Чтобы достойно оценить весь колорит и стиль нового шедевра от Гая Ричи необходимо абстрагироваться от классического варианта Игоря Масленникова с нашими любимыми Василием Ливановым (заслуженно получившего приставку МВЕ к своему имени - член Отличнейшего Ордена Британской Империи) и Виталием Соломиным.
Холмс от Гая Ричи - это Роберт Дауни-младший, непревзойденный своим даром воплощать на экране характерные роли. Диапазон Роберта позволяет ему сыграть как Чарли Чаплина, так и оружейного барона. Теперь же очередь дошла и до Шерлока Холмса. Дауни в своей жизни видел не только роскошные апартаменты, но и тюремные застенки. После того, как Роберт воплотил в 1992 году образ Чаплина в одноименном фильме, у него возникла наркотическая зависимость, в результате которой после череды громких скандалов его увольняют со студий, где он был занят на съёмках, а суд приговаривает его к тюремному заключению (в 1996 году - к 16 месяцам заключения в тюрьме Лос-Анджелеса) и принудительному лечению. По словам самого Дауни-младшего, его знакомство с марихуаной состоялось в возрасте 8 лет не без помощи родного отца.
Такой опыт очень пригодился Роберту при работе с образом гениального морфиниста Холмса, и в то же время, его Шерлок быстр и проворен, обладает фотографической памятью и неплохой реакцией, сноровисто ломает челюсти и ребра хлесткими ударами, используя как приемы бокса, так и китайского вин чуна. Воплотить всю парадоксальность личности Холмса Роберту удалось очень хорошо.
А что же его верный друг и соратник Джон Уотсон? Тут блистает Джуд Лоу. Уотсон предстает перед зрителем закаленным ветераном Афганистана, прямолинейным и категоричным, как клинок в его трости. Он говорит, что думает, ведет себя уверенно и хладнокровно, способен убить ради друга.
Внимание к мелочам Гая Ричи достойно отдельного разговора. Это и колыхающиеся пласты синего табачного дыма в комнате Холмса, и недостроенный Тауэрский Мост.
Потрясающие по красоте цвета, привносящие в отдельные эпизоды некий потусторонний оттенок, что вполне соответствует сюжету. Зритель сам шагает по мощеной мостовой, уворачивается от кэба, следит за карманами в людской массе на рынке, втягивает в легкие сырой воздух лондонских доков, где лучше не бродить по ночам без верного пятизарядного «Веблея» системы «Бульдог» в кармане сюртука…
Отдельный колорит фильму добавляет заводная музыка Ханса Циммера. Для создания специфического «надтреснутого» звучания, Хансу пришлось долго повозиться. Сначала было решено сознательно расстроить студийное пианино, но в итоге Циммеру удалось найти старое пианино, расстроенное кем-то много лет назад, чему он был несказанно рад. Не поднималась рука автора музыки к «Пиратам Карибского моря» и «Гладиатору» сотворить подобное варварство сознательно! Также были использованы банджо, цимбалин и скрипки. Циммер мастерски интегрировал свой саундтрек с классической ирландской джигой 19 века – «Rocky Road to Dublin» в версии «The Dubliners» (хотя ее исполняли очень многие коллективы). Текст песни незамысловат: путешествие из родного Туама в Ливерпуль, через Муллингар и Дублин всегда было занятием рисковым. Всевозможные фэйри и несимпатичные гоблины, проливные дожди и раскисшие дороги и прочие прелести милой сердцу Ирландии … Но все это легко можно было преодолеть, достаточно было лишь дернуть пинту-другую темного эля, одеть любимую жилетку, поцеловать на прощание мать и отца, нежно обнять рыженькую Фиону из семьи О’ Каллагенов и пуститься в путь-дорогу, а друзья всегда помогут.
Что касается сюжета «Шерлока Холмса», то в двух словах, цитируя знаменитую собаку из анекдота о баобабе: «Это неописуемо». Здесь и тайные общества, и инфернальный маньяк, и, конечно же, незабвенный профессор математики Мориарти … Всё это просто надо видеть.
[366x326]