билетов, смотреть шоу на больших экранах в центре города. Если отступиться от традиций, гости, конечно, не разъедутся, но потом в прессе и на фанатских сайтах организаторам крепко достанется. Например, приехавших в Белград 15 000 фанатов просто-таки возмутило отсутствие экскурсий и бесплатного алкоголя на вечеринках.

У Европейского вещательного союза (ЕBU) есть и целый список официальных требований к принимающему городу, главные из которых - наличие площадки вместимостью не менее 4000 мест и не менее 2000 мест в отелях в 45-минутной доступности от концертного зала (для делегаций).
Цифры вроде бы скромные, но бывало, что конкурс выигрывали представители государств, для которых и эти пункты были невыполнимыми. В свое время из-за финансовых и организационных трудностей от проведения конкурса пришлось отказаться Нидерландам (1960), Франции (1963), Монако (1972), Люксембургу (1974) и Израилю (1980). «Что касается России, нам бы хотелось зал тысяч на десять минимум и, уж конечно, намного больше мест в гостиницах», - заявил Newsweek главный администратор конкурса Сванте Стокселиус.

Между тем в списке требований не сказано, что конкурс должен проходить именно в столице страны-хозяйки, из-за чего сразу после победы Билана в Сербии у нас начался свой конкурс - битва городов за право принять Евровидение-2009. Претендентов как минимум два - Москва и Санкт-Петербург. В правительстве Москвы вопрос еще не обсуждали, заявили Newsweek в пресс-службе мэрии, но «столица уже сегодня имеет все возможности для проведения этого международного музыкального конкурса и готова удовлетворить все требования, которые предъявляют организаторы Евровидения».
[512x390]«У России есть время до конца августа, чтобы принять решение в пользу того или иного города, - говорит Сиетсе Баккер, пресс-секретарь Евровидения. - Но нам бы, конечно, хотелось, чтобы ситуация прояснилась как можно скорее, желательно в течение месяца». Однако пока ничего не понятно. На официальном сайте президента России в новостях за 25 мая было написано: «Следующий музыкальный конкурс Евровидение пройдет в Москве в 2009 году». Но после звонка Newsweek в пресс-службу президента («Это окончательное решение?») «Москву» оперативно исправили на нейтральное «Россия». Музыкальный критик Борис Барабанов хотя и считает, что Москва для конкурса больше подходит («Это город, живущий гораздо более регулярной фестивальной и концертной жизнью, здесь же базируются все службы, которые будут отвечать за фестиваль»), но прогнозирует, что проведут его на Неве: «Лоббирование такого решения налицо - в первые же дни. Случайно ничего не бывает». Первым в пользу родного города высказался Евгений Плющенко. Далее губернатор Валентина Матвиенко поспешила заявить журналистам, что относится к этой идее «суперположительно» и что, по ее мнению, лучшего места для Евровидения-2009, чем Петербург, придумать нельзя. Эстафету подхватила депутат Госдумы Светлана Журова, обещавшая при первой же возможности обратиться с соответствующей просьбой к премьер-министру Путину. Ее опередили депутаты Законодательного собрания города на Неве, уже отправившие премьеру письмо. Главный аргумент всех питерских лоббистов - наличие у города статуса культурной столицы страны. «Это, конечно, может, и звучит банально, но ведь это звание с Петербурга никто не снимал, - говорит Олег Нилов, лидер фракции “Справедливая Россия” в питерском парламенте, инициировавший обращение. - Евровидение, без сомнения, мероприятие именно культурного характера, и здесь [в Санкт-Петербурге] для участников будет создана более творческая атмосфера, нежели в Москве».
Болеть за Петербург, по мнению депутата, должны и москвичи: «У них-то головной боли меньше будет». В том, что город справится с наплывом европейских любителей песни и пляски, он не сомневается: «Для Валентины Ивановны невыполнимых задач нет. Если нужно будет, и 50 000 гостей разместим по самому высшему уровню». Что нельзя, по его мнению, сказать о Москве. Мол, принять англичан она-то смогла, но вот разместить не сумела. А в Петербурге есть резерв - водные пространства: «Там может причалить любое количество зафрахтованных плавучих гостиниц. Сомневаюсь, что Москва предложит лучший вариант».
[512x363]Александр Лесник, президент Hotel Consulting & Development Group, с депутатом не согласен. «Логичнее проводить Евровидение в Москве - по гостиничной инфраструктуре и количеству мест она выигрывает, - говорит Лесник, а потом с усмешкой уточняет: - Хотя это не значит, что гостям не придется ночевать на улице». В Санкт-Петербурге, по данным консалтингового агентства Becar, насчитывается чуть более 15 000 гостиничных номеров, в Москве - около 35 000, при этом столичные цены на 20–30% выше питерских. По данным опубликованного недавно исследования компании Hogg Robinson Group, Москва на первом месте в рейтинге городов с самыми дорогими гостиницами. Средняя цена номера в Москве составляет около €320 в сутки, что значительно дороже, например, Парижа (€215) или Лондона (€195). При этом, по данным Becar, как в Москве, так и в Питере наибольшим спросом пользуются гостиницы «3 звезды» (€80–150), но они всегда в дефиците, и улучшений не намечается - девелоперы и инвесторы охотнее вкладываются в быстро окупающийся люксовый сегмент.
Европейские отели туристам, забронировавшим номера на время Евровидения за несколько месяцев, делают скидки. Звонок корреспондента в московский «Космос» разрушил и эти надежды: «А если с осени бронировать места на 12–16 мая 2009 года [дни конкурса], получится дешевле?» «Нет, не дешевле, - ответила девушка из службы бронирования. - Но хотя бы получится». По словам Александра Лесника, российские отели в преддверии крупных мероприятий не то что скидок не делают, но, наоборот, в разы поднимают и без того высокие цены. «Этого мы больше всего и опасаемся», - вздыхает Сванте Стокселиус.
Именно на нехватку доступных отелей европейского класса (то есть не общежитий и не детских санаториев за городом) больше всего жаловались гости, приехавшие в соседнюю Украину на Евровидение-2005. Предусмотрительные фанаты забронировали все приличные гостиницы еще осенью, к началу весны организаторы поняли, что мест катастрофически не хватает, и построили на Трухановском острове посреди Днепра огромный палаточный лагерь на 5000 человек. Но он, несмотря на рекордно низкие цены - €10 с носа, - так и простоял почти пустой. Украинские власти рассчитывали, что прибудет как минимум 30 000 гостей, но европейцы предпочли не ехать вовсе, чем жить в палатках или дорогих люксах. В итоге в Киев прибыло чуть более 10 000 туристов из ЕС, а в палаточном лагере скучали 500 белорусов.
Евровидение в Киеве могло и вовсе не состояться. Из-за случившейся в конце 2004 г. оранжевой революции его организацией до февраля 2005-го никто толком и не занимался. Нагрянувшая в марте комиссия EBU предложила перенести конкурс на запасную площадку в Стокгольм, но киевляне пообещали уложиться в срок. «Организовать такой конкурс за два с половиной месяца нереально, но мы сделали невозможное, - вспоминает DJ Паша, тогдашний ведущий и автор сценария церемонии. - Всё в итоге получилось отлично, но не повторяйте наших ошибок - начинайте готовиться заранее». DJ Паша уверен, что фестиваль в Киеве был лучшим за 50 лет, но не сомневается, что Россия постарается переплюнуть соседа: «Деньги-то у вас есть, да и революций вроде не намечается».
Киевское Евровидение было самым дорогим за всю историю проведения конкурса. Оно обошлось организаторам в €22 млн. Однако существенную часть расходов компенсирует сам EBU и титульные спонсоры мероприятия; есть еще и второстепенные доходы. «Провести конкурс стоит в среднем €13–14 млн, но это зависит от страны проведения. В России может получиться и больше, - говорит учредитель фестиваля Сванте Стокселиус. - Афины заработали на конкурсе €7 млн, Хельсинки получили столько же, сколько и потратили». Украинские чиновники также утверждают, что госбюджет от проведения конкурса не пострадал.
Главными спонсорами проведения Евровидения в Киеве были компании Nemiroff и «Киевстар», заплатившие за спонсорские пакеты по €2 млн. Быть спонсором конкурса престижно, его ежегодно смотрят более 100 млн телезрителей, большая часть - из Восточной Европы. Телетрансляцию Евровидения из Белграда на телеканале «Россия» смотрели, по данным TNS Gallup Media, 47% россиян. «Не сомневаюсь, что и у вас найдутся желающие стать партнерами конкурса, - говорит Жанна Ревнова, глава отдела корпоративных связей компании “Киевстар”; кроме спонсорского взноса ее компания вложила несколько миллионов евро в рекламу в рамках реализации спонсорских прав. - Инвестиции в этот проект полностью оправдали себя - 2005 год стал для “Киевстар” переломным». По данным Ревновой, частота ассоциирования брэнда с Евровидением была более 90% («даже у пенсионеров»). Отношение к брэнду «однозначно улучшилось» у 42% респондентов.
Неплохие деньги приносит и продажа билетов. Их средняя цена - €150–250. Если предположить, что конкурс пройдет в московском СК «Олимпийский» или питерском СКК «Петербургский» вместимостью 25 000 зрителей (именно эти две площадки эксперты, опрошенные Newsweek, назвали наиболее подходящими), то доходы от продаж составят до €5 млн. Это, конечно, при условии, что все билеты будут раскуплены.
Пока же фанаты и журналисты из «большой четверки» стран-учредителей (Великобритания, Франция, Германия и Испания) сомневаются, стоит ли ехать в Россию. И даже обсуждают возможный бойкот конкурса. Они уверены, что Дима Билан выиграл не в силу огромного таланта, а за счет огромных инвестиций в его выступление (например, немецкая пресса пишет, что его успех обошелся России в €10 млн, из которых большая часть пошла на гонорар известному американскому продюсеру Тимбалэнду за продюсерские услуги, часть - на промотур по Европе и еще на публикации во всех сербских газетах «откровенных» фото Билана). Так делать можно, но на Евровидении - не принято.
Но главный вклад в победу России внесло «блочное голосование» - это основное, за что критикуют Евровидение. За последние годы в систему конкурса влилась критическая масса новых участников - страны бывшего СССР и социалистического лагеря. В Белграде соревновались конкурсанты 43 стран, из них 22 участника представляли «нашу» сторону Европы (включая Азербайджан, Грузию и Армению). Российскому исполнителю поставили высокие оценки все без исключения страны бывшего Советского Союза. Испанские комментаторы пишут, что голоса из бывшего советского блока и впредь будут править бал на Евровидении. Немцы говорят о «музыкальном железном занавесе» и напоминают об Олимпиаде-80, когда в Москву отказались приехать 62 страны. Английские комментаторы еще в прошлом году предсказали, что в 2008-м Россия выиграет, потому что уже тогда все топовые места получили представители славянских государств.
Общие претензии выразил британский публицист Тим Мур: «Теперь всё зависит не от твоего выступления и песни, а скорее от того, сколько у тебя тетушек в Черногории». Но от поездки в Белград отказались только австрийцы - официальный бойкот был объявлен именно из-за системы блочного голосования. Как сказали Newsweek в австрийском оргкомитете Евровидения, ехать ли в Москву, они еще не решили. Но уже очевидно, что в Россию не приедут многие. На следующий же день после победы Билана телеведущий Терри Воган, более 30 лет комментирующий Евровидение для британцев, назвал конкурс «несправедливым и политизированным» и призвал страны Западной Европы задуматься над целесообразностью участия в нем. Сам Воган в Москву точно не полетит. «Я не хочу быть свидетелем очередного подобного фиаско», - заявил он. Между тем европейцев здесь очень ждут. В особенности представители сексуальных меньшинств. Евровидение - одно из любимейших культурных мероприятий геев и лесбиянок. «Оно тесно связано с гей-сообществом. В конкурсе участвуют много гей-исполнителей и всегда приезжают тысячи болельщиков-геев, - объясняет Николай Алексеев, руководитель проекта gayrussia.ru. - Если Евровидение пройдет в Москве, мы непременно организуем парад в день финала. Это май, суббота - для нас идеальная возможность обратить внимание Европы на ущемление прав геев в России. И я не представляю, как Лужков - под пристальным вниманием всей Европы - сможет нам помешать». Если конкурс пройдет в Питере, московские геи скорректируют планы. «В любом случае мы о себе заявим», - уверяет Алексеев.
Вопрос, кто будет представлять Россию в 2009-м, уже не такой важный. «Мы выиграли, можно расслабиться и получать удовольствие, - говорит музыкальный критик Максим Кононенко. - Да хоть Борис Моисеев, как раз подходит этой публике».