Когда мы с Кристиной слушали лекцию по литературе года два назад и узнали, что перед смертью Пушкин исповедовался, очень порадовались. Мнение старца Нектария о том, что Блок спасется, также утешило.
Но нужно ли вглядываться в каждую деталь биографии, в каждое произведение, пытаясь выцарапать доказательство, что автор спасется или нет? Не нам ведь решать. Хотя порой очень хочется надеяться.
Мысли возникли после прочтения лекции В.М.Ереминой, преподавателя РПИ, о поэме "Двенадцать" Блока. Удивила сама трактовка поэмы, например:
Впереди -с кровавым флагом,
И за вьюгой невиди́м,
И от пули невредим,
Нежной поступью надъвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди Иисус Христос.
Автор лекций считает, что определенного движения здесь нет, Христос не идет. Он просто впереди. Поэтому нельзя считать, что Он ведет революционеров.
Вопрос: а что такое - нежной поступью надвъюжной?.. Разве это не шаг и последняя строка - не эллипсис?
Но это ладно. больше испугало утверждение, что Марина Цветаева была бесноватой. А я только собиралась ее стихи учить для сдачи в институте=)
Бедная Цветаева. Да, мне совершенно не нравится ее жизнь, эмоции, влюбленности, все слухи и не слухи, которые о нех ходят и, конечно, смерть. Да и стихи лишь немногие нравятся, слишком эмоциональный сложный текст, много преувеличений. Но все же не мне ее судить..
Как читать курс литературы с христианской позиции, оставаясь литературоведом, не теряя глубины анализа, не относясь пристрастно к произведению и автору? Как не рубить с плеча, считая одно - ересью, а другое - пусть не талантливым, зато высоконравственным произведением? Как понимать, что каждый автор - человек, он проходит жизненный путь, часто - от неверия, заблуждения, ересей к глубокой вере, и нельзя ставить все произведения в один ряд?
Впрочем, духовный критерий отбора в любом случае должен быть. Будь произведение хоть тысячу раз талантливо написано, мне очень тяжело читать его, если оно безнравственно, да это и опасно. Искусство - опасное оружие. За формой можно пропустить суть, спорные утверждения, невольно принять их за автором.
Лекции тут: http://vmeremina.narod.ru/liter/liter1.htm