Как странно - ночь, в которую, как считается, силы зла и всякая нечисть, злое волшебство властвуют безраздельно, названа по имени святой... Кто же она была, эта святая Вальпурга, давшая свое имя одной из великих ночей колдовства?
Как повествуют легенды, энергичная святая по имени Вальпурга, посвятившая свою жизнь созданию женских монастырей, была дочерью святого Ричарда, одного из саксонских королей, который женился на дочери... святого Бонифация. Вот такое святое семейство.
В 748 году святая Вальпурга переехала из Девоншира в Германию. Она была не только истинной праведницей, но и весьма ученой женщиной, которая знала иностранные языки, обладала живым воображением, писала увлекательные книги.
Первое чудо, которое она явила окружающим, произошло на корабле. Когда Вальпурга отплывала из Британии, стояла солнечная погода, а в море разыгрался шторм. Судно грозило пойти ко дну, и тогда святая бросилась на колени и обратилась к Господу с молитвой. Море стало утихать...
Моряки рассказали на берегу о произошедшем чуде, и в Германию Вальпурга прибыла настоящей героиней. В монастыре в Хайденхайме сестры-монахини относились к ней с истинным благоговением. Впоследствии она руковдила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные творимые ей чудеса принесли Вальпурге европейскую славу.
Умерла она 25 февраля 777 года, после смерти была канонизирована и объявлена покровительницей моряков и спасительницей утопленников. Однако прошли годы, и Вальпургу стали забывать. И вот новый епископ Айштадта решил восстановить монастырь, где покоилась Вальпурга. В ходе строительных работ нечаянно потревожили ее могилу... И тут-то и произошло событие, которое связало имя Вальпурги с магией и колдовством. Ночью грозная тень Вальпурги явилась епископу с обвинениями, напугав его до полусмерти.
От греха подальше останки святой перевезли в Айштадт и захоронили в расщелине скалы. Скоро из расщелины стало вытекать масло, которое, по свидетельствам очевидцев, обладало целебными свойствами. Позже ее мощи были развезены по частям в разные города Германии, а день 1 мая стал зваться именем святой Вальпурги.
Магия Вальпургиевой ночи
Ну и все-таки:почему же именно святая Вальпурга дала свое имя ведьмовскому празднику?
Таковы причуды истории. Не с восьмого же века началась история первой майской ночи, а намного раньше. Задолго до рождения королевской дочери в семье саксонского владыки, да и вообще задолго до Рождества Христова был известен кельтский праздник под названием Белтан - праздник пробуждения природы, начало года, когда все живое возрождается и готовится к плодоношению. И уж позже мифы превратили ее в ночь на Лысой горе, где черти и всякя нечисть устраивают свой шабаш.
Да, особенно в это верили в германии и в Скандинавии, где офоциальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились впервые в протоколах инквизиции. Там рассказывалось, как ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины. Особенным успехом у ведьм пользовалась гора Броккен. Впрочем, гора эта и в самом деле не совсем простая. Но рассказ о ней еще впереди...
В германских и скандинавских селениях накануне Вальпургиевой ночи прводилась магичская церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых порой сжигали чучуло ведьмы, люди обходили дома с факелами и молились, звонили церковные колокола.
Но в эту ночь своим делом занимались знахарки и целительницы: дело в том, что все травы и цветы в этот момент обретают чудесную, почти магическую силу.
И еще в наши дни, например, в Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки.
В Англии, Шотландии, да и в других странах в это день избирают Майскую королеву - самую красивую девушку селения, и чествуют ее, как магическую королеву, гарантирующую окрестностям плодородие.
Источник: http://www.magictarot.ru/publ/magija/val...
Вальпургиева ночь — это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию, отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая. Название происходит от дня св. Вальпурги (Вальдбурги), сестры св. Виллибальда, канонизованной в 778 году, которую принято поминать 1 мая.
[569x600] |
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Тысячи ведьм, колдунов и магов садились верхом на метлы и вилы и слетались на гору Броккен в горах Гарца или Харца (от средневекового немецкого Hart — горный лес), где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в эту ночь обретали чудесную силу. Так ведьмы пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот. В канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры. В деревнях изгоняли ведьм: их чучела сжигались на кострах, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола и т.п.
В 1527 году была публично сожжена на костре первая колдунья. В 1782 году в городе Гларус, Швейцария, от руки палача умерла последняя ведьма в Европе — Анна Гельди. Всего такая участь постигла более 100 тысяч европейских женщин.
Во многих странах Западной Европы в ночь с 30-го на 1-е отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. В кельтских странах примерно в это же время отмечался Белтейн, а в германских на первое мая принято водить хоровод вокруг Майского древа. Традиция существует также в Эстонии, Финляндии, Чехии.
Библиотека “Халкидон”
___________________
Д. В. Зайцев
Преподобная Вальпурга
Вальпурга [Вальбурга, Гальбурга; лат. Walburga, Gualburgis] (ок. 710-779), прп. (пам. зап. 25 февр., 1 мая), аббатиса Хайденхаймская. Дочь англосакса Рихарда, сестра святых Виллибальда, еп. Айхштеттского, и Вунибальда Хайденхаймского. Род. в Англии, воспитывалась в мон-ре Уимборн (Юж. Англия). Вместе со святыми Лиобой и Феклой была призвана родственниками содействовать св. Бонифацию (Винфриду) в проповеди Евангелия в Германии. Здесь В. сначала подвизалась под рук. св. Лиобы в мон-ре Бишофсхайм близ Могонциака (совр. Майнц), затем основала жен. общину в Хайденхайме (еп-ство Айхштетт), где уже был мон-рь, основанный Вунибальдом. После его смерти в 761 г. В. объединила под своим управлением жен. и муж. мон-ри, к-рые в это время стали центрами христианства в Германии.
В 870 г. Откар, еп. Айхштеттский, перенес мощи В. в свой кафедральный город, в выстроенный в его честь мон-рь при ц. Св. Креста, где они были помещены в мавзолей. В 893 г. еп. Эрханбольд отрыл мощи для всеобщего почитания.
В.- одна из самых почитаемых в Германии святых, части ее мощей находились как в Германии, так и за ее пределами. В 893 г. частица мощей была перенесена в жен. мон-рь Монхайм. В 1060 г. Аннон II, архиеп. Кёльнский, передал главу и жезл святой в мон-рь Вальберберг (диоцез Кёльн). Еще одна частица мощей оказалась в мон-ре Вальбург в Эльзасе (выстроен герц. Фридрихом II в 1074). Среди мест особого почитания В. в Германии: Ламберг близ г. Хам (диоцез Регенсбург), Эренбюрг возле г. Форнхайма (диоцез Бамберг), Альфен и Вормбах (диоцез Падерборн), Зандвайер (диоцез Фрайбург) и Вальбургисберг возле Вешница (диоцез Майнц).
В кон. IX в. часть мощей В. была перенесена в Фюрн (совр. Вёрне, Бельгия), откуда ее почитание распространилось во Фландрии и Сев. Франции. Одним из центров почитания В. был г. Антверпен. В Сев. Нидерландах мощи В. находились в графстве Гелдерн ( совр. пров. Гелдерланд), в г. Тил, откуда в 1315 г. были пренесены в Арнем, и Зютфен и Гронинген. Во Франции кор. Карл Лысый построил часовню (ораториум) в честь В. при дворце в Аттиньи, впосл. она была разрушена норманнами; восстановлена на новом месте Гуго гр. Шампани ок. 1102 г. (совр. Сент-Вобур). От мощей В. в различных местах совершались чудеса и подавались исцеления (по сообщению Филиппа Айхштеттского, в Айхштетте от мощей истекал елей).
Первое житие В. написано Вольфхардом, пресв. из мон-ря Херриден (диоцез Айхштетт), и состоит из 4 книг, в к-рых неск. глав посвящены жизни В.; большая часть произведения представляет собой повествование о ее посмертных чудесах. Второе житие написано Адельбольдом, еп. Утрехтским (1010-1027), в последних главах он повествует о чудесах, бывших от мощей В. в Тиле. Еще одно стихотворное житие написано неким Медибардом или Медингаудом. Жизнеописание В. включил в свое "Историческое предание" (Reatio historica) Альдеберт Хайденхаймский. Пятое житие было написано Филиппом, еп. Айхштеттским ок. 1306 г.
Праздник начала весны у древних германцев и по средневек. нем. народным поверьям - праздник ведьм ("великий шабаш"), отмечавшийся в ночь на 1 мая, получили название "Вальпургиевой ночи" из-за совпадения с празднованием 1 мая памяти В.
Обычно В. изображается как аббатиса с посохом в одной руке и книгой в другой, иногда над ее головой появляется корона.
Источники: Acta SS Febr. T. 3. P. 523; Wolfhardus presbyter Hasenrietanus. Vita Sanctae Walburgis abbatissae Heidenheimensis in Germania. // PL 129. Col. 866-867; Adelboldi Vita Sanctae Walburgis // PL 140. Col. 1099-1102.
Литература: Bang-Kaup A. Walburga // LTK. Bd. 10. Sp. 928.
Статья из т. 6 "Православной энциклопедии". Москва, 2003 г.
Источник текста и иллюстраций: Sedmitza.Ru
[показать]
[показать]
[550x762]
[показать]
[показать]
[600x844]
[показать]
[показать]
[показать]
[550x1549]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[900x665]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]С тех пор святая Вальпурга почитается как покровительница моряков. Помогает она всем и при водобоязни, и во время шторма.
Через сто лет из скалы, где хранилась ракия с останками святой Вальбурги начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вот почему её изображают с сосудом целебного масла.
[показать]
The Miraculous Flow of Oil
staned-glass widow St. Emma Monastery
А поскольку всё-таки 1 мая её день, то она ещё почитатся, как святая, помогающая бороться со всякой нечистью. Всё-таки после Вальпургиевой ночи наступает День Святой Вальпурги!
Источники:
http://stemmanuns.blogspot.com/
http://communio.stblogs.org/2009/02/sain
http://www.toutesti.com/faith-facts/
[показать]
[показать]
[показать]