
В 2017 году в России отметят 200-летие великого художника Ивана Константиновича Айвазовского (29.07.1817 - 02.05.1900 год). В честь этого события в здании Третьяковки на Крымском валу 29 июля 2016 года открылась выставка работ мастера.
Официальный видеоролик выставки «Иван Айвазовский.
К 200-летию со дня рождения»
На видео зрителю показывают последние секунды жизни великого мариниста. Он умер в 83 года, когда писал картину «Взрыв турецкого корабля». Казалось бы, трагичный момент, но все кадры наполнены светом и спокойствием, а в качестве звукового сопровождения приятный мужской голос неторопливо читает стихотворение Фёдора Тютчева «Ты волна моя морская».

Даже не верится, что работал художник всегда в мастерской, окна которой выходили не на море, а во двор. И все штормы, грозы и бушующие волны он писал по памяти.

Море всегда завораживало и восхищало человека своей невероятной, чарующей красотой. Разумеется, оно привлекало множество художников. Живописцы, мастера пейзажей вдохновлялись прекрасными морскими видами и переносили свои эмоции от увиденного на холсты.

Несомненно, Иван Константинович Айвазовский был и является одним из величайших художников-маринистов всех времён. Родившийся в Феодосии, Айвазовский чувствовал, как его притягивает море.

Учившийся в Академии Художеств и побывавший во множестве европейских стран Иван Константинович испытал на себе влияние французского классицизма. Несмотря на то, что у художника есть картины с пейзажами суши, море для него является настоящей родной стихией. Он понимает и раскрывает её лучше, чем кто-либо другой.

Айвазовский с лёгкостью передает зрителю «настроение» морских вод: их двойственность, тишину или ярость. Его картины просто зачаровывают. Глядя на полотна, зритель готов просто раствориться в морских пучинах. Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны.
Айвазовского любили и публика, и критики. Да что там публика, в императорской семье были без ума от его пейзажей. В 1864 году император Александр II даже наградил художника дворянским титулом с правом наследования.

Мог ли об этом подумать мальчик из бедной армянской семьи, рисовавший в детстве солдатиков на заборе. В Академии художеств в Санкт Петербурге Айвазовский стал писать картины на заказ для Морского ведомства. Как сказали бы сейчас, работал фотокорреспондентом. Но тогда фотографов не было, зато был Айвазовский.

В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки.

Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи.

Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Громкая прижизненная слава, великое множество полотен, созданных им благодаря титанической работоспособности, сыграли с художником злую шутку.

Публика не переставала любить Айвазовского, но критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от «устаревшего», не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык «салонные и коммерческие».

Как следствие - отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий. Третьяковская галерея решила взглянуть на Айвазовского по-новому и изменить отношение к его наследию, открыть поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить снобизм в отношении к нему у профессионального сообщества.

Сюрприз проекта - при входе на выставку зрителей встречает видеоинсталляция современных художников группы «Синий суп», которая создает «эффект присутствия» в водах Черного моря.

Айвазовский предстанет на выставке - художником не только искренних чувств, романтических эмоций, но и глубоких идей и символических обобщений. Его узнАют как собеседника по переписке с католикосом Армении, визионера, предчувствовавшего катаклизмы будущего века.

Очередь на выставку Айвазовского в Третьяковской галерее станет самой длинной в 2016 году предсказывает директор галереи Зельфира Трегулова, потому, что другие выставки в Инженерном корпусе проходят в иных пространствах, не могут принять столько посетителей…

Великий художник создал около 6 тысяч полотен. На выставке будут представлены около 100 живописных произведений и 50 графических листов.

Кураторский отбор позволит зрителям увидеть самые лучшие образцы творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика.

На выставке демонстрируются вместе четыре наиболее значимых полотна художника: «Радуга» (1873 г.), «Черное море» (1881 г.), «Девятый вал» (1850 г.) и «Волна» (1889 г).

Впервые зрители увидят никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно «У берегов Кавказа» (1885 г.).

Кроме того, документальный раздел познакомит с Айвазовским-меценатом, первым почетным гражданином Феодосии.

В экспозицию также вошли макеты кораблей, компасы, глобус, подзорные трубы.

Зрителям всех возрастов будет интересна выставка. Но важнее, познакомить с кумиром многих поколений - молодежь, совсем не знающих Айвазовского, заинтересовав метафизикой его работ, близкой современным художникам.

Мало кому известно, что у Айвазовского был и еще один талант - музыкальный. Он сам научился играть на скрипке, его импровизации оценил великий Глинка. «Мелодии, которые наигрывал Айвазовский, так понравились композитору, что он использовал их в своей опере «Руслан и Людмила», - рассказала куратор выставки Галина Чурак.

Выставка Айвазовского на Крымском валу - самая масштабная в истории.
Полотна предоставили 17 музеев и шесть частных коллекций.
Продлится - до 20 ноября 2016 года.
Музыка: ДиДюЛя «Море» и «Тайна»
| 
Lyarder |
|