(На фото – российская семья со своим имуществом)
Петер Менцель прошёл долгий путь от сельхозрабочего и официанта до
фотографа сначала журнала GEO, а затем National Geographic. Но в 1993-м
NG проделал с Менцелем некрасивую историю – использовал его фото в
каких-то своих вторичных проектах, не выплатив за это ни копейки
гонораров. Петер судился с журналом, но в итоге проиграл в нескольких
инстанциях (суды длились аж 10 лет). В итоге на Менцеле клан
американских издателей поставил штамп «сутяжника», и негласно дал приказ
не давать ему больше работы в значимых СМИ.
Менцелю пришлось осваиваться на вольных хлебах. В том же 1993-м он
задумал проект – посмотреть, как выглядит всё имущество семей в разных
странах мира. В каких-то странах он нашёл фрилансеров, куда-то приезжал
фотографировать сам. В итоге проект обошёлся ему 600 тыс. долларов.
Менцель заложил свой дом, но этих денег не хватило. Пришлось занять 100
тыс. в банке, а ещё 150 тыс. собрать по благотворительной подписке
(фактически пожертвования частных лиц).
Куда могла пойти такая огромная сумма? Во-первых, поездки Менцеля и
других фотографов (к примеру, поездка в Бутан обошлась в 11 тыс.
долларов). Во-вторых, гонорары фрилансерам. В-третьих, оплата грузчикам
за перенос имущества из домой семей, а потом обратно, в некоторых
случаях – ремонт в домах «подопытных», а также покупка им каких-то вещей
в благодарность (к примеру, холодильников). При этом Менцель, как
честный человек, пообещал сторонним фотографам ещё и часть будущей
прибыли от продажи снимков и книги.
После выполнения работы Менцель стал искать издательство, которое
выпустило бы фотоальбом по итогам проекта. Обошёл 14 контор, везде
получил отказ. Только в 15-м, небольшом издательстве Sierra Club Book в
Сан-Франциско. Книга в итоге была издана тиражом 10 тыс. экземпляров, её
отпускная цена составила 30 долларов. Книга пошла на «ура». Права на
неё купили издательства в Гонконге, Японии, Германии, Англии и т.д. В
общей сложности за 18 лет – около 500 тыс. экземпляров.
Гонорары позволили Менцелю расплатиться с долгами за 3 года. Даже
сегодня он имеет с каждого проданного экземпляра по 1 доллару, а также
10% от отпускной цены календарей с этим изображениями и пр. печатной
продукции. В итоге к сегодняшнему дню проект ««Материальный мир семей»
принёс ему около 2 млн. долларов чистой прибыли. 10% от этой суммы он
раздал тем самым фотографам-фрилансерам, с кем он начинал проект.
Менцель продолжил работать в созданной им системе самозанятости и
больших проектов. На этой основе он выпустил ещё 8 проектов, каждый из
которых оказался прибыльным. Но внёс и коррективы в финансирование:
теперь любой жертвователь, внёсший благотворительный платёж на проект, в
будущем бесплатно обеспечивается фотоальбомом по итогам работы (если
взнос был более 50 долларов), либо открытками и пр. печатной продукцией
(при небольшом взносе, в 5-10 долларов). Такая схема позволяет Менцелю
собирать до 200-300 тыс. долларов авансовых платежей. Чем-то это
напоминает советскую систему авансовой оплаты книг по подписке.
В одном из интервью
Менцель говорит, что для фотографов сейчас настала нелёгкая жизнь.
Гонорары им не растут – глянцевые журналы платят известным по 800
долларов за съёмочный день, «крепким ремесленникам» – по 400. Но уже не
редкость и снижение ставок до 250 долларов в день. Это уровень ставок
начала 1970-х годов (с учётом обесценивания доллара, реальные выплаты
фотографам упали с тех пор в 2-3 раза).
По мнению Менцеля, именно за такими «кооперативами фотографов»,
авансовыми платежами благодарных жертвователей и состоит будущее их
профессии. Сегодня в США не редкость, когда даже начинающие фотографы
собирают по 10-15 тыс. долларов на свои проекты. Правда, половину этой
суммы им потом приходится отдавать «натурой» – фотоальбомами, бесплатным
копированием фото (но только для просмотра самому себе, а не для
распространения). Но, конечно, важна ещё и идея – в век избыточной
информации в тех же США «выстреливает» только 100-120 фотопроектов
(впрочем, для той же России это немыслимый результат – тут население не
привыкло жертвовать на что-либо, а также слишком бедное, чтобы покупать
фотоальбомы).
Несколько фотографий из проекта Петера Менцеля «Материальный мир семей»:
Китай, провинция Юньнань, семья Ву. Девять
членов этой семьи живут в 3-х комнатном доме площадью 57 кв. м.
Стационарного телефона в семье нет. Самым ценным предметов считают
телевизор, а также 2 радиоприёмника. В будущем надеются купить
холодильник. В этом пруду они разводят карпов, также у семьи есть 100
мандариновых деревьев и 3 свиньи:
США, семья Скин, штат Техас, пригород Хьюстона. Они
имеют дом площадью 155 кв. м. Рик Скин работает электриком в телефонной
компании, его жена Патти преподаёт в христианской академии. Многое ещё
осталось за кадром – холодильник, морозильная камера,
деревообрабатывающие станки, компьютеры, коллекция бабочек за стеклом,
рыболовные снасти и ружья. Самым ценным предметом в своём доме они
считают Библию:
Индия, семья Ядев. Машре Ядев родила первого
ребёнка, когда ей было 17 лет, к 25 годам у неё уже 4 детей. Она
домохозяйка, кроме работы по дому на ней ещё лежит забота об огороде.
32-летний Бахау Ядев работает 56 часов в неделю на фабрике. Они могут
похвастаться наличием в семье двух кроватей, трёх мешков риса и
велосипедом. Самой ценной вещью в доме считают постеры с изображением
индуистских богов:
Япония, семья Укита, окраина Токио. Площадь дома, в
котором проживают 4 члена семьи – 140 кв. м. В нём много бытовой
техники, одежды, игрушек, а также собака. Самыми ценными предметами в
доме считают золотые обручальные кольца, а также коллекцию старинной
керамики:
Мали, семья Натомо. 39-летний Суман Натомо имеет
двух жён. Пока в семье 8 детей. Имущество, не вошедшее в это фото:
ступка и пест для измельчения зерна, две кровати, радиоприёмник, 30
деревьев манго. Самым ценным предметов в семье считает орден отца,
выданный ему в своё время колонистами за безупречную службу охранником:
(Далее – при наведении курсора на фото можно прочитать, что это за страна)