1-й принцип. Критикуйте действия, а не человека. Нельзя унижать человека, оскорблять его. Если кто-то допустил ошибку, лучше побеседовать с ним наедине.
2-й принцип. Критикуйте конкретно. Человек должен знать, в чём его обвиняют. Причитать, что вы так на него надеялись, а он ничего не сделал, бессмысленно.
3-й принцип. Не идите на поводу у своих эмоций - если что-то вас разозлило или расстроило, дайте себе время остыть, и только потом начинайте разговор. Так вы сохраните объективность, а критикуемый не ответит агрессией на вашу агрессию. Не повторяйте одни и те же доводы по несколько раз. Это всегда раздражает.
4-й принцип. ("принцип бутерброда") Каждую порцию критики помещайте между двумя большими порциями похвалы. Это очень действенное правило. При этом человек видит, что отношение к нему объективное - вы видите и хорошее, и плохое в его действиях.
5-й прицип. Всегда давайте объекту критики возможность объяснить свои действия, выслушайте его версию - может быть, после этого и критиковать его не понадобится. Помните, что на 40 % критика бывает безосновательна.
6-й принцип. Не решайте заранее, кто прав, а кто виноват, - не ищите "стрелочника". Не выяснив всех обстоятельств дела, не спешите с наказанием, чтобы потом не пришлось извиняться.
7-й принцип. Дайте возможность критикуемому выговориться или спровоцируйте его ответ, если он молчит. Молчание не всегда знак согласия, оно может скрывать гнев или страх. Выскажите свою точку зрения и попросите её прокомментировать. Ваша задача - любым способом разговорить критикуемого, заставить его раскрыться! Иногда человек с вами соглашается, бьёт себя в грудь, что исправится, а потом принимается за старое. Это повод задуматься: не слишком ли многого вы хотите от него? Может, он просто не в состоянии выполнить обещание и соглашается, чтоб не сердить вас отказом? Существуют и те, кто считают, что виноваты все, но только не они. Выслушайте их без споров и комментариве, затем чётко очертите задание и оговорите точные сроки его выполнения.
Не позволяйте вами манипулировать. Обычно манипулятор преследует собственную выгоду, скрывая объективную информацию, давит на ваше чувство вины - пытается контролировать ваши действия, подрывая вашу репутацию. Здесь нужны жёсткие меры.
8-й принцип. Критикуя человека, не ссылайтесь на других людей - вы высказываете ваше мнение и ваши мысли, за которые несёте полную ответственность.
9-й принцип. Покажите провинившемуся последствия его оплошности. Вот тогда до человека действительно дойдёт, что он натворил.
10-й принцип. Вместе ищите решение, а не обвиняйте. Направьте мысли провинившегося по конструктивному пути.
11-й принцип. Умейте поставить точку. Инцидент завершён, к нему не возвращаются и не вспоминают при любом удобном случае. Помните: каждый имеет право на ошибку.
А как быть, когда критика направлена в ваш адрес? Манера начинать разговор с замечаний, увы, типична для многих руководителей. Ваша защита - документы, записи, результаты. Если вы явно не правы, выслушайте критику спокойно и предложите варианты исправления положения. Иногда полезно признаться в ошибке первым. Критики избежать не удастся, но повинную голову меч не сечёт. Относитесь к критике по-деловому, не принимайте замечания как личное оскорбление. Если же вы правы, ищите поддержки своим идеям и действиям у сослуживцев. Критики молчат, когда в коллективе у них нет союзников.
Сто раз подумайте, прежде чем неодобрительно говорить о действиях коллеги. Дайте ему дружеский совет, помогите, ведь лучший способ раскритиковать чужую работу - выполнить её лучше.