Именно юзабилити и практичность определяют успех или неудачу сайта, а не его дизайн, как ошибочно думают многие. Сами подумайте, если Вы делаете сайт для целевой аудитории, а ее представители не могут ничего на нем найти, о какой прибыли и говорить? Успешный сайт – такой сайт, который понятен пользователю и который способен выполнять возложенные на него задачи.
В этой статье мы не будем обсуждать такие детали, как, например, где должна располагаться форма поиска и т.д. Этому было посвящено достаточно хороших статей. Вместо этого мы сосредоточимся на рассмотрении основных принципов, эвристики и методов эффективного веб-дизайна.Обычно поведение пользователей в Интернет ничем не отличается от поведения покупателей в магазинах! Посетители просматривают каждую новую страницу, сканируют глазами текст и кликают на первую привлекшую их внимание ссылку.
В основном пользователи ищут что-то интересное или полезное и как только такие объекты ими находятся, пользователи кликают на них. Если же открывшаяся страница не оправдала ожиданий пользователя, он жмет на кнопку браузера «Назад» и продолжает поиски.
Вспомнили первый закон юзабилити Стива Круга?! Веб-страница должна быть максимально понятна пользователю. В процессе создания веб-страниц, Вы должны сделать все возможное, чтобы избавить пользователя от всевозможных вопросов, которые могут возникнуть у него при попадании на эту страницу.
Если же навигация по сайту и его структура запутаны и неочевидны, то количество вопросов у пользователя только возрастет и он не сможет понять, как работать с Вашим сайтом, как переместиться из точки А в точку Б…
Вам необходимо добиться максимальной прозрачности и очевидности структуры Вашего сайта, все пути по сайту сделать интуитивно понятными ради того, чтобы пользователи без труда и в любой момент могли попасть в любую точку Вашего сайта.
Давайте рассмотрим наглядный пример. У Beyondis.co.uk в самом верху веб-страницы размещен девиз: «beyond channels, beyond products, beyond distribution». Почему именно в этом месте? А потому что разработчики исходили из того, что при просмотре веб-страниц пользователи действуют по схеме «F», отсюда следует, что первым, что увидят пользователи, будет этот девиз.
Несмотря на то, что дизайн сайта интуитивно понятен, для того, чтобы понять, о чем конкретная его страница, необходимо искать ответ. Этот недостаток – вина проектировщика, который обязан предусматривать все возможные вопросы, которые могут возникнуть у пользователя, находящегося на сайте.
Если же поменять местами левую часть (девиз) и правую (графическое изображение с описательным текстом), то этот вопрос бы отпал сам собой. Как видите, решение перед носом, нужно просто его увидеть!
ExpressionEngine использует такую же простую структуру, как и в предыдущем примере, но при просмотре страницы сайта у пользователей не возникает никаких вопросов – им все понятно!
Посмотрите, как грамотно разработчики предлагают выбрать пользователям между онлайн-тестированием движка и его бесплатным скачиванием.
Именно простота привлекает пользователей в веб-сайтах. Им нравится, когда Вы заранее знаете, что они хотят, и предлагаете им это. Только добившись этого, Вы сможете успешно взаимодействовать со своими пользователями.
В процессе реализации новых проектов не забывайте о минимальных требованиях, предъявляемых к пользователям. Чем меньше действий требуется от пользователя, тем охотнее он будет пользоваться тем или иным сервисом.
Пользователи очень не любят, когда от них требуется заполнения больших форм. Поэтому не рекомендую Вам их использовать, если Вы, конечно, не хотите распугать всех посетителей. Позвольте пользователям гулять по Вашему сайту, не требуя от них регистрации и авторизации.
Ужасную ошибку совершают те, кто не пускают пользователя на сайт без указания последними их e-mail’ов.
Как совершенно верно утверждает Райан Сингер, разработчик 37Signals, пользователи охотно бы дали Вам свой e-mail после того, как увидели Ваш сервис в действии и смогли понять и оценить, что они получат взамен на свой e-mail.
Stikkit – отличный пример удобного для пользователей сервиса, не требующего от них ничего лишнего, а только самую важную информацию. В такой ситуации пользователи чувствуют себя комфортно – самое главное.
А вот и менее удачный пример - Mite требует ввести гораздо больше регистрационной информации, вследствие чего весь процесс может занять около 30 секунд, что доставляет пользователям некий дискомфорт.
Самым лучшим вариантом будет убрать все барьеры, будь то требование зарегистрироваться или подписаться на что-либо перед тем, как получить доступ к сервису.
Поскольку веб-сайты представляют одновременно и статический и динамический контент, некоторые элементы пользовательского интерфейса лучше привлекают внимание пользователей. Например, изображения сразу же привлекают к себе взор пользователей и являются более замечаемыми элементами сайта, чем контент.
Человеческий взгляд далеко не прямолинейный и способен мгновенно фокусироваться на границах, узорах и движущихся элементах. Именно по этой причине видео-реклама так сильно раздражает пользователей. Однако с маркетинговой точки зрения – такой вид рекламы самый заметный.
Humanized.com в совершенстве использует метод захвата и управления вниманием пользователя. Единственным элементом, цепляющим взгляд пользователей, является слово «FREE». Под и справа от этого заголовка располагается контентная часть, описывающая, что и как пользователь получает бесплатно.
Фокусировка пользовательского внимания на определенных участках сайта позволяет помочь им попасть из точки А в точку Б без каких-либо умственных усилий с их стороны.
Чем меньше у пользователей возникает вопросов относительно пользования Вашим сайтом, тем с большим доверием они будут к Вам относиться!
Современные дизайны сайтов обычно критикуются за их уклон в пошаговое управление пользователями в процессе достижения их цели, крупные иконки с визуальными эффектами и т.д. Однако с точки зрения перспектив дизайна эти элементы очень даже хороши.
С другой стороны, подобное пошаговое управление пользователями очень эффективно и помогает им спокойно и без приложения усилий достигать поставленной цели.
Подобные пользовательские интерфейсы очень просты, очевидны и юзабельны.
Dibusoft.com совмещают визуально привлекательный дизайн с ясной и прозрачной структурой самого сайта. Сайт имеет 9 основных навигационных опций, которые видны даже при беглом взгляде.
Запомните! Все функции Вашего сайта должны быть видны пользователям даже при его беглом просмотре. Это фундаментальный принцип успешного пользовательского интерфейса. Пользователи должны получать удовольствие от взаимодействия с Вашим сайтом.
Правила написания текстов для печатных изданий и для Web различаются. Для Web необходимо писать кратко, четко и понятно, разбивать текст на короткие абзацы, делать цепляющие заголовки, создавать различные списки и т.д.
Избегайте использования заумных и профессиональных выражений – Ваш текст должен быть понятен любому рядовому пользователю.
Выражайте свои мысли словами максимально четко, например, если Вы хотите, чтобы пользователь зарегистрировался, Вам следует сделать ссылку вида «зарегистрироваться» или «получить аккаунт», вместо «начать тут».
Eleven2.com полностью следует этому правилу. На сайте не встретишь никаких заумных и непонятных слов. На самом же виду висит цена – то, что пользователям и нужно.
Принцип простоты должен являться основополагающим принципом дизайна. Пользователи редко заходят на сайты с целью насладиться их оформлением и поискать, где же там завуалирована навигация, в основном же их цель – контент. Поэтому упор сделайте на контенте, а облеките его в форму простого, но радующего глаз дизайна.
Crcbus встречает пользователей простым и в то же время привлекательным дизайном. Вы вряд ли поймете, о чем этот сайт, т.к. он на итальянском, но навигация сайта, заголовок с подзаголовком и футер видны довольно четко даже невооруженным взглядом. Отличный пример простого, удобного и привлекательного дизайна.
По мнению пользователей, лучший дизайн сайта – чистый текст безо всякой рекламы и других ненужных контентных блоков, каким-либо образом отвлекающих их от изучения необходимого контента.
Именно поэтому версия для печати так востребована пользователями Интернет.
Finch предоставляет пользователям выбор нескольких путей перехода по сайту с кратким описанием каждого, что очень удобно и не перегружает пользователей.
Реально трудно переоценить важность свободного пространства для сайта. Мало того, что оно снижает нагрузку на пользователей, создаваемую сайтом, так еще и помогает более эффективно усваивать предоставляемый контент.
Первым, что делает пользователь при заходе на сайт, это сканирует веб-страницу, деля ее на блоки.
Если Ваш сайт перегружен различными смысловыми элементами и блоками, то его гораздо труднее читать, сканировать, анализировать и работать в целом. Если у Вас есть потенциальная возможность разделить имеющиеся блоки чертой, то лучше воспользуйтесь свободным пространством в качестве разделителя.
Иерархия в разы снижает сложность (Закон Саймона): чем качественнее Вы превратите весь контент сайта в иерархию, тем легче он будет восприниматься пользователями.
В нашем очередном примере Cameron.io использует свободное пространство в качестве основного элемента дизайна и, как видите, смотрится очень профессионально, а контентные блоки видны невооруженным глазом.
В своих трудах по эффективной коммуникации Аарон Маркус освещает 3 фундаментальных принципа «языка дизайна» - всего того, что пользователь видит на экране.
Согласованное и общепринятое оформление элементов сайта не приведет к получению в итоге скучного и невзрачного сайта. Соглашения, по своей сути, очень полезны и удобны, т.к. они уже предоставляют готовые решения, которые легко узнаваемы пользователями всего Мира.
Только представьте, что бы было, если каждый веб-дизайнер размещал на своем сайте свой вариант иконки RSS, а не просто преобразовывал общепринятый.
То же касается и базовых принципов, как то структурировать файлы по папкам.
Изучайте пользователей, их поведение и ожидания. Ваш сайт должен им соответствовать и оправдывать. Больше информации по этой теме можно найти на сайте Якоба Нильсена (на английском языке) или на русском языке на WebMascon’e.
Самой хорошей проверкой будет зайти на сайт, предварительно переведя его на другой язык с помощью, например, Babelfish и попросить кого-нибудь найти что-либо на страницах этого сайта. Если сайт использует общепринятые соглашения, то пользователи смогут достичь определенных успехов поиска, даже не зная установленного языка.
Стив Круг, например, рекомендует использовать усовершенствованные общепринятые соглашения только в том случае, когда Ваша идея лучше общепринятой. В остальных же случаях настоятельно рекомендуется использовать общепринятые соглашения.
Юзабилити-тестирования должны проводиться на регулярной основе, т.к. только при таком раскладе Вы можете всегда быть в курсе потребностей и желаний Ваших посетителей.
Далее приведу Вам 4 важных пункта для запоминания:
Заключение! Если Вы хотите создать неотразимый во всех отношениях сайт, Вы должны регулярно подвергать его всевозможным тестированиям.
Оригинал статьи: 10 Principles Of Effective Web Design