Сегодня первый рабочий день, после новогодних праздников, и прожив его можно, я думаю, подвести некий итог наступившего года. Да-да, именно наступившего, потому как..пора.
Так что же показал 2010 год?
Уже невозможно писать про новогоднее ТВ, оно изжило себя, а то что осталось - жалкие потуги изобразить праздник. И на фоне этого новогоднего ТВ-действа, выпуски новостей превратились в отдушину - там, как минимум, была настоящая жизнь, была реальность, от которой, где сами, а где с помощью других, мы уже оторвались.
Оторвались, потому как сам кризис показал несостоятельность всей экономики страны, и в первую очередь - банковской системы, которая должна быть один из столпов залога надежности, как госкошелька, так и кошелька каждого из граждан. Увы, это не случилось...
Не случилось чуда и с автопромом: неужели непонятно, что россияне не настолько богаты, чтобы покупать Дешевый автомобиль? Именно с большой буквы Д. Потому как эта дешевизна впоследствии влетает автолюбителям в "копеечку".
Выделенные миллиарды господдержки известному АЗ столь велики, что логичнее было запустить новый завод с "нуля", без латаний "огрех" старого. Я уже не говорю, что можно было приобрести готовый концерн Opel или какой-либо другой (их сейчас много продается).
За 30 лет наш автопром остался на том же самом месте - "десятка" является разработкой 80-х годов, и за рубежом на выставке, где прошла премьера новой Лады, иностранные специалисты удивлялись: "Почему же новая? Это глубокий рейсталинг предыдущей модели..."
За эти же 30 лет китайский автопром не только научился делать нечто автоподобное, но смог завоевать наши кошельки, научился работать с итальянскими дизайн-студиями, китайцы покупают мировые бренды (Хаммер, например), и постепенно повышают безопасность своих автомобилей.
Ничего подобного в России не случилось, а то что могло развиться - не выдержало: РуссоБалт, ГаЗ-3111, ГаЗ-3104, Атаман-2, легкие джипы с углепластиковым кузовом из Питера, Мишка...
Это не значит, что я подвожу к тому, чтобы отказаться от автопрома вовсе - нет, оставьте его военную составляющую. Думаю, со временем, на этой базе рано или поздно, но родиться достойный образчик современного автомобиля. Не сейчас, но со временем...
Но теперь, когда правительство заглядывается на французкий авианосец Мистраль, хотя недавно заявляло, что надо обеспечить верфи заказами нашей армии...боюсь, даже этот вариант рождения автомобиля уже из разряда несбыточной мечты. Увы...
Весь прошлый год мы жили ожиданием, что вот-вот и начнется экономический подъем. Но о каком экономическом подъеме можно было говорить, когда поезд ушел?
Стали говорить про инновации. Но поезд... Еще сразу же после кризиса 98г было произнесено: "Страну надо снимать с нефтяной иглы...". И что? Да просто пошло увеличение дозы, и мы "подсели" еще больше. Вкусно. Трудно отказаться от очередного укола. Даже если поезд инноваций не ушел, то он опоздал на добрые 10 лет...
И в прошлом году с экранов ТВ, со страниц газет мы только и слышали ободряющее "Есть тенденции...пошел тренд...экономика выздоравливает...", вот только слова эти произносились без оглядки на реальную экономическую ситуацию. И это было непонятно. Хотя почему - нас уже научили, что если власти говорят, что все будет ОК, то надо спасать свои деньги. Если власти призывают к патриотизму, значит им нужен коридор для вывода своих капиталов.
Все годы существования новой России нам пытались внушить - государство для народа, а на деле мы видели каждый год, что государство - оно для узкого круга избранных из народа этим самым народом.
И вот как-то не получается власти быть с народом, потому как сама власть у нас патриотична разве, что на словах, а на деле...тылы нашей власти там, где надежней - в других странах. Согласитесь, это как-то не патриотично...
Весь прошлый год мы слышали слово "перезагрузка". В США пост президента занял Барак Обама - первый чернокожий президент Америки. На него тоже надеялись. И на Россию. У нас тоже появился новый президент.
Но на что была направлена перезагрузка реально, что она преследовала? Когда-то мир был двуполярным - США-СССР, потом Союз ушел со сцены. Европа попыталась противопоставить себя США, но в итоге получился европейский союз замкнувшийся на своих внутренних проблемах, ведь по сути процесс создания единого европейского пространства идет до сих пор.
Но время идет, подрастают новые страны, и США не может понимать, что не сможет удержать в одиночку свои позиции - США согласны вновь на два полюса. Но поезд на самом деле ушел. И не только для двуполярного мира, но и для три- и сейчас он стремительно уходит и для квадро-полярного мира.
Но вернемся в нашу Россию.
Непонятно каким образом, но начинает восстанавливаться воздушное сообщение с Грузией, и что приятно - без помпезных заявлений. Просто кроме государств есть еще и люди. Простые люди, которым нет смысла делить Боржоми и нефть, так как они связаны и с Россией, и с Грузией. Так получилось. Мы просто долго жили вместе. И наверно сейчас нужен как никогда патриотизм семьи, семейных отношений, а не государства, которое заигралось в живые игрушки.
Может быть пора перестать играть в политику, бизнес и войны?
Может быть пора остановить шоу "А унас нефть и газ!"?
Может быть пора спуститься с "небес" власти на нашу "землю"?
Посмотрите, ведь тут тоже - люди. И они всё видят...
P.S. А если у вас остался вопрос почему в заголовке "Итоги 2010 года", я объясню кратко: ничего нового не будет. Просто это уже тренд....
Без сожаления.