[показать]Творчество Льва Самуиловича Бакста не укладывается в стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только реалист, но и большой фантазер и сказочник. Александр Николаевич Бенуа в своем труде "Русская живопись в XIX веке" дал вот такую, несколько ироничную, характеристику Баксту:
"У Бакста «золотые руки», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Бакст лихорадочно мечется и раскидывается, а между тем годы уходят и положительно становится досадно, что он не желает смириться, не желает понять круга своих весьма выдающихся способностей. На таких художников, как Бакст и, отчасти, как Врубель, в особенности пагубно сказывается современное положение искусства и художественной критики.
В былое время «золотые руки» Бакста нашли бы применение. Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. Бакст был бы декоратором, ювелиром, быть может, миниатюристом — мелким, но интересным и истинным художником." И все же Лев Бакст - художник! Хороший и интересный художник, художник эпохи модерна, художник эпохи "Русских балетов" и "Мира искусства"...
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или
В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии - Бакстер. В 1890 году Бакст поступил в мастерскую Альберта Николаевич Бенуа, изучая там рисование акварелью. В 1891 году Бакст отправился в путешествие по странам Европы, где брал уроки живописи в частных академиях.
[739x1073]
«Женский портрет» 1892
[681x852]
«Портрет Вальтера Фёдоровича Нувеля» 1895
[725x859]
Портрет литератора Дмитрия Федоровича Философова, 1897
Бакст много времени проводит в Париже и там знакомится с Бенуа, Сомовым и Дягилевым. Результатом становится создание объединения "Мир искусства" (1898). В этот период он занимается живописью в парижской студии Жерома, в академии Жюльена, учится у Эдельфельда.
[718x940]
«Концовка для журнала «Художественные сокровища России». 1901
Бакст не отошёл и от портретной живописи - им исполнены отличные графические портреты Левитана, Малявина (1899), и Белого (1905) и Гиппиус (1906), живописные портреты Розанова (1901), Дягилева с няней (1906).
Ужин 1902
Картина "Ужин" стала своеобразным вызовом обществу, манифестом стиля модерн в русском искусстве.
[650x1026]
«Портрет В. В. Розанова» 1901
Портрет Л.П. Гриценко, жены художника 1903
В 1903-м году Бакст создал очень своеобразный летний, светлый, такой красивый портрет Любови Павловны Гриценко, урожденной Третьяковой, третьей дочери Павла Михайловича Третьякова, которая стала супругой Бакста.
В 1900 году она овдовела. Ее мужем был чудесный человек и любимый зять Павла Михайловича Третьякова Николай Гриценко - морской офицер и художник-акварелист. Сохранились чудные фотографии, где Гриценко рядом с Павлом Михайловичем. В1900-м он ушел из жизни совсем молодым.
Портрет Бакст писался в Минтоне. Любовь Павловна стоит на террасе дома. Она в одеждах белого цвета, шляпа напоминает то ли цветок, то ли бабочку. Портрет построен на соотношении белого, сиреневого, розоватого, то есть, сложнейшими оттенками написано платье, а на фоне – море и зелень.
Леди на диване, 1905
«Портрет К. А. Сомова» 1906
В 1907 Бакст совместно с Валентином Серовым совершил путешествие по Греции, где он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно "Древний ужас", считающееся вершиной его творчества.
Андрюшенька, портрет сына художника. 1908
В 1910 Бакст поселился в Париже. С эти пор он всего несколько раз посетил Петербург. Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 (по другим источникам в 1910) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Гриценко и за это был примерно "наказан"). В мае 1914 Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по стране, но художник уже не воспользовался этим правом, оставшись во Франции.
Бакст работал в области книжной графики, иллюстрируя Гоголя, Блока.
Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя "Нос"
«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' 1909
Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета Дягилева» и создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912), поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.
[780x559]
Декорации к балету "Шехерезада" 1910
[637x987]
Эскиз костюма к балету "Шехерезада"
Талант Бакста развернулся в балетных спектаклях. Это был просто сказочный мир балета, театральных фантазий и сказок... До сих пор эскизы к этим постановкам вызывают живейший интерес у любителей живописи и коллекционеров
[775x540]
Декорации к балету "Послеполуденный отдых фавна" 1912
[709x559]Пробуждение
[642x805]
[610x834]
Бакст Л.С. Менаде 1916
[608x923]
Эскизы костюмов к постановке "Магазин фантазий"
«Эскиз костюма Синей султанши к балету 'Шехеразада'» 1910
Первая вакханка. Эскиз костюма к балету Н.Н. Черепнина "Нарцисс" 1911
В 1918 Леон Бакст покинул группу Дягилева. Его уход связывают с рядом причин. Это и мировая война. Французам было не до "Русских сезонов". Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии.
[689x1074]
«Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда 'Саломея'»