Люк Бессон родился 18 марта 1959 года во Франции, в Париже. Известный в будущем французский режиссер появился в семье инструкторов по подводному плаванию и с самого детства готовился продолжить семейную традицию. Все детство он провел на средиземноморском побережье Франции, увлеченно занимаясь нырянием и подводной фотосъемкой. Мечтой его было стать специалистом по дельфинам. Однако мечтам не суждено было сбыться. В семнадцать лет в результате несчастного случая он теряет возможность заниматься своим любимым делом.
Люк возвращается в большой и шумный Париж, где занимается то тем, то другим, пока не привязывается к кино. Он смотрит много фильмов, работает на съемочных площадках на вспомогательных ролях. В 19 лет он уезжает в Голливуд, но, поработав там “мальчиком на побегушках”, возвращается на родину и идет служить в армию. Отслужив три года, он возвращается к кинематографу, сначала в качестве постановщика музыкальных клипов, а потом и как ассистент режиссера в “большом” кино. Сняв сначала короткометражку “Предпоследний” (L’Avant-dernier, 1983), он дебютирует в 1984 году с полнометражным немым и черно-белым (все в целях экономии средств) фильмом “Последняя битва” (Le dernier combat).
Эту мрачную постпанковскую драму Бессон поставил на собственной студии “Les films du loup” (“Фильмы волка”). В нем он впервые снимает Жана Рено, своего актера-“талисмана” и “альтер эго”. Насмотря на трудности с бюджетом, фильм был снят и тут же режиссер был причислен к второй французской Новой Волне (начиналась которая с Жан-Жака Анно и Лео Каракса). Дебют оказался удачным - картина получила два приза на фестивале фантастических фильмов в Авориазе и еще с десяток прочих премий.
[350x523] Через год успех был упрочен самой, пожалуй, умной картиной режиссера “Подземка” (Subway, 1985). В ней уже четко читался специфический стиль Бессона - гремучая смесь напряженного действия и мелодраматизма. Его герои и в последующих работах будут заниматься своеобразным “нырянием” в другую, “неродную” им реальность, будь то киллеры из “Никиты” и “Леона” или ныряльщик из “Голубой бездны”. Контрастный баланс между внутренним и внешним мирами позволяет режиссеру филигранно прописывать характеры своих героев, создавая феерию действия и страстей.
В 1988 году, после продюссерской и сценарной работы над фильмами “Камикадзе” (Kamikaze, 1986) и “Таксишник” (Taxi Boy, 1986, в российском прокате - “Такси”) Бессон переименовывает свою студию в “Les films du dauphin” (“Фильмы дельфина”) и снимает красивейшую фреску о романтике подводного мира “Голубая бездна” (Le grand bleu). Картина, проникнутая ностальгией по детским годам и преклонением перед профессией ныряльщика и кумиром Жаком Майолем, принесла Люку деньги, несколько номинаций на “Сезар” (который в итоге и был вручен за работы бессменного композитора Бессона Эрика Серра и звукооператора ленты) и культовую славу.
Настоящей же вершиной режиссерской карьеры Бессона стал следующий его фильм “Никита” (Nikita, 1990). В ленте наиболее ярко проявился типичный бессоновский стиль повествования, когда быстро развивающийся сюжет снимается с поистине музыкальной стройностью и скрипичной напряженностью. Картину ждал кассовый успех в США, что не могло не вызвать к жизни римейк “Нет выхода” (No Way Out) с Бриджет Фондой в главной роли и телесериал. Бессон после этой картины получил всеобщее признание как режиссер с мировым именем. Во время съемок фильма он сломал ногу и развелся с женой.
Доходы, полученные от двух предыдущих проектов, позволили Бессону вновь обратиться к морской теме и выпустить в 1991 году абсолютно некоммерческий документальный научно-популярный фильм “Атлантис” (Atlantis). Подводная одиссея в духе Кусто стала своего рода прощанием с миром детства, признанием в несбыточности надежд и любви к кинематографу.
В своей следующей, шестой по счету и первой с американским участием, картине “Леон” (Leon, 1994), Бессон развил образ мрачного киллера, заявленный еще в “Никите”. Режиссер впервые позволил полностью раскрыться актерскому дару Жана Рено. Образ по-детски непосредственного и по-взрослому серьезно профессионального убийцы ярко рисуется им в этой картине черз историю взаимоотношений взрослого мужчины и двенадцатилетней девочки, сыгранной Натали Портман. Смесь американского постановочного размаха и французской сентиментальности, однако, несмотря на ошеломляющий успех, так и не завоевала ни одного “Сезара”, что заставило режиссера расплакаться прямо на церемонии.
Вновь, после пятнадцатилетнего перерыва, попав в Голливуд, Бессон стал стремительно “американизировать” свой стиль. В результате в 1997 году в свою новую работу под названием “Пятый элемент” (The Fifth Element) он привлек американских звезд Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена (последний блестяще сыграл еще в “Леоне”), а также свою жену супермодель Милу Йовович. На постановку было затрачено $90 млн, что выразилось затем в потрясающих декорациях, костюмах Жан-Поля Готье и гриме. Фильм с уже традиционно великолепной музыкой Эрика Серра и порой по-европейски ироничными, а порой по-американски прямыми, диалогами окупился, собрав по всем миру $266 млн, послужив своеобразным ответом на ряд критических уколов за тенденцию к американской унификации оригинального авторского стиля режиссера.
Однако эта тенденция проявилась еще резче в последней режиссерской работе Бессона - пафосной и напыщенной исторической постановке “Жанна д’Арк” (Jeanne d’Ark, 1999) все с той же Милой Йовович в главной роли. Лента провалилась в прокате и была разругана критиками. После этого слухи о возможном уходе Бессона из режиссуры и переходе к продюсированию, появившиеся после “Леона”, стали еще ближе к реальности. Как заявил сам Люк, “слишком тяжело все дается... тратить два года своей жизни, когда ничего не существует, кроме фильма...” Опыт продюсера у него уже есть: “Такси” Жерара Пиреса, “Холодная луна” Патрика Бушите и “Не глотать” Гэри Олдмена показали его способности в этой сфере кинопроизводства, а недавний продюсерский и сценарный сиквел “Такси 2” собрал только во Франции $40 млн за первые три недели проката. Планы же еще более масштабны: сотрудничество в качестве режиссера и продюсера с Джетом Ли в фильме “Поцелуй дракона” с бюджетом в $25 млн, кибертеррористическая лента “WW3.com”, премьера которой назначена на лето 2002 года, создание кинопроизводящей компании Europa для продвижения европейских проектов в области кино.
[500x460]
Прозанимавшись в течение шести лет исключительно продюсерской деятельностью, Бессон вернулся к режиссуре с великолепной комедийной мелодрамой «Ангел-А» (2005). Сейчас Бессон-Режиссер занят работой над экранизацией серии книг о приключениях Артура. Первая картина из этой серии «Артур и минипуты» вышла в прокат в 2006. Ведется работа над: «Артур и месть Урдалака» (2009) и «Артур и война двух миров» (2010). В качестве продюсера принял участие в создании таких бестселлеров как: «Такси» (1998), «Такси 2» (2000), «Дансер» (2000), «Поцелуй дракона» (2001), «Васаби» (2001), «Перевозчик» (2002), «Онг Бак» (2003), «Такси 3» (2003), «13-й район» (2004), «Бандитки» (2006) и других. Трижды муж и отец четверых детей. Один ребенок у Бессона от брака с актрисой Анн Парийо и трое от его последней жены кинопродюсера Вирджинии Силла. За время его второго, непродолжительно брака с Миллой Йовович до детей дело не дошло.
А вот снимок Люка Бессона с женой Вирджинией Силла:
А это - список его фильмов ( и как режиссер, и как продюссер):
01. Предпоследний/L'Avant dernier (1981)
02. Последняя битва/Le Dernier combat (1983)
03. Не бросайте трубку/Ne quittez pas (1984)
04. Подземка/Subway (1985)
05. Камикадзе/Kamikaze (1986)
06. Голубая бездна/Grand bleu, Le (1988)
07. Ее звали Никита/ La Femme Nikita (1990)
08. Холодная луна/Lune froide (1991)
09. Атлантида/Atlantis (1991)
10. Бабушки/Mamies, Les (1992)
11.Chasse gard?e (1992)
12. Львенок/Enfant lion, L' (1993)
13. Убийца (Возврата нет) / Assassin (Point of No Return)(1993)
14. Леон/Léon (1994)
15. Придурки/ Les truffes (1995)
16. Пятый элемент/The Fifth Element (1997)
17. Не глотать/Nil by Mouth (1997)
[350x467]
18. Такси/Taxi (1998)
19. Cour interdite (1999)
20. Жанна Д'Арк/The Messenger: The Story of Joan of Arc (1999)
21. Такси 2/Taxi 2 (2000)
22. Дансер/The Dancer (2000)
23. Выход/Exit (2000)
24. 15 августа/August 15th (2001)
25. Поцелуй дракона/Kiss of the Dragon (2001)
26. Васаби/Wasabi (2001)
27. Ямакаси: Новые самураи/Yamakasi - Les samourais des temps modernes (2001)
28. Хаос и желание/Turbulence des fluides, La (2002)
29. Шкура ангела/Peau d'ange (2002)
30. Бланш/Blanche (2002)
31. Перевозчик/The Transporter (2002)
32. Онг Бак/Ong-bak (2003)
33. Смех и наказание/Rire et chatiment (2003)
34. Такси 3/Taxi 3 (2003)
35. Счастье ничего не стоит/La felicità non costa niente (2003)
36. Я, Цезарь/ Moi César (2003)
37. Тристан/Tristan (2003)
38. Фанфан-тюльпан/Fanfan la tulipe (2003)
39. Отбивные/ Les Cotelettes (2003)
40. Кровавая жатва/Haute tension (2003)
41. Нахал/Cheeky (2003)
42. Мишель Вальян: Жажда скорости/Michel Vaillant (2003)
43. Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса/Les Rivieres Pourpres 2 (2004)
44. Точная копия/ton image (2004)
45. Ложь, измена и тому подобное... /Mensonges et Trahisons et Plus si Affinites ... (2004)
46. Нью-Йоркское такси/Taxi (2004)
47. 13-й район/Banlieue 13 (2004)
48. Дэнни Цепной пес/Danny the Dog (2005)
49. Ze фильм/Ze film (2005)
50. Суфлер/Souffleur, Le (2005)
51. Akoibon (2005)
52. Северо-восток/Nordeste (2005)
53. Imposture (2005)
54. Три могилы/Three Burials of Melquiades Estrada, The (2005)
55. Следующий!/Au suivant! (2005)
56. Перевозчик 2/Transporteur II, Le (2005)
57. В его руках/Entre ses mains (2005)
58. Револьвер/Revolver (2005)
59. Bunker paradise (2005)
60. Быть Стэнли Кубриком/Colour Me Kubrick: A True...ish Story (2005)
61. Черный ящик/Boite Noire, La (2005)
62. Ангел-А/Angel-A (2005)
63. Бандитки/Bandidas (2006)
64. Дочери китайского ботаника/Les filles du botaniste (2006)
65. Убийцы/Meurtri?res (2006)
66. Когда я был певцом/Quand j'etais Chanteur (2006)
67. Авриль/Avril (2006)
68. Dikkenek (2006)
69. Джунгли/Jungle, La (2006)
70. Новый свет/Nuovomondo (2006
71. Любовь и другие катастрофы/Love and Other Disasters (2006)
72. Не говори никому/Ne le dis a personne (2006)
73. Артур и минипуты/Arthur et les Minimoys (2006)
74. Мишу из Д’Обера/Michou d'Auber (2007)
75. Такси 4/Taxi 4 (2007)
76. Граница/Frontiere(s) (2007)
77. Гость/L'invite (2007)
78. Секрет/The Secret (2007)
79. Un ch?teau en Espagne (2007)
80. Хитмэн/Hitman (2007)
81. Заложница/Taken (2008)
82. Перевозчик 3/Transporter 3 (2008)
83. Я люблю тебя, Филлип Моррис /I Love You Phillip Morris (2009)
84. Missionnaire, Le (2009)
85. Staten Island (2009)
86. 13-й район: Ультиматум Banlieue 13 Ultimatum (2009)
87. Home (2009)
88. Артур и месть Урдалака/Arthur et la vengeance de Maltazard (2009)
89. Из Парижа с любовью/From Paris with Love (2010)
90. 22 пули: Бессмертный / L'immortel (2010)
91. Необычайные приключения Адель/Les aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec (2010)