
Пётр I не мыслил своего сада без фонтанов. В 1705 году царь приказал архитектору Угрюмову приготовить сваи и колёса для механизма, который бы проводил к ним воду из Безымянного Ерика (Фонтанки). Фонтаны в Летнем саде начали появляться в следующем году, стали первыми в России. Они создавались в разное время по проектам русских и зарубежных мастеров. Их отделывали мрамором, пудостским камнем, тосненской плитой, гранитным ракушечником и туфом. При подачи воды из Фонтанки струи фонтанов получались слишком малыми, Пётр I искал способы их увеличить.
В июне 1706 года Петр I велел Угрюмову: "Всё строение с сего берегу снесть и дворы на другую сторону малой речки"
Первые скульптуры появились в Летнем саде в 1707 году. Они были перенесены сюда из замка Станислава Лещинского под Львовом [3, с. 43]. Спустя три года датский посланник Юст Юль писал в своём дневнике о том, что в Летнем саде стоят уже более 30 больших мраморных статуй, "в том числе бюсты покойного короля Польского Собесскаго и его жены".
После пересылки из Львова южных плодовых деревьев летом 1708 года в Летнем саде была построен большая деревянная оранжерея. В октябре здесь было посажено 60 дубов.
Историк К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" пишет, что первый садовник появился в Летнем саде в 1709 году. Им стал Иоганн Эфман, который в документах называется "Иваном Яковлевым" и прослужил в Летнем саде до 1731 года . В других источниках указывается, что садовыми работами первым здесь руководил голландец Ян Роозен. По Малиновскому Ян Роозен занимался Летним садом с 1710 по 1726 год. Здесь следует отметить, что голландский садовник был приглашён для работы над Летним садом не случайно. Пётр I любил именно голландские регулярные сады, которые в противовес французским делились на несколько самостоятельных частей с собственной композицией. Другой их отличительной чертой было несимметричное расположение дворца. Эти черты стали характерны и для петербургского Летнего сада.
18 августа 1710 года архитектор Доменико Трезини начал строительство двухэтажных "людских покоев" вдоль Фонтанки.
В людских покоях находились канцелярия кабинет-секретаря А. Макарова, казарма караульных солдат, стрелков, матросов, столяра, портных, голландского часовщика и других. Там же жил управляющий имуществом Екатерины I князь Фёдор Прозоровский. В людских покоях хранились голландские картины и изразцы, китайская посуда, мебель, платья императрицы. Некоторые комнаты по сути были дворцовыми покоями. В них располагались Янтарный кабинет, анатомическая коллекция Рюйша, библиотека Петра I. Для этой библиотеки, состоящей более чем из 2 000 томов, в мастерской столяра Семёнова были изготовлены специальные шкафы разных размеров и форм. Позже библиотека и анатомическая коллекция переехали в Кикины палаты.
Немецкий путешественник в 1710 году так описывал Летний сад:
"Эта резиденция - маленький домик в саду (на самом берегу реки), выстроенный на голландский манер, пестро раскрашенный, с позолоченными оконными рамами и свинцовыми [переплётами]. Рядом стоит маленький птичник, в котором щебечут всевозможные маленькие птицы. Кроме того, в саду построена изящная беседка из мелкого штакетника. Рядом стоит большой дом для придворных служителей и корабельная кухня Его Величества. В глубине сада виден большой дом, внутри фонтан, который приводится в действие большим колесом. Рядом маленький зверинец с цаплями, журавлями, колпиками и птицами подобного вида. За фонтаном виден ещё дом для нескольких слуг и кордегардия, которая состояла только из нескольких солдат. Наконец, вокруг построена оранжерея и несколько маленьких домиков. Сад сам по себе довольно большой и хорошо разбит, но я не увидел в нём никаких особенных редкостей, кроме несколько хорошо исполненных статуй и бюстов из белого мрамора, особенно польского короля Яна Собесского и его супруги, затем королевы Христины из Швеции и ещё нескольких других бюстов.
Посреди сада находится большой бассейн, выложенный каменными плитами, в центре которого грот, из которого бьёт фонтан. И в оранжерее растут также несколько апельсиновых, лимонных, лавровых деревьев, гвоздичных кустов и прочего, которые, как говорят, привезены сюда из Польши" [3, с. 46, 47].
В январе 1711 года относительно людских покоев и Летнего дворца Пётр I распорядился:
"1) Зачатые палаты зделать двойные вверх по чертежу... а другие палаты на месте нынешних хором буде не поспеют будущим летом, то хотя б фундамент зделать, а хоромы перенесть в новое место, что близ Калинкина... На новом месте близ Калинкина устроить по чертежу" [3, с. 71].
Фундамент каменного Летнего дворца начали сооружать в мае 1711 года [там же]. С южной стороны строительной площадки к тому времени уже был выкопан гаванец, вода подходила вплотную к стенам. То есть здание с трёх сторон омывалось водой, войти в него можно было только с лодки.
На одной линии с Летним дворцом архитектором Г. И. Маттарнови в 1714 году было поставлено три открытых галереи ("люстгаузы"). Здесь отдыхали в непогоду. В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент XI. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела. Галереи, так же как и Летний дворец, стояли на самом берегу Невы. Берег был укреплён сваями. Позже он был отодвинут вглубь реки.
В 1711-1716 годах для осушения территории был прорыт Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Потешного луга (ныне Марсово поле). В краеведческой литературе встречаются сведения о том, что эта водная протока была прорыта на месте речки Лебединки, вытекавшей когда-то из местного болота [2, с. 96]. Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала до Фонтанки в 1716 году был прорыт ещё один "Поперешный" канал. Территория к северу от него стала Первым, к югу - Вторым Летним садом. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. Третьим Летним называлась территория южнее Мойки, включая современный Михайловский сад. Так как Дворцовой набережной ещё не существовало, то проходили в Летний сад со стороны Потешного луга, с которым рукотворный остров соединял разводной мост.
По по замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из "Метаморфоз" Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Венецию и Рим были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. С 1716 года ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII - начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот. Их авторами являются такие скульпторы, как Д. Бонацца, П. Баратта, А. Тарсиа, Д. Зорзони, А. Корсини и многие другие итальянские мастера.
Пьедесталов для скульптур и бюстов иногда не хватало. В таких случаях их изготавливали из дерева и, равно как многочисленные садовые лавки, красили белилами.
Некоторые скульптуры поступали в Летний сад с утратами и повреждениями. Для их восстановления потребовалось пригласить реставратора, которым в марте 1717 года стал Джованне Пассина (Иван Фашин). Он проработал в Петербурге менее года, скончался 8 июля 1718 года. 1 августа на должность реставратора с тем же окладом был принят его сын Марко Пассина, упоминаемый в документах до 1722 года.
К 1728 году в Летнем саде насчитывалось 79 мраморный статуй, 46 мраморных бюстов, 13 свинцовых позолоченных статуй и бюстов. Зимой их укрывали специальными холщевыми мешками.
О появлении в Летнем саде нравоучительных скульптур-фонтанов в 1735 году Якоб Штелин написал так:
Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины или небольшие парки, окружённые высокими шпалерами, с местами для сидения. Государь часто приходил смотреть на его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное. Он приказал позвать садовника и сказал ему: "Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако, не прогневайся, что я прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же бы нам это сделать?" - "Я не знаю, как это иначе сделать, - отвечал садовник, - разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать". Государь смеялся сему предложению и сказал: "Ты почти угадал; однако читать книги в публичном саду неловко. Моя выдумка лучше. Я думаю поместить здесь изображения Езоповых басен"... [Цит. по 1, с. 77]
В Летнем саде разместили более шести десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни.
Находясь в Англии, в 1717 году Пётр I купил изобретённый Томасом Соверном мощный паровой насос. Этот агрегат царь решил использовать для подачи воды к фонтанам Летнего сада. По такому поводу Пётр писал обер-комиссару Петербурга князю А. М. Черкасскому, руководившему строительными работами в Летнем саду:
"Присланную медную машину, которая гонит огнём воду, вели скорее собирать у фонтанны Летнего дома по чертежу мастера, который с тою машиною прислан, дабы я при возвращении своему увидел её действо".
По всей видимости паровая машина не выполняла возложенную на неё функцию. Поэтому пришлось искать другие способы подвода воды к фонтанам. В феврале 1719 года обер-комиссар Канцелярии городовых дел князь А. М. Черкасский приказал:
"близ Летнего дому Его царского величества за Малою речкою [то есть за Фонтанкой] построить на сваях мазанку в которой будет машиною лошадьми подымать воду по чертежу архитекта Андрея Трезина" .
Первоначально снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. Для его работы в июне 1719 года были куплены пять лошадей. Спустя два года водовзводное колесо вращали 14 лошадей. Но обеспечить должного напора воды этот механизм тоже не смог. Поэтому в 1719-1720-х годах из Невы наискозь в Фонтанку был прокопан канал, который подводил к водовзводным колёсам воду из Невы, а не из Фонтанки, течение в которой было не столь быстрое. Для пропуска воды из этого канала через Фонтанку был сооружён акведук. О нём свидетельствует протокол Канцелярии от строений:
"... в прошлых годех на Фантанной речке близ Летняго дому Ея императорского величества построено водовзводное колесо для поднятия воды ис канала что от Невы реки на каменную аранжерею для действия фантан и кашкад в саду Летняго дому Ея императорского величества, и оное водовзводное колесо не действует, понеже строится выше того водовзводная башня и от того водовзводного колеса парусныя Ея императорского величества и Партикулярной верфи и протчие суда с маштами на оную верфь для починки приводить невозможно, понеже чрез речку Фантанную зделан ход вод [то есть акведук] и оттого чинитца немалая остановка, а судам в съёме машт повреждение, також и каналом судам на Партикулярную верфь проходить невозможно, понеже то водовзводное колесо построено на самом канале, и чтоб помянутое старое водовзводное колесо и зделанной чрез речку ход вод снять в скором времени, дабы в приводе на оную верфь вышеобъявленных судов с маштами и в проходе каналом судам и в проводе лесов на Партикулярную верфь помешателства не было приказали вышереченное водовзводное колесо и машину старую, которую тем колесом вода подымалась, и чрез тое Фантанную речку трубу, которой вода шла в басейн, и тот басейн разобрать" [Цит. по 3: с. 199, 200].
Из этого протокола становится ясно, что вода подавалась в бассейн на крыше оранжереи, откуда по трубам поступала в фонтаны.
Для увеличения напора подводимой к фонтанам воды в начале 1720-х годов началось строительство канала, через который бы вода попадала из Дудергофского озера, находящегося на 70 метров выше уровня Финского залива, к Летнему саду. От озера вода по реке Дудергофке доходила до рукотворного канала, названного Лиговским (по реке Лиговке), далее текла до накопительных бассейнов в районе современной улицы Некрасова (раньше она называлась Бассейной). Оттуда по трубам она направлялась к водовзводным башням.
Так как воду Лиговского канала надо было перебрасывать через Фонтанку, пришлось учитывать нахождение поблизости Партикулярной верфи. Акведук мешал проводке судов с мачтами к верфи, поэтому воду пришлось вести окольным путём. Через Фонтанку она проводилась по первому акведуку южнее Мойки, а затем по второму через Мойку. Чертёж водовзводных башен для этих целей в 1723 году создал инженер Герман ван Болес. По собственной инициативе такой чертёж создал и "архитектурии гезель" Михаил Земцов, но его вариант принят не был. В 1725 году ван Болес внёс в проект акведука через Фонтанку изменение. Для большей прочности при изрядной ширине реки он стал не одно- а двухпролётным. В следующем году оба акведука были построены, а водовзводные башни оборудовались на протяжении ещё трёх строительных сезонов. Старый, мешавший Партикулярной верфи акведук, был разобран в 1727 году.
/walkspb.ru/sad/letniy_sad.html " />Источник
Из википедии:
Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов. Уже в 1705 году царь приказал зодчему И. М. Угрюмову (Матвееву) «учинить приготовление свай, колеса великого… також двух с пальцами и несколько шестерней», поясняя, что «сие надобно для возведения воды к фонтанам».
После смерти Угрюмова в 1707 году строительство фонтанов продолжали приглашённые из Европы архитекторы Яган Кинтлер, Х. ван Болос[5]. В 1725 году фонтанов в саду было 20, а к 1736 году — свыше 50. Некоторые фонтаны были украшены свинцовыми позолоченными группами, в основном — сценами из басен Эзопа. Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России «огнедействующей машиной» в виде паро-атмосферного насоса конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683—1743). Этот насос, приобретённый по заказу Петра I в 1717—1718 годах в Англии, был установлен в одном из помещений грота.
В 1718—1721 годах по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для питания фонтанов Летнего сада и снабжения города питьевой водой был прорыт Лиговский канал[44] . Канал являлся реализацией сложной для своего времени градостроительной задачи по созданию городского водовода. Канал начинался на юго-западе Петербурга у реки Лиги (ныне река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, находящегося на 24 метра выше уровня территории Летнего сада и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица) и Греческого проспекта.
От бассейна в 1725—1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по деревянному мосту-акведуку, построенному мастером X. ван Болесом, и расположенному на месте нынешнего Пантелеймоновского моста. В 1748—1749 его заменили новым акведуком в стиле барокко по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными.
Камер-юнкер герцога Голштинского Фридрих-Вильгельм Бергхольц в своём дневнике так описывает фонтаны Летнего сада в 1721 году: «От этой галереи начинается самая широкая аллея, в которой устроены красивые высоко бьющие фонтаны. Вода для них накачивается большою колесною машиною из канала в особые бассейны и потому её всегда достаточно. У первого фонтана — место, где обыкновенно бывает царица со своими дамами, а у следующего стоят три или четыре стола, за которыми пьют и курят табак. Это место царя. Вправо от этой площадки стоит прекрасная статуя с покрытым лицом, у подножия которой течет или, вернее сказать, бьет вода во все стороны… против птичника устроен фонтан в виде вызолоченного каскада, украшенный множеством вызолоченных сосудов…».
Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты басен Эзопа. Значительные работы по сооружению фонтанов Второго Летнего сада выполнил Б. К. Растрелли. «Я велел вырыть пруд большого протяжения, расположенный близ дворца, принадлежащего к новому саду, где я устроил также большой лабиринт из зелени, состоящий из липовых аллей с изгородями из различных деревьев, местами украшенных барельефами позолоченными, с вазами, с взлетающими струями воды; вокруг этого большого бассейна было помещено несколько мраморных статуй… в новом саду выстроил по приказу императрицы большое ванное здание с большим залом, покрытым куполом, с большим фонтаном из многих струй…»[46].
Почти все водометы, находившиеся на территории сада, когда-то имели свои названия. К сожалению, до нас дошли менее десяти имен: «Царицын» фонтан, «Гербовый», «Пирамида», «Коронный», «Яблошный», «Фаворит» и «Лакоста». Сюда же можно отнести каскады «Дельфиновый» и «Амфитеатр».
Фонтан «Царицын», располагавшийся на первой площадке от Невы по Центральной аллее, был назван в честь Екатерины I. Здесь императрица обыкновенно встречала гостей, прибывавших в сад со стороны Невы.
Фонтан «Гербовый», находившийся на второй площадке, получил своё название от резных двуглавых орлов, красовавшихся в центре водомета. Гербы из дуба, выполненные «резного дела мастером» Кондратом Ганом, в 1721 году были инкрустированы заморскими раковинами.
Фонтан «Пирамида» располагался на четвёртой площадке по главной аллее. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако, Екатерина I пожелала видеть здесь пирамиду. «Чертеж фантаны четверогранной… переделать, чтоб была наподобие пирамиды»,— гласил её указ. Возможно, фонтан «Пирамида» в Летнем саду был точной копией одноимённого петергофского.
Фонтан «Коронный», располагавшийся перед прежним входом в Летний сад со стороны Потешного луга (ныне — Марсово поле), был многоструйным. Своё поистине королевское название он получил по форме струй, образующих похожую на корону композицию.
«Яблоневый» или «Яблошный» фонтан, находившийся в Фабульной роще во втором Летнем саду, по всей видимости, был представлен в виде ветвей яблони, через которые били струи.
Название фонтана «Фараон» — одно из самых неожиданных для Летнего сада. Судя по описи 1824 года, такой водомет стоял в гроте и был демонтирован в 1781 году. Он представлял собой «фонтанную свинцовую фигуру… Фараона с воинством».
Фонтан «Нарцисс» можно отнести к малоизвестным водометам Летнего сада. Он находился в Дубовой роще, ныне не существующей, недалеко от дворца Петра I. Водомет украшала статуя сидящего Нарцисса, который задумчиво вглядывался в фонтанную чашу.
Упоминание о фонтане «Тюленевый» мы встречаем в записках Ф. В. Бергхольца (F.W. Bergholtz), видевшего в 1723 году в бассейне водомета «живого тюленя». Об этом же сообщается и в частном письме полкового писаря Савицкого, датированном 5 июня 1718 года: Петр I в день своего рождения 30 мая водил гостей по Летнему саду, где, между прочим, показывал «фонтаны и в них плавающих дивных морских животных».
В Летнем саду нередко повторялись петергофские фонтаны. В 1725 году в Петергофе был открыт одноструйный круглый фонтан «Фаворитка», шутки ради названный в честь любимой собачки Екатерины I. Специальная водяная турбина приводила в движение горизонтальное колесо, на котором друг за другом сидели четыре медные уточки и собачка, безуспешно «догонявшая» птиц. При этом, как пишут очевидцы, собачка натурально «брехала», а утки «крякали». Екатерина была в восторге от такой забавы и тотчас распорядилась устроить подобный в Летнем саду. В следующем 1728 году фонтан был построен и занял своё место в южном боскете перед павильоном «Грот». В описи сада 1736 года упоминается и «Фаворит»: «От грота по обеим сторонам дороги две брусчатые огибные, одна в Фаворит… другая к новому фонтану Лакоста, который ещё недоделан».
Упоминаемый в документе фонтан «Лакоста» можно назвать фонтаном-спутником «Фаворита». Он располагался симметрично фонтану «Фаворит», в центре правого «зелёного кабинета».
Фонтаны и система их водоснабжения были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их.
В рамках I этапа реконструкции и капитального ремонта Летнего сада (2009—2011 гг.) на основании данных археологических раскопок были воссозданы 8 фонтанов. Девятый фонтан «Лакоста» — музеефицирован.
1.
2.
3.
4.
5.
6.