Если вспомнить фильмы с которых начинался коммерческий кинематограф, те самые, немые и черно-белые, во всяком случае те, что дошли до нас, то их главные герои - придурки. Милые, трогательные и сентиментальные. Но тупые и невезучие. Чарли Чаплин, Бастер Китон играли в кино придурков. За редким исключением. И они остались в веках.
Дальше, итальянское кино пятидесятых, фильмы Феллини - "Дорога" , "Ночи Кабирии" , "Рим" серьезны и трагичны, но вместе с тем, все дейтвующие лица - просто паноптикум придурков. Нельзя не вспомнить фильм Паоло Пазоллини "Птицы большие и малые" с участием Тото.
Ну а уж если вспоминать Тото, то сразу приходит на ум их работа с Фернанделем "Закон есть закон" где они играли замечательных, превосходных, великолепных придурков. Это один из любимых моих фильмов.
Но в семидесятых - восьмидесятых годах придурки сходят с экрана. Им на смену приходят брутальные Бельмондо, Ален Делон, а затем еще более мрачные и картонные Шварценеггер и Сталлоне. Где-то на задворках французского кино маячат бледные копии былых великолепных придурков - Луи де Фюнес и Пьер Ришар.
И только в конце восьмидесятых придурков робко возвращают в голливуд. Такие актеры как Дастин Хоффман и Билл Мюррей отважно решаются на это.
Дальше - больше, и легче:-). Целая серия незабываемых и фееричных придурков в исполнении Джима Керри. А следующим шагом были режиссерские работы с фильмами полными придурков. Придурки вышедшие из комиксов в фильмах Тарантино. Мрачные придурки в фильмах Джимми Джармуша. Веселые, кровавые, жестокие и незабываемые из фильмов братьев Коэнов.
Наш, советский кинематограф, редко баловал нас придурками. Чаще всего были отрицательные персонажи. Но были и исключения. Герой Никулина из фильма "Когда деревья были большими". Или великолепная троица Вицын, Никулин, Моргунов в фильмах Гайдая. Можно еще вспомнить героев Леонова и фильмы Данелия.
Я рад возвращению придурков в кино. Ведь наша, русская литература основана на придурках, держится ими, они - соль нашей литературы.
Начиная от Ивана - Дурака и заканчивая героями Гоголя, Хлестаков или Чичиков со всеми его товарищами по повести - чем не образцовые придурки? А трагический придурок из поэмы Венички Ерофеева "Москва- Петушки" ?
[700x468]