
«Характер - это и есть судьба» - Майя Плисецкая
20 ноября 2020 года исполнилось 95 лет со дня рождения
великой балерины Майи Михайловны Плисецкой
Советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф,
киноактриса. Представительница театральной династии
Мессерер-Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР
в 1948-1990 годах. Герой Социалистического Труда. Народная
артистка СССР. Полный кавалер ордена «За заслуги перед
Отечеством». Лауреат Ленинской премии. Кавалер трёх орденов
Ленина. Считается одной из величайших балерин XX века.

Больше 40 лет русская балерина Майя Плисецкая была солисткой
Большого театра. С гастролями и концертами она объездила почти
весь мир: выступала с номерами из балетов, участвовала в
постановках зарубежных хореографов и сама ставила спектакли.
«Умирающий лебедь» из «Лебединого озера», Китри из «Дон
Кихота», Кармен из «Кармен-сюиты» - эти и многие другие роли
Майи Плисецкой вошли в историю мирового искусства.

Майя Плисецкая - балерина, чье имя стало синонимом мастерства,
невероятного таланта и стойкости. Стойкости не только
профессиональной, но и жизненной. Кто читал мемуары Майи
Михайловны, тот знает об испытаниях, через которые ей пришлось
пройти - от расстрела отца и ареста матери до борьбы сначала за
место в театре, затем за право выступать за границей…

И вопреки всему она блистала. «Вы устроили пожар на сцене!»,
- сказал о ее партии Китри в «Дон Кихоте» Рудольф Нуриев и,
справедливо отметим, ничуть не преувеличил. Майя Михайловна
на сцене жила, творила и вдохновляла творить.

Она всегда страстно хотела танцевать. Даже в годы Великой
Отечественной войны Плисецкая тайком приехала из эвакуации
(из Свердловска!) в Москву, чтобы продолжить занятия в училище,
говорила, что за год «истомилась, задеревенела, заскорузла»…

Плисецкая для миллионов зрителей - икона в балете. Но и у нее
тоже были свои кумиры. Эталоном женщины долгие годы она
считала Лилю Брик. В современной поэзии выше всех ставила
своего друга Андрея Вознесенского, который написал в «Портрете
Плисецкой»: «В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она
рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью…».
В моде непререкаемым авторитетом для нее был Пьер Карден,
а в музыке - Родион Щедрин.

Многим знакомы приписываемые Плисецкой слова, что самая
эффективная диета - это меньше жрать. В еде она действительно
была очень неприхотлива. Из всех деликатесов и разнообразия
кухонь народов мира, которые перепробовала за свою жизнь,
больше всего любила хлеб, намазанный сливочным
маслом, и селедку.

Как настоящая женщина, а тем более - великая актриса, она
презирала старость. Честно говорила: «Я не вижу красоты в
старости, в морщинах. И старыми людьми не очень-то
восторгаюсь». Старость считала своим личным врагом,
с которым нещадно боролась.

Она признавалась, что вживила в кожу лица золотые нити,
чтобы ткани не провисали. Но делала она пластические операции
или нет, не столь уж важно. Легкость походки, эмоциональность,
живость ума в ней оставались в любом возрасте и
делали ее неотразимой.
Она готовилась к празднованию своего 90-летия. В Большом
театре должен был состояться концерт в ее честь. Она сама
составляла программу. Но 2 мая 2015 года у Плисецкой случился
обширный инфаркт миокарда, который она не пережила.

В своем завещании она распорядилась: «Тела наши (с Родионом
Щедриным) сжечь после смерти. Оба праха соединить воедино и
развеять над Россией». Церемония прощания с Майей проходила
в ритуальном зале крематория в небольшом городе Киссинге в
60 километрах от Мюнхена, где она жила с Щедриным последние
25 лет. На прощании присутствовало человек пятнадцать
- только самые близкие.
Легендарные выступления. Майя Плисецкая
Россия, 2010. Программа посвящена 85-летнему юбилею Майи Михайловны Плисецкой. Принимают участие Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Николай Цискаридзе, Ульяна Лопаткина, Николай Фадеечев, Борис Мессерер. Использованы архивные записи балетов с участием Майи Плисецкой разных лет, а также фрагменты автобиографической книги Плисецкой «Я, Майя Плисецкая...» и стихи Андрея Вознесенского и Беллы Ахмадулиной.

Цитаты и высказывания Майи Плисецкой:
Люди не делятся на классы, расы, государственные системы.
Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда
исключение, подарок неба.
В искусстве не важно «что». Самое важное - «как». Нужно,
чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало - тогда это
настоящее, иначе никак.
Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни...
Лишние слова тоже не нужны.

Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю,
что балерины покоряли их своим умом.
Измениться труднее, чем за волосы себя поднять....
Не уверена, что высшее проявление ума - это доброта.
Добряки бывают и набитыми дураками.

Как легко, должно быть, живется людям без убеждений.
Подул ветер с небес - говори прямо противоположное
своим вчерашним речам.
Никогда не любила тренироваться и репетировать. Думаю,
что в итоге это и продлило мою сценическую карьеру:
у меня были неизмученные ноги....
Майя Плисецкая
Музыка: Морис Равель «Болеро»
 | 
|
|
|
|