С Рождеством Христовым !
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ - Дионисий и сыновья, 1500-1501, фреска, Ферапонтов монастырь
Рождество в России еще в советское время было традиционным домашним праздником для сравнительно узкого круга людей. В первую очередь, это, конечно, православные, чье вероисповедание определялось по более или менее регулярному посещению храмов. Во вторую - все прочие, для которых православное Рождество, отмечаемое между Новолетием и "похмележным" Старым новым годом, всегда воспринималось как эхо встреченного уже Нового года, сакрализованное религиозным оттенком.
Начиная с шалмана "перестройки", когда "православное Рождество" пытались выставлять даже некоей альтернативой Новому году, его восприятие людьми неуловимо менялось. С одной стороны, он стало не уже потайным посленовогодним праздником, а вполне легальным. С другой, большинство россиян открыли для себя существование, "как ни странно", еще одного - "католического", а заодно и странный факт особого календаря, по которому день рождения Иисуса предварял наступление Новолетия и приходился на день зимнего Солнцеворота (Солнцестояния) - 25 декабря Юлианского календаря. В языческой традиции этот день называется Карачун (который, как известно, рано или поздно наступает для любой "чернухи", под которой в данном контексте подразумевалась, вероятно, состояние "смерти Природы").
Таким образом, наша неуемная склонность идти "наперекор планете всей" проявилась и на уровне церковного календаря, давно не совпадающего с космическими циклами. Но, что бы там ни было, праздник в сознании населения по сложившейся бытовой традиции все равно остается праздником.
Как Новый год, не смущаемый мифологичностью его обязательных главных персонажей - Санта-Клауса, Деда Мороза, Снегурочки.
Как "православное" или "католическое" Рождество, празднуемое в разные дни, но переживаемое людьми с ощущением "Святой Ночи".
...причем, совершенно независимо от того, что человечество всегда ожидает Христа, вместо которого приходит... "церковь" :
[показать]