
На 83-м году жизни, 14 июня, скончался режиссер, сценарист
и актер, народный артист России Станислав Говорухин.
Накануне стало известно, что он перенес операцию
и находился в санатории в Барвихе.

Станислава Говорухина часто называли одним из самых смелых
и самобытных режиссеров своего времени. Он не боялся
экспериментировать с жанрами, поднимая острые социальные
и политические вопросы. В результате, практически каждый
новый фильм постановщика становился шедевром.
Такое чувство, что за наградами Говорухин никогда не гнался.
Он и народным артистом России стал только в 2006 году,
когда дальше тянуть уже было нельзя, а потом был одним
из инициаторов обсуждения - что вообще делать с этими
званиями, оставшимися в наследство от Советского Союза.
Проблема, впрочем, не решена до сих пор, а народным
Говорухин остался.

В советское время у него сложилась впечатляющая карьера.
Уже взрослым он узнал, что его отец - донской казак - был
репрессирован в 30-е годы, едва ли не сразу после рождения
сына. Мать эту информацию скрывала, говорила детям,
что развелась - так, видимо, было проще.

Говорухин окончил школу, выучился на геолога, но побродить
по тайге с экспедициями ему не довелось: появилось новое
увлечение - телевидение. Работал в только что открывшейся
телестудии в Казани, потом снова отправился изучать новое
- поступил во ВГИК, на режиссерский факультет, в мастерскую
Якова Сегеля. Ну а после ВГИКа оказался на Одесской киностудии.

«Вертикаль» (1967).
Именно с Одессой связаны самые громкие работы
Говорухина-режиссера. Он начал с «Вертикали», в которой
чуть ли не впервые на всю страну прозвучали песни
Владимира Высоцкого, сыгравшего роль радиста Володи.

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972).
Так и пошло дальше. В 1972 году вышла картина
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
с Леонидом Куравлевым в заглавной роли - первая из
длинной череды экранизаций. Экранизация романа
Даниэля Дефо не только завоевала любовь советских
граждан, но и стала самым успешным советским
фильмом в Польше 1970-х.

«День ангела» (1968).
А 80-е оказались для Говорухина самыми насыщенными
и переломными. Он менялся вместе со страной - или
наоборот, получил возможность быть собой.

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981).
Фильмы для детей - «Приключения Тома Сойера и
Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта» -
перемежались вполне взрослыми «Десятью негритятами».

«В поисках капитана Гранта» (1985).

«Десять негритят» (1987).
Фильм, снятый Говорухиным по классическому английскому
роману Агаты Кристи, получился исключительно в духе оригинала.
Это запутанный, но очень интригующий камерный детектив.

А ведь была еще и документальная трилогия о том, что
происходит вокруг, взгляд режиссера на знаковые события
эпохи - «Так жить нельзя» 1990 года, «Россия, которую
мы потеряли» 1992 года и «Великая криминальная
революция» 1994 года.

И пусть названия этих картин сейчас используются, скорее,
в ироническом смысле, а на вопрос «как жить можно?» ответ
так и не найден, для самого режиссера это были попытки
найти хоть какую-то опору.

Станислав Говорухин в роли Крымова в художественном фильме «АССА»
Был еще и Крымов, которого Говорухин сыграл в «Ассе»
Сергея Соловьева - квинтэссенция всего, с чем пытались
бороться силы прогресса во время перестройки. Правда,
победить оказалось невозможно, но это уже другой разговор.

А в конце 90-х Говорухин снял «Ворошиловского стрелка»,
в котором пытался ответить на вопрос: можно ли самому
вершить правосудие? В драме «Ворошиловский стрелок»
Говорухин выступил как режиссёр и сценарист. Фильм
рассказывает о пенсионере и ветеране Великой
Отечественной войны, который решил отомстить за
изнасилование внучки и убить преступников. В главной
роли - Михаил Ульянов.

«Место встречи изменить нельзя» (1979).
В 5-серийном фильме по «Эре милосердия» братьев Вайнеров
зрители снова увидели Владимира Высоцкого - на этот раз в
роли сотрудника МУРа. Кстати, специально для сериала
музыкант написал песню «О конце войны», но режиссёр
запретил Высоцкому её петь. «За тех, кто в МУРе» и «Баллада
о детстве» также были отвергнуты. Вместо них Станислав
Говорухин попросил актёра исполнить чужую песню
- романс Александра Вертинского «Лиловый негр».

Станислава Говорухина вряд ли можно охарактеризовать
как-то однозначно. В советские годы его режиссерские,
сценарные и актерские работы постоянно попадали в цель
- они и выходили в нужное время, и давали повод поспорить
о том, что творится вокруг, и открывали зрителям что-то новое.

«Благословите женщину» (2003).
Мелодрама о любви несовершеннолетней девушки и военного
«за тридцать» принесла режиссёру и актёрам множество
номинаций на разные кинопремии - например, Инна Чурикова
получила «Нику» за лучшую женскую роль второго плана.
В основу сценария легла повесть И. Грековой «Хозяйка гостиницы».

После распада СССР он погрузился в политику, стал
депутатом Государственной думы, работал в думском
комитете по культуре, решения которого не всегда
были однозначны, был одним из рупоров консервативного
крыла - что тоже вызывало критику его высказываний.

Но вместе с тем остался верен своей профессии, и пусть его
фильмы не вызывали былой реакции, они все равно получались
качественными и точными высказываниями о дне сегодняшнем.

«Конец прекрасной эпохи» (2015).
«Конец прекрасной эпохи» - это последний и лучший из
поздних фильмов Говорухина, снятый по мотивам довлатовского
сборника рассказов «Компромисс». За него режиссёр Станислав
Говорухин, получивший приз в номинации
«Лучшая режиссёрская работа»
«Конец прекрасной эпохи» - трейлер
Фильм все же получился не совсем о писателе Сергее Донатовиче,
а скорее - о режиссере Станиславе Сергеевиче, о его прошедшей,
но незабываемой и оттого вечной в его памяти молодости.

«Конец прекрасной эпохи» (2015).
Экранизация рассказов Сергея Довлатова ничего в Сочи
не выиграла, наоборот - получила не самую восторженную
критику, но позже принесла Говорухину режиссерские призы
двух соперничающих премий - «Ники» и «Золотого орла»,
которые в этом оказались единодушны.

А вы знаете, что Станислав Говорухин в середине 1990-х годов,
начал заниматься живописью. Это занятие настолько увлекло
его, что во время служебных поездок и на отдыхе он не
расставался с этюдником и красками.

Время, проведенное с кистью и карандашом в руках,
он скромно именовал увлечением.

Почти все свое свободное время, в частности, в перерыве
между сессиями Говорухин посвящал живописи.

Целый ряд его персональных выставок так и
назывался - «Парламентские каникулы».

Говорухин Станислав Сергеевич
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы:
Публицистика, скоропортящийся продукт.
Проблема культуры - это проблема духовности.
Дураков же не сеют, не пашут. Они сами родятся.
Искусство политики и искусство режиссуры
- это смежные области.

Я много курю, много пью, у меня нет никакого
распорядка дня. И мне хорошо.
Мужество - это когда человек не даёт страху
смерти руководить своей жизнью.
А смысл мне выпускать свои фильмы на
широкий экран?.. Там же дебилы сидят.

Мы хотели сделать нормальную партию,
а получилась КПСС. (о «Единой России»).
Есть же определенная игра - там, за Кремлевской
стеной. Мы в ней не участвуем.
По России бродят просто стада молодых людей, которые не
подозревают о том, что существуют духовные радости.

В кинематограф пришли люди, не читавшие книжек,
но точно знающие, что нужно для кассы:
насилие, кровь, выстрелы.
Мало ли кто чего хочет. Я тоже в свое время
выдвигался в президенты. Как выяснилось, это
была с моей стороны дурость.

В России, как известно, две беды - дураки и дороги.
Есть такой анекдот. Вчера в Государственной думе
одна беда обсуждала другую.
Прекрасно отдаю себе отчет в том, что уже и мозги
не те, и смелость не та, но при этом уверен:
все равно я еще могу оставаться на коне.

С нынешним молодым поколением уже ничего нельзя
сделать - оно пропало. Надо спасть тех, кому сейчас
два года, и тех, кто еще не родился.
Все, кто нарушил законы, увел деньги из бюджета,
приватизировал незаконно целые отрасли народного
хозяйства, должны отбывать наказание.

Фильм Week-end
Если бы я не занялся политикой, и меня не было бы
в Думе, в парламенте, то сегодня мы не видели бы вот
этого возрождения российского кинематографа.
О ком сейчас снимают?! О моделях, ворах, проститутках.
Без нравственных ограничений нет ни одного кинематографа
в мире! Пора подумать об этом.

Самое опасное сегодня то, что общество, от президента
до самой низовой ячейки - семьи, учреждения или воровской
малины - перестало исполнять закон.
Быть честным смертельно опасно. Если ты занимаешь
пост, допустим, начальника госимущества и остаешься при
этом честным человеком, тебя быстро расстреляют на улице.
Источники: АиФ и др.
Музыка: саксофон Игорь Кружалин «Летний дождь»
 | 
Lyarder |
|
|
|