(Наведите курсор на картину, чтобы увидеть название)
Вели́кая пя́тница (греч. Μεγάλη Παρασκευή), (также Вели́кий Пято́к, Страстна́я пя́тница, лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения.
"Он воображал себе Святую Землю такой, как будто она ничуть не изменилась со времен рождения Христа. Хотя при этом у него не было иллюзий о том, что она могла остаться неизменной."
Джеймс Тиссо: "Жизнь Христа"
К выставке Бруклинского музея искусств (Бруклин, Нью-Йорк) 2010г.
В 1882 году мир Джеймса Тиссо обрушился. Умирает от туберкулеза его спутница жизни, возлюбленная и муза (Kathleen Newton), с которой он жил 12 лет. Он был раздавлен, потрясен, потерян. Он метался между своим католическим воспитанием и обращением к оккультной практике в попытках вернуть свою возлюбленную хотя бы на время спиритуалистических сеансов. Ни что не могло утолить его боли, он искал спасения…
Он совершенно утратил интерес к живописанию «света», его потрясение смертью любимой женщины заставило его прибегнуть к источнику, указанному ему еще в детстве его матерью, глубоко верующей католичкой и давшей ему сответствующее воспитание.
"ЖИЗНЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА". ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС ТИССО (1836 -1902)
Он обращается к вере, теперь уже вторично, и это его обращение не просто опиум, утоляющий боль и ослабляющий страдание.
Многие из его друзей-художников скептически относились к его обращению, — оно совпало с французским католическим возрождением, ставшим реакцией на светское перерождение Третьей французской республики.
Уже не верой своей матери, но своим собственным откровением в 1885 году Тиссо находит путь к Своему Отцу. Теперь это уже осознанное и выстраданное обращение перевернуло всю его жизнь. И творчество свое он целиком посвящает Создателю. Он задумывает создать серию работ, связанных с текстом Священного Писания.
С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889г.) Палестину и живет там по-долгу. Обетованная земля становиться последней любовью его жизни. Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались на Святой земле. Он не изображает европейцев, переодетых в «театральные» старинные костюмы. В его работах — подлинные люди пустыни…
Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» («Vie de Notre Seigneur Jesus-Christ») составил 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля (Париж). Сейчас они принадлежат Бруклинскому Музею (Brooklyn Museum).
Цикл по В. Завету Тиссо закончить не успел — завершены были лишь его работы к Пятикнижию, Историческим книгам и кн. Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904.
В 1902 г. Джеймс Тиссо вернулся из Палестины в Париж лишь для того, чтобы умереть на родине.
Недавнюю выставку 124 из 350 акварелей Джеймса Тиссо, о жизни Христа, состоявшуюся в 2010г. в Бруклинском музее, следует рассматривать как часть такого переосмысления религиозного искусства девятнадцатого века, новый взгляд через широкую призму визуальной культуры в целом. Это была также возможность показать целый пласт работ, ошеломляющий визуально и, как стало понятно после просмотра этой выставки, которые невозможно адекватно репродуцировать. Действительно, даже самые лучшие современные репродукции не могут передать завораживающего мастерства этих миниатюрных картин, наибольший размер которых редко превышает 25 см.
Акварели Тиссо давно считались странной аномалией в творчестве художника, известного своими ослепительными виньетками модной парижской и лондонской жизни. Ученые, изучавшие этого художника, по большому счету, не обращали на них особого внимания. И Бруклинский Музей не выставлял их с 1980 года, несмотря на то, что не проходит и недели, чтобы об акварелях не задавали бы вопросов в основном посетители, которые знают его иллюстрации по репродукциям в учебниках воскресных в школ и катехизисах.
Замечательная серия акварелей Тиссо стала следствием пережитого художником религиозного опыта в парижской церкви Сен-Сюльпис в 1885, который заставил Тиссо отказаться от его мирской жизни, закончить карьеру успешного живописателя британского и французского общества, чтобы поехать в Египет, Сирию и Палестину в 1886-1887, а затем в 1889 году. Он посетил те места, где Христос ходил в детстве, проповедовал, будучи молодым человеком, был распят и воскрес из мертвых. Конечная цель этих поездок состояла в том, чтобы создать серию акварелей для иллюстрированной биографии Иисуса, которая состояла бы из живописных работ, сопровождаемых библейскими текстами из четырех Евангелий, а также описаний сцен, которые Тиссо наблюдал во время своих путешествий.
Хотя возвращение художника к вере стало важным стимулом для его проекта, на Тиссо, по всей вероятности, произвел впечатление и огромный успех подобных проектов, в первую очередь известного французского иллюстратора Библии Гюстава Доре (1865-1866). Его иллюстрированная Библия была издана в томах различных форматов на многих языках. Кроме того, иллюстрации без текста, были опубликованы в так называемом издании «Галерея Доре», которая была чрезвычайно популярна.
Проект Тиссо ставил своей целью создать нечто отличное от иллюстраций Доре. Он не только целенаправленно сосредоточился на жизни Мессии (впрочем, позже он приступил также и к иллюстрированию В.Завета), но также противопоставил романтическим фантазиям в иллюстрациях Доре новый веризм. На основе своих поездок в Святую Землю, он сделал бесчисленные предварительные зарисовки и фотографии (ни одна его фотография до нас не дошла). В большинстве своем ландшафтные и городские сюжеты из жизни Христа основаны на сценах, наблюдаемых Тиссо в Палестине. То же самое верно для многих персонажей, которые созданы на основе изучения различных «типажей», увиденных во время его поездок.
Он воображал себе Святую Землю такой, как будто она ничуть не изменилась со времен рождения Христа. Хотя при этом у него не было иллюзий о том, что она могла остаться неизменной.
Успех акварелей Тиссо, как представляется, связан с тем, что он тщательно согласовал между собой несколько противоречащих друг другу посылов. К ним относятся веризм, т.е. правдивое представление Палестины и ее народа; попытка по-новому представить евангельские сцены, особенно те, что связаны с чудесами; и уважение к традиции, идущее из осознания того, что образы должны были быть узнаваемы, если вы желаете, чтобы ваш проект был успешным. Иными словами – предложить некую связь с уже известными изображениями и представлениями о жизни Мессии. Результатом всего этого стала серия акварелей, которые в высшей степени оригинальны по своему замыслу, но приэтом не настолько отличаются от всего остального, чтобы перестать быть узнаваемыми в качестве библейских сцен. Вот только один пример: «Что видел Господь с креста?» Эта работа показывает уникальный вид Голгофы, как ее видел с креста Спаситель (см. ниже). Но при том, что точка зрения уникальна, в работе присутствуют традиционные составляющие иконографии – Дева в обморочном состоянии, апостолы и центурионы, — все они здесь.
В дополнение к оригинальности своей концепции, техническое мастерство Тиссо позволило ему создать потрясающие акварели размером в большинстве своем примерно 20 х 25 см (рис. 5). Кроме того, его использование цвета примечательно не только в акварелях с тщательно проработанными одеяниями людей, но и мистическими сценами, такими как «Благовещенье». Все это в сочетании с его невероятным вниманием к деталям привело к замечательному результату.