• Авторизация


Tcaagan Sar ! 13-02-2010 23:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Lo Sar !

[250x188]
 

Буддийский  праздник Цаган Сар или Ло Сар (Белый месяц - первый в году) отмечается в первый день месяца Дракона по лунному календарю. В нынешнем 2010 году Цаган Сар выпал на 14 февраля и совпадает с Днем Св. Валентина. Наверное, это дважды символично.
Во-первых, потому, что именно в этот день, как считается, плоть земли начинает отходить от долгой зимы. Он знаменует начало нового пробуждения, начало нового "малого цикла" жизни, а значит, и нового витка восхождения человека на пути нравственного и духовного совершенствования. Во-вторых же, можно допустить, что совпадение этой вехи одной из наиболее древних на сегодня эзотерических традиций человечества со сравнительно новым празднованием дня Любви, да еще в самом начале эпохи Рыб, может и в самом деле оказаться для многих поворотным моментом. Той самой "развилкой", от которой, согласно сказкам, все зависит от того, как "пойдешь" - прямо, вправо или налево. Я умышленно намудрил тут с наречиями - кто в теме, поймет:) Однако, главное все же в том, что именно в феврале этого года очень многим из нас не только в Тибете или России, но и на всей планете, предстоит сделать еще один шажок в выборе принципиального пути: с кем мы?  С Любовью, Светом и Истиной или с раздором, сумеречностью и ложью ...
Стоит отметить, что именно в этот день - в первый день первого весеннего месяца - Бурхан-Бакши (Будда Шакьямуни) вступил в диспут с "шестью неверными учителями", продолжавшийся пятнадцать дней и окончившийся тем, что иноверцы поняли его учение. Поэтому, в некоторых традициях установление даты Цаган Сара связывают с этой победой. Однако, форма празднования указывает на более древние его истоки.
По тибетской традиции, уже ранним утром - с началом рассвета, в этот день принято собираться для принятия от лам обетов Махаяны (Содженг)  - обетов отказа от любых неразумных и негативных дел, мыслей и чувств... хотя бы на один грядущий день. Праздник непосредственно связан с именем богини, известной у российских буддистов под именем Окон Тенгри (тиб. Палден Лхамо, санскр. Шри Деви) -  Небесной Девы, которую особо призывают с 12 по 14 февраля. Именно в Цаган Сар широко совершается  ритуал "чаксум", проводимый монахами для  ограждения людей от злых духов, увязавшихся из прошлого года. В финале массового молебна, в котором принимают участие все монахи, которые только могут, сжигается большая кукла, изготовленная из остатков прошлогодних растений и тряпья. Ей предназначено вобрать в себя все несчастья, беды и неблагоприятствия ушедшего года. В огонь сгорающего чучела бросаются маленькие кусочки теста, символически вобравшие в себя болезни, невзгоды, негативные помыслы и страсти, тянушиеся за людьми из прошлого.
Мотивация именно такой формы празднования Цаган Сара в традиции тибетского буддизма объясняется мифологическими событиями. Ведь, богиня Окон Тенгри спасла мир от своего сына, родившегося от брака с царем Мангусов (чудовищ). Младенец быстро превратился в гиганта, который со временем мог уничтожить весь человеческий род. Иконография буддизма малопонятна для европейцев и других последователей ближневосточной религиозной традиции - иудеев, христиан и мусульман. В критериях их эстетики и символики, иконографический ряд тибетского буддизма воспринимается демоническим.

[400x677]
.

"Богиня Окон Тенгри изображается восседающей на спине мула, покрытой кожей убитого ею сына. Однако, Окон Тенгри - единственная богиня из числа великих просветлённых дхармапал, оберегающих от злых духов, порчи, злых языков и внешних врагов. Она - одна из основных защитников веры и учения в традиции "гелугпа" тибетского буддизма. Оберегая учения великой колесницы Махаяны, Окон Тенгри едет на своем муле по морю крови и жира. Ее громадная фигура чёрно-синего цвета, трехглазая, с обвисшей грудью, горящими бровями и усами, с красными вздыбленными волосами. Одной рукой она взмахивает длинной дубиной, а в другой держит чашу, сделанную из черепа с человеческими органами. В клыках богини зажат человеческий труп, а вся она обвитя гирляндой отчлененных голов. Юбку тигровой шкуры богини поддерживают змеи, в драгоценной короне пять человеческих черепов.
Тело Окон Тенгри укражено и подарками: луна в центре волос и солнце в пупке -  от  Вишну, другие украшения подарены другими богами.
Мул, запряженный в упряжь из змей несет на себе два гадательных кубика, череп и черный мешок, заполненный болезнями. Богиня из сострадания она проглатывает все земные болезни, собирая их в свой мешок, чтобы выпускать только для истребления врагов Дхармы. На крупе мула есть и клубок волшебных нитей, сделанный из скрученного в шар оружия, здесь же - глаз, который появился, как след от вырванного богиней копья, попавшего в мула в качестве последнего привета от царя Мангусов людоедов - ее мужа, отца убитого монстра.
В виде свиты Окон Тенгри сопровождают четыре махараджи - богини времён года, сторожащие четыре стороны света. Над головой - белая богиня Сарасвати, с пивангом (струнный музыкальный инструмент, типа лютни). Кроме того, впереди крокодилоголовая Дакини, ведущая мула, а позади - львиноголовая, охраняющая от нитей прошлого.
В монастырях изображение Окон Тенгри держат укрытым от случайных глаз. Демоны болезней, некрополей, плотоядные демоны подчинены её воле, поэтому и имя ее надобности стараются не упоминать. Живет же Окон Тенгри, согласно мифам, в тибетском озере Лхамо Латцо, на берегу которого совершаются ритуалы, а высокие ламы получают указания относительно новых рождений Далай и Панчен-лам".

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Tcaagan Sar ! | SNorr - Дневник SNorr | Лента друзей SNorr / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»