Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины). Список_фрейлин_русских_императриц
Придворные женские чины были введены императором Петром I в «Табели о рангах» 24 января 1722 года.
................................... Художник Louis-Michel van Loo Портрет княгини Екатерины Дмитриевны Голицыной (1720–1761), урожденная Кантемир, жена Д. М. Голицына (1721-1793) [681x700]
Прежний теремной царицын штат, состоявший из боярынь, мамушек, кормилиц, постельниц и т. д. был превращен в строгий иерархический порядок
...................................
Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800 [700x688] Художник François-Hubert Drouais Дарья Петровна Чернышёва, в замужестве Салтыкова (1739 - 1802) [675x700] Художник Йозеф Грасси Портрет Александры Браницкой [700x697] Новые чины имели немецкое название, но на их учреждение имел влияние и французский двор, который император наблюдал самолично
обер-гофмейстерины
жены действительных тайных советников (II класс)
действительные статс-дамы
действительные камер-девицы (IV класс), равный рангу жен президентов коллегий
гоф-дамы (V класс), равный женам бригадиров (не получил значительного распространения)
гоф-девицы (VI класс), равный женам полковников (не получил значительного распространения)
камер-девицы Художник I. Bajenov Countess Anna Orlova [697x700]
На практике уже во второй четверти XVIII века получила применение несколько дополненная и измененная номенклатура дамских придворных званий (первые четыре звания в течение XVIII века имели всего 82 лица; на 1915 год — 18 человек):
обер-гофмейстерина
гофмейстерина (с 1748 года)
статс-дама (в 1796 году их 12)
камер-фрейлина (камер-девица) (с 1730 года; в 1796 году не упоминаются, следующий раз упомянуты в 1834 году)
фрейлина (с 1744 года; в 1796 году их 12). Художник Franz Xaver Winterhalter Елена Павловна Бибикова (1812-1888)- падчерица А.Х.Бенкендорфа, фрейлина, статс-дама; в первом браке Белосельская-Белозельская, во втором Кочубей [700x662] Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий Борщова, Наталья Семёновна 1776 [550x689] Художник Vladimir Lukich Borovikovsky Портрет княгини А.П. Гагариной, урожденной Лопухиной. 1801 [691x700]
За Петром I продолжил уточнение служебной иерархии Павел I, поставив во главе придворного женского штата обер-гофмейстерину, в распоряжении которой находились гофмейстерина, 12 статс-дам и 12 фрейлин. Художник Vladimir Lukich Borovikovsky (1757–1825)
Родзянко Екатерина Владимировна (1794-1877), ур.Квашнина-Самарина. С 1818 года жена генерал-майора Михаила Петровича Родзянко. Фрейлина, позже начальница Училища ордена св. Екатерины в С.-Петербурге. [672x700] Фрейлина — было званием, жалующимся наиболее часто (1881 год: 189 фрейлин из 203 придворных дам со званиями; 1914 год: 261 из 280). Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть только незамужние. Лишь немногим из них после замужества давалось более высокое звание; остальные по выходе замуж отчислялись от двора. В 1826 году Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Часть «комплектных» фрейлин назначалась «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах (эти фрейлины назывались свитными). Из фрейлинской свиты назначались воспитательницы великих княжон. Художник Karl Briullov Портрет Авроры Карловны Демидовой [700x679]
Ежегодно список фрейлин публиковался в адрес-календаре Российской Империи. Список строился по стажу пребывания во фрейлинском звании. П. Ф. Карабанов опубликовал в журнале «Русская старина» за 1870 и 1871 гг. известный, но изобилующий погрешностями список фрейлин XVIII века. Художник Никитин Иван Никитич. Портрет княжны Смарагды(?) Марии(?) Кантемир. 1710-е - 1720-е. Мария Кантемир (1700-1754) - дочь господаря Дмитрия и сестра поэта Антиоха. [700x683]
Несмотря на то, что замужество автоматически вело к потере должности фрейлины (не считая камер-фрейлин), многие из них более известны под фамилией мужа. В списке приведены оба варианта — сначала девичья фамилия, фигурировавшая во фрейлинских списках, в скобках — фамилия в браке. Художник Козин А. Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876), ур. Баранова. Дочь Т.О.Баранова (1779-1828) и Ю.Ф.Адленберг (1789-1864), жена Михаила Федоровича Голицына (1801-1871) [589x700] Камер-фрейлины — фрейлины более высокого ранга (обычно 2-5 человек), приравнивающиеся в придворной иерархии к статс-дамам. Художник Орлов Пимен Никитич Портрет Марии Аркадьевны Бек, ур.Столыпина (1819-1889), во втором браке Вяземская [700x651] Статс-дамы — вторая по численности группа дам (1914 год: 14 человек), как правило — жены крупных чинов. Большинство из них было «кавалерственными дамами» — имели орден Святой Екатерины или другие награды. Многие из них числились в отпуску. Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определенных обязанностей при дворе не несли. Художник Алексей Петрович Антропов Портрет Анны Карловны Воронцовой (в девичестве Скавронской), вдовы бывшего канцлера Михаила Илларионовича Воронцова [663x700] Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшим одноименные придворные должности и заведовавшим придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию. С 1880-х гг. этих званий никто не имел, а соответствующие должности исполняли лица из числа статс-дам, а при дворах великих княгинь — даже дамы, вообще не имевшие придворных званий. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство.
................................................... Художник Жан де Самсуа. Портрет М.П.Салтыковой - "Осень", 1756. Матрена Павловна Салтыкова (ок. 1730-1813), дочь П.Ф. Балка-Полева от брака с М.Ф. Полевой, с 1750 жена С.В. Салтыкова (1726-1776) [697x700] Художник Жан де Самсуа. Портрет графини М.Р. Воронцовой - "Огонь". Мария Романовна Воронцова (1738-1765), жена П.А. Бутурлина [688x700]
В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые золотом и серебром платья строго установленного (в 1834 г. Николаем I) фасона, цвета и материала. Гофмейстерины, статс-дамы и фрейлины носили на правой стороне груди портрет императрицы (т. н. «портретные дамы»). Фрейлины получали и носили шифры императриц или великих княгинь, при которых они состояли. В XVIII в. привилегией фрейлин было право носить локоны. Художник Franz Xaver Winterhalter Princess Elizaveta Esperovna Troubetzkaya, formerly Princess Belosselskaya-Belozerskaya 1859 [700x651]
Основанный при Екатерине II в 1764 году в Санкт-Петербурге Смольный институт стал «школой» будущих фрейлин, поступавших к императорскому двору. Институт благородных девиц Пажеский корпус
Многие из фрейлин становились фаворитками императоров
................................... История Личность Красота Женский образ Портрет Женщина Дамы Красавица Этикет Геральдика История слов
Вы должны быть очень благодарны Википедии,а конкретнее,автору статьи оттуда.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_фрейлин_российского_императорского_двора
Неужели Вам удобно постоянно использовать чужой труд.