Эти яркие, выразительные композиции известны на весь мир. Все они очень разные, но каждая из них - потрясающее музыкальное приключение.
Николай Андреевич Римский-Корсаков, не имея академического образования, стал профессором консерватории и занимает почетное место среди лучших русских композиторов. Его «Полёте шмеля» знают во всем мире. Эту небольшую интермедию из оперы «Сказка о царе Салтане» до сих пор исполняют музыканты самых различных музыкальных направлений.
Композитор приступил к работе над оперой зимой 1898 года. Он поставил цель: очень бережно следовать первоисточнику. Он бережно сохранил образы и сюжетную линию сказки Пушкина, изменив лишь некоторые имена героев и названия мест. В январе 1900 года оркестровка всех четырёх действий оперы была закончена. Премьерное исполнение спектакля успешно состоялось в октябре того же года в Москве.
Изначально известная композиция из оперы не имела названия. Только после выхода на сцену в качестве самостоятельного концертного произведения миниатюра получила своё имя "Полет шмеля".
В опере она буквально изображает полёт шмеля, в которого обратился князь Гвидон. Композиция короткая и очень энергичная: включает в себя 113 тактов и звучит всего одну минуту четырнадцать секунд. Её темп настолько высокий, что скрипачи обычно делят партию на небольшие отрывки и исполняют их по очереди.
«Полёт шмеля» вошёл в книгу рекордов Гиннесса, как самое быстро исполняемое произведение на скрипке. Основной трудностью при исполнении произведения на данном инструменте является сложность слишком энергичного движения смычком, а это требует от скрипача большого навыка. Рекорд исполнения композиции в 2010 году поставил скрипач из Англии Оливер Льюис: он сыграл её за 1 минуту и 3 секунды.
«Полёта шмеля» очень популярен в кинематографе. Эта композиция звучит в фильмах: «Блеск» (1996), «Казино» (1995), «Убийства на радио» (1994), «Каратэ-пацан» (2010), «Летний дворец» (2006), а также в мультфильмах: «Симпсоны», «Приключения ежа Соника», «Финес и Ферб», а также диснеевских: «Фантазия» и «Время мелодий» и даже в компьютерных играх: «Aero the Acro-Bat», «Crash Twinsanity» и «Hitman 2».
«Полёт шмеля» из-за предельно быстрого темпа исполнения был признан одним из самых виртуозных произведений. Музыканты со всего мира приняли этот вызов. В книгу рекордов Гиннесса 2002 года попал гитарист из России Виктор Зинчук. Он исполнил музыкальный фрагмент за 55 секунд. Тьяго Делла Вега - гитарист из Бразилии в 2008 году поставил новый рекорд – 40 секунд. Последний рекорд установил в 2012 году американец Дэниел Химбаух. Он изобразил «Полёт шмеля» всего за 10 секунд!!!
«Итальянская полька» - это воспоминание композитора о солнечной и прекрасной Италии, о великолепных итальянских музыкантах, о тёплых семейных вечерах. Он настолько точно передал замечательные эмоции в нотах, что очаровательная полька композитора много лет пленит сердце слушателя.
В 1906 году семья Рахманиновых отдыхала в Италии. После визита во Флоренцию они решили остановиться в городке Марина-ди-Пиза, сняв виллу прямо у моря. Волшебная атмосфера вдохновила композитора на создание «Итальянской польки».
Интересно, что «Итальянская полька» много лет звучала в Центральном парке города Нью-Йорк.
Одно из произведений этого советского композитора много лет ежедневно ровно в 21.00 звучало по «Первому каналу». Известная композиция отражает всё лучшее, что было в СССР – научно-технический прогресс, авангардное искусство и передовое просвещение.
На киностудии Мосфильм к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции было решено снять двухсерийный фильм «Время вперёд!», по одноимённому роману Валентина Катаева. Режиссером картины стала Софья Милькина и Михаил Швейцер, с которым композитор уже работал над фильмом «Воскресенье».
Музыку к киноленте «Время вперёд!» написал Свиридов. После выхода фильма он объединил музыкальный материал в сюиту, которая была опубликована в 1968 году.
В 1985 году музыка «Время вперёд!» впервые была использована в качестве заставки новостной программы «Время». В начале девяностых годов, после распада СССР, она была заменена, но с 1994 года по просьбе телезрителей вернулась вновь.
Для исполнения композиции, отображающей безостановочное движение огромного механизма, композитору потребовался тройной оркестровый состав с обязательным включением в него фортепиано и большого количества ударных инструментов, с самыми разнообразными колористическими функциями.
Это произведения Петра Ильича Чайковского открыло новую эпоху в русской фортепианной музыке.
В 1874 году композитор начал работать над написаниием фортепианного концерта с использованием народных украинских тем. Концерт был написан довольно быстро.
Новое сочинение композитора понравилось не всем. Николай Григорьевич Рубинштейн раскритиковал партитуру, заметив, что не нашел ничего положительного в ней с технической и художественной стороны. Но Чайковский отказался менять что-либо в партитуре.
Впервые произведение исполнил Ганс фон Бюлов, которому Чайковский в итоге посвятил свой концерт. Премьера состоялась в Бостоне 25 октября 1875 года. Чуть позже концерт услышали в России. Публика очень тепло встретила работу композитора.
Исследователи отмечают, что это произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению.
Пианист Андрей Гаврилов:
Это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.
«Петя и волк» - музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром.
Музыкальная история появилась, благодраря Наталье Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, был также записан пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.
Прокофьев написал текст сказки «Петя и волк» в своей излюбленной манере, то есть для краткости пропуская гласные буквы. Например, в конце сказки текст выглядел так:
«А есл пслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».
Сергей Прокофьев
«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».
«Петя и волк» является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции.
В 1946 году «Петю и волка» экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения ему передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.
Музыкальная сказка очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра.
Комментарий
Мы жили в СССР, ежедневно слушали прекрасную музыку и, наверное, не очень задумывались насколько гениальны наши соотечественники. А сейчас, сравнивая с нынешним ширпотребом, мы можем в полной мере оценить как нам повезло застать эту великую эпоху.
"Полет шмеля" ещё можно услышать в фильме "Эти яркие дни" 2018 г. Там очень необычно эту композицию исполняют китайские школьники.