То, что в Аргентине изобрели шариковую ручку и что там родился Че Гевара - знают немногие. То, что Месси и Марадона тоже аргентинцы - знают многие, но не все, в основном, футбольные болельщики. Но то, что в Аргентине есть аргентинское танго - знают абсолютно все. Нет ничего более аргентинского, чем танго.
И нет другого такого танца, который бы так откровенно выражал роковую власть основного инстинкта. Что там канкан с задиранием юбок выше головы! Это просто детские шалости по сравнению с танго - этим ритуальным танцем страсти. Тут всё серьёзно.
Сто лет назад танго пришло в Европу, прекрасно прижилось и пустило побеги во все стороны. Теперь у всех нас в памяти как минимум три-четыре популярные мелодии танго, ставшие классикой жанра. Кстати, не только аргентинские.
В первую очередь, вот эти.
1. "Эль Чокло" Анхеля Вильольдо.
Это самое старое из всех популярных танго. У него махровая ресторанная репутация. "Эль Чокло" (это означает "початок") было написано в Аргентине в 1903 году и быстро разошлось в виде песен с разными текстами и инструментальных обработок.
Самый известный песенный вариант - на слова Джорджии Гибс "Kiss of Fire ". Её пел Луи Армстронг.
И да - вы не ошиблись: "На дерибасовской открылася пивная" про Васю-шморовоза - это тоже оно)
2. "Кумпарсита" Матоса Родригеса.
"Кумпарсита" - мать всех классических танго, правда, это танго не аргентинское, а уругвайское.
"Кумпарсита" была написана в 1916 году юным уругвайским студентом Матосом Родригесом и представляло собой песню. Спустя десять лет ее спел с новыми словами звезда аргентинского танго Карлос Гардель, и "Кумпарсита" стала настоящим хитом. Про Уругвай и Родригеса уже никто и не вспоминал (до сих пор "Кумпарсита" везде фигурирует как аргентинское танго).
Но Родригес стал бороться за свои поруганные авторские права. Правда, борьба продолжалась недолго и закончилась аргентинским брудершафтом с Гарделем.
Тито Скипа - легендарный итальянский тенор.
3. "Por una cabeza" Карлоса Гарделя.
Вышеупомянутый Карлос Гардель - легенда Аргентины. Он был обаятельным красавцем, певцом, киноактёром, композитором и миллионером. Ещё он был фанатом скаковых лошадей, в лёгких у него была пуля, полученная от ревнивого мужа, и погиб он в авиакатастрофе. Полный комплект для кумира.
Примерно так же, как у нас есть твёрдое убеждение, что лучше Марка Бернеса никто никогда не споёт "Шаланды, полные кефали", в Аргентине до сих пор (Гардель умер в 1935 году) не могут себе представить, что кто-то может затмить Гарделя в исполнении танго. Международный день танго мир отмечает в день, когда родился Карлос Гардель.
Название этого танго переводить бессмысленно, но смысл слов примерно таков: риск проиграть с женщиной примерно такой же, как на скачках, но я всё равно поставлю на неё.
Под это танго Аль Пачино и Габриэль Анвар танцуют в фильме "Запах женщины" (кстати, позже и Шварценеггер тоже станцует под эту музыку с Джейми Ли Кёртис в "Правдивой лжи", но это будет уже совсем не то).
4. "Цыганское танго" ("Танго ревности") Якоба Гаде.
Это очень известное танго написано не знойным латиноамериканцем, а как ни странно, датчанином. Якоб Гаде сочинял музыку для сопровождения немых фильмов, и в 1925 году написал такое вот горячее танго к американскому фильму "Сын Зорро", который шёл в кинотеатрах Дании. Никогда не подумаешь, что оно написано жителем северной Европы.
Хотя, глядя, как играют эти двое ребят ( Екатерина Назарова и Илья Мовчан), тоже никогда не подумаешь, что они из средней полосы России)
5. "Либертанго" Астора Пьяццоллы.
Даже суперпопулярный Астор Пьяццолла не может затмить в Аргентине авторитет Карлоса Гарделя. Но в Европе именно Пьяццолла диктовал моду на танго и сделал из этого в сущности ресторанного жанра концертную музыку почти симфонического размаха.
Его "Либертанго", конечно, неотразимо, хоть и поднадоело порядком из-за частого исполнения.
Обратите внимание на парочку очень старательных гармонистов: они играют на бандонеонах. Это аргентинская разновидность гармони, и без этого характерного резкого тембра аргентинское танго теряет свою идентичность.