• Авторизация


Без заголовка 15-01-2017 16:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Jolochka Оригинальное сообщение

Этапы работы над произношением шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Этапы работы над произношением шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ

1 ЭТАП.  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ.

2 ЭТАП. ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

3 ЭТАП. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА.

                                                                                                     

 

1 ЭТАП.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ.

1. Рупор. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты (как при произнесении звука О), верхние и нижние резцы видны.

2. Лопатка.
Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. Наказать непослушный язычок.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

4. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

5. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

6. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

7. Маляр
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

8. «Грибок».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

9. «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

10. «Вкусное варенье»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

11. «Чашечка» - «Ковшик».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

12. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

13. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

14. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

15. «Горка».
Цель: выработать подъем передне-средней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

16. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

17. Приклей конфетку.
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

18. Загони мяч в ворота.
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

19. Упражнение в произнесении звуков т ‘—щ.
Перед постановкой звука ч полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т’ и щ. Это способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения звука ч. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.

==================================================================

2 ЭТАП.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш.

Способ 1. Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Способ 2. Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Способ 3. Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ж.

Способ 1. Дайте ребенку возможность ощутить вибрацию голосовых связок при произнесении звука ж. Приложите тыльную сторону руки малыша к своей шее спереди. Далее произнесите вместе с ребенком звук ш и добавьте голос. Одной рукой ребенок должен ощутить вибрацию голосовых связок у Вас, другой - у себя.

Способ 2. Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [з]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо з-з-з должно получиться жужжание.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Щ.

Способ 1. Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед => [щ].

Способ 2. Ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).

Способ 3. Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости-мяг¬кости: [т — т'], [д — д'], [с — с'], [з — з']. После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произне¬сите его мягко — [ж'] (как будто это парные по признаку твердости-мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами.
Предложите ему, длительно произнося звук [ж'], перейти на тихое, шепотное его произнесение ([ж'-щ]). В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж'] «шепо¬том». Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.

Способ 4. Пусть ребенок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ]. Обратите внимание ребенка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»). Пусть ребенок как можно дольше тянет этот второй звук.
В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша, набегает на берег за другой»).
Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег все реже и реже»).
В заключение пусть ребенок сразу (без предшествующего [ч]) про-изнесет звук, похожий на «шум прибоя».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Способ 1. Логопед просит ребёнка очень быстро произносить сочетание звуков «ТЬ-ТЬ-ТЬ» (кончик языка должен прикасаться к основанию верхних зубов). Далее нужно понемногу начать отодвигать кончик языка назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Одновременно с этим губы растягиваются в улыбке.

Способ 2. Специалист просит ребёнка медленно, а затем быстро произнести звуки «ТЬ» и «Щ», так чтобы получилось ТЬЩ. Обязательно должна присутствовать широкая улыбка, это важный фактор правильного произношения.

Способ 3. Ребенок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесении звука [ш]), сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти — ти — ти]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верхних резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони должна ощущаться выдыхаемая воздушная струя.

В то время как ребенок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щеки, прижимая их к коренным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперед его губы. В этом положении вместо [ти — ти — ти] будет слышаться [чи — чи — чи].
Обратите внимание ребенка на этот звук, как-нибудь назовите его (например, такой звук может издавать кипящий чайник).
Пока ребенок произносит слоги [чи — чи — чи], отпускайте на время его щеки, чтобы он продолжал произносить их самостоятельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щеки ребенка к коренным зубам.
После этого пусть ребенок произносит слоги [чи — чи — чи] самостоятельно.
Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «говорит чайник»).

===========================================================

3 ЭТАП.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш.

1) изолированное произношение звука Ш. "Как шипит шарик? - Ш-ш-ш"

2) автоматизация в слогах.  

3) автоматизация в словах.

========================

Занятие 1
Автоматизация звука [ш] в открытых слогах
Развитие артикуляционной моторики

Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера его речевого нарушения.

Развитие памяти, внимания

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук.
Игровые задания «Пальчики шагают по столу»:
ша-ша, ша-ша;
ша-ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша;
ши-ши, ши-ши.

«Разговор мышки с мышонком». Произнесение слогов со сменой интонации:
ши-ши-ши, ши-ши-ши, ши-ши-ши;
ша-ши-шо-шу;
ши-ша-шо-шу.

— Какой слог лишний? Ша-ша-ша-ши, ша-ша-ша-са.

«Придумаем имена куклам». Ма...(ша), Да...(ша), Са...(ша), Ми...(ша), Ната...(ша), Катю...(ша).

— Дополни слог. Мы... (ши), малы... (ши), камы... (ши), пи... (шу).
— Какой слог пропущен? Ма...на (ши).

Анализ и синтез слогов
Какой первый звук в слоге ша? Назови второй звук.
Скучно одному звуку [ш]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [ш] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?
— Найди картинку, в названии которой есть слог шу. (Шуба, шут.)

Ознакомление с буквой ш

Занятие 2
Автоматизация звука [ш] в обратных слогах
Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом

Произнесение слогов иш-иш-иш, ыш-ыш-ыш, аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш от имени героев сказки «Маша и медведь» (со сменой интонации).

Запоминание и воспроизведение слоговых рядов иш-ыш-аш, ыш-иш-аш, иш-ыш-аш-уш, ыш-иш-аш-уш

Анализ и синтез слогов
— Повтори слоги ша-ши-шо. Послушай еще раз. Ша-ши. Какой слог исчез из ряда? (Шо.) Шо-шу-ши-ша. Шо-шу-ши? (Ша.)
— Послушай и повтори слоги иш-иш-иш. Какой новый слог появился? Иш-иш-аш.
— Давай «подружим» два звука — гласный [а] и согласный [ш]. Какой слог получится, если первым станет звук [а], а рядом с ним — [ш].
Обозначить звуки цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).
— Какой первый звук в слоге ыш? Какой второй звук?
— Назови второй звук в слоге ош?

Составление слогов иш, ыш, аш из букв разрезной азбуки.

Развитие фонематического восприятия
Игра «Речевое лото». Отбор картинок, в названиях которых есть звук [ш], из ряда других. Педагог называет слова, а ребенок находит картинки со звуком [ш].

Занятие 3
Автоматизация звука [ш] в слогах (интервокальное положение)
Развитие артикуляционной моторики

«Мышата шушукаются». Произнесение слоговых сочетаний ыши-ыши-ыши, аша-аша-аша, уша-уша-уша, иши-иши-иши, ошо-ошо-ошо, ашу-ашу-ашу, оши-иши-аши от имени мышат (с включением мимических упражнений).

Развитие фонематического восприятия
— Назови место звука в слогах ша, аш, аша. Где слышится звук [ш] в словах Шуня (кличка мышки), мышь, мышка?.
Чтение слогов ша, шо, ши

Развитие слуховой памяти и внимания
Выполнение инструкций из 2—3 действий.
— Подойди к шкафу. Возьми мышку. Поставь мышку между матрешкой и лошадкой, а потом сядь на место.

Занятие 4
Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков
Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением. Игровое упражнение «Мы — штангисты».
Шта-шта, шта-шта;
шту-шту-шту-шту (поднимаем и кладем штангу).

«Разговор Чебурашки и Неваляшки».
— Што-што-што. (сердито)
— Шты-шты-шты? (Добродушно. Ты почему такой сердитый?)
— Шта-што. (Ласково. Давай дружить.)
— Шта-што-шту? (Вопросительно. Согласен?)
— Шта-што-шту-шты. (Утвердительно. Согласен.)

Развитие фонематического восприятия
— Найди картинки, в названии которых есть звук [ш], и положи их к букве ш.
Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [ш] и [ж]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в двух-трех словах.
Чтение слогов уш, шу; ош, шо

Занятие 5
Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков
Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом

Игровое упражнение «Разговор мартышек». Запоминание и воспроизведение слогового ряда с включением мимических упражнений.
— Шма-шмо. (грустно)
— Шма-ишо-шму (с огорчением)
— Шма-шмо-шму-шмы? (вопросительно)
— Шна-шно. (обиженно)
— Шна-шно-шну. (одобрительно)
— Шна-шно-шну-шны! (радостно)

Игровое упражнение «Обезьянки чистят бананы». Согласование речи с движениями рук — имитацией движений обезьянок.
Шва-шво;
шва-шво-шву;
шва-шво-шву-швы.

Развитие фонематического восприятия
— Найди картинки, в названии которых есть звук [ш], и положи их к букве ш. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [ш] и [с]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в двух-трех словах.

Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов

Занятие 6
Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков
Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом и мимикой

Игровое задание «Разговор с инопланетянами».
— Шка-шко-шку. (удивленно)
— Шла-шле-шлю-шля. (с возмущением)
— Шпа-шпо-шпу-шпы. (с грустью)
— Шле-шля-шлю. (с опасением)
— Шми-шни-шпи! (радостно)

Развитие фонематического восприятия
— Подбери картинки к буквам. К букве ш положи картинки, в названиях которых есть звук [ш], к букве ж — картинки, в названиях которых есть звук [ж], к букве с — картинки, в названиях которых есть звук [с].

Педагог называет картинки, а ребенок выбирает нужную картинку и ставит рядом с соответствующей буквой.

Составление и чтение слогов

3) автоматизация в словах.

а) Автоматизация звука [ш] в словах со слогами
ша, шо, шу, ши, ше

Произнеси слова правильно
Шар, шары, шапка, шайба, ниша, лапша, шашки, шалун, ваша, наша, каша, крыша, ишак, вешалка, мышата, лошадка, шахматы, шампиньоны.
Шофер, шорох, мешок, пушок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, мышонок.
Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, шуруп, чешуя.
Уши, шина, шипы, шило, шитье, мыши, ширма, ландыши, камыши, малыши, калоши, машина, пушица, тишина, ковшик, кувшин, кувшинка, машинист, горошина, шиповник.
Шея, шест, мишень, пшено, кушетка, ошейник, шелест, шершень, камешек, мышеловка, шелковица.

Задания
Назови предметы. Отчетливо произнеси слова. Определи место звука в каждом слове.

Раздели на слоги слова шар, шапка, вешалка, шампиньоны.

Угадай задуманное мной слово. В этом слове первый слог ве, последний — ка.

Собери слова из рассыпанных слогов. В слове есть такие слоги: ша, мы, та.

Рисунок 10. (См. цв. вклейку.) Дети: Миша, Маша, Даша, Луша, Ксюша, Леша, Паша, Саша, Алеша, Андрюша.
Как зовут девочек? Наташа выше Маши. Катюша в шапочке. Ксюша в шляпке. Кто выше — Миша или Паша? Кто старше — Леша или Андрюша? Кто меньше — Даша или Саша? У кого шайба? У кого шары? У кого на голове шляпка? У кого на шее шарф? У кого машинка? Кто стоит? Кто шагает?

Рисунок 11. (См. цв. вклейку.) Швейная машинка, легковая машина, стиральная машина. Назови предметы одним словом. Как превратить слово машина в слово шина?

Повтори слова шаг, шаги, шажок, шагать. Эти слова называются родственными.
Вставь пропущенную букву и произнеси отчетливо слова.
...ар
...арф
...айба
... арики
Подскажи нужное слово.
Прыгун прыгает с ... (шестом).
Поезд ведет ... (машинист).
Дырку можно проколоть ... (шилом).
Любуемся ... (кувшинкой, ландышами).
Молоко нальем в ... (кувшин).
Воду наливаем ... (ковшиком).
Шофер управляет ... (машиной).
Какой слог потерялся? Ти...на (тишина), ма...на (машина).

Назови слова со слогами ша, ши, шу.

Почему так называли куст и дерево — шиповник, шелковица? У шиповника есть колючие шипы. На деревьях шелковиц выращивают гусениц шелкопряда (шелковичного червя). Гусеницы шелкопряда питаются листьями шелковицы. Они завивают коконы из шелковых нитей, в которых превращаются в куколки. Коконы распутывают и ткут шелковые ткани.

б) Автоматизация звука [ш] в словах со слогами
аш, уш, ош, иш, ыш, еш
Произнеси слова правильно
Башня, башенка, чашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.
Душ, тушь, пушка, опушка, кукушка, игрушка, катушка, кормушка, ракушка, лягушка, подушка, кадушка, дедушка, бабушка, пушинка, тушканчик.
Финиш, домишко.
Мошка, кошка, крошка, окошки, горошек, лукошко, ладошка, картошка, окрошка.
Мышь, мышка, малыш, камыш, пышка, вышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка.
Орешки, крепыш, погремушка.

Задания
Скажи ласково. Вишня — вишенка, кошка — кошечка, мышь — мышка.

Какая буква заблудилась в этих словах? Котка, мотка, мытка, шишка.

Почему так назвали первое блюдо — окрошка?

Ребус. Рисунок 12. (См. цв. вклейку.) Чайник, автобус, шуба, куст, апельсин. Назови предметы. Выдели первый звук в названии предметов. Составь слово из этих звуков. (Чашка.)

в) Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных

Произнеси слова правильно
Штаб, штанга, штаны, штабель, штамп, штопка, штора, штопор, штурвал, штучка, штык.
Шкаф, шкатулка.
Шляпа, шлем, шлюпка.
Школа, школьник.
Шпалы, шпагат.
 

Задания
Замени в слове шпиль звук [п'] на звук [т']. Какое слово получилось? (Штиль.)

Слоговая цепочка. Мышка — катушка — кадушка.

Скажи ласково. Шляпа — шляпка, шуба — шубка, штаны — штанишки, рубашка — рубашечка, шишка — шишечка, шапка — шапочка, мышь — мышка, шар — шарик, катушка — катушечка.

Подбери рифмы. Картинки и слова. Два столбца рисунков.
Мышь — тишь, кошка — мошка, крошка — кошка — морошка, кадушка — катушка — подушка — подружка, избушка — кадушка, игрушка — кукушка, подушка — лягушка, мишка — мышка, шишка — Тишка, пушки — ушки, сушки — мушки, старушка — ватрушка, окошко — лукошко, окрошка — картошка, петушок — гребешок.

«Правильно ли это?» Стреляют сушки, пекут пушки. На болоте растет кошка, под столом сидит морошка. На дереве — игрушки, а в руках детей — кукушки.

«Бесполезные и полезные советы старухи Шапокляк». Солите лягушек в кадушках. Положите кукушку спать на подушку. Бросайте катушки в окна избушки. Положите мошку в лукошко. Не сорите в избушке. Солите волнушки в кадушке. Угостите старушку ватрушкой. Не губите лягушек! Берегите кукушек!
Повторите сначала полезные советы. Почему остальные советы можно назвать бесполезными?

Что лишнее? Рисунок 13. (См. цв. вклейку.)

Составь из букв имя девочки и названия ее одежды.
А, К, А, П, М, Ш, Б, Л, У, Р, Ф.

— Какая буква потерялась? ...мель, рома...ка, карто...ка.

— Чем отличаются эти слова? Мошка — кошка. Шляпка — шлюпка. Шубка — шутка. Шпала — лапша. Чем они похожи?
«Что куда?» Волнушки в ... (кадушку), перышки в ... (подушку).

«Что кому?» Малышу — погремушку, детишкам — игрушки, старушке — ватрушки, Машеньке — вишенки, Мишеньке — штанишки, рубашку, лягушке — мошку, Чебурашке — ромашку, петушку — зернышки.

4) автоматизация в словосочетаниях.

Дополни слово.
Шерстяной ..., шерстяная ..., шерстяное ..., шерстяные..., пушистый ..., пушистая ..., пушистое ..., пушистые ..., большой ..., душистый ..., широкий ..., хороший ... .

Подбери нужные слова.

     Что ты делаешь? Скажи о себе. Я ... (шагаю, дышу, машу); музыку ... (слушаю); ложкой суп ... (мешаю); задачи ... (решаю); иголкой ... (шью).
Скажи о Мише. Миша, ты глазами ... (смотришь, моргаешь, глядишь); ушами ... (слушаешь); ногами ... (идешь, ходишь, бегаешь, шагаешь); руками ... (ловишь, бросаешь, машешь, делаешь); дверь ... (открываешь, закрываешь); мячик ... (ловишь); с куклой (играешь); карандашом ... (рисуешь); на машине ... (едешь); в самолете ... (летишь).
     Представь, что мама послала Машу в магазин. Мы будем угадывать, что она делает, и говорить ей об этом. Ты в магазин ... (заходишь), продукты ... (выбираешь), деньги ... (платишь), продукты в сумку ... (кладешь), домой ... (приносишь), из сумки ... (выкладываешь), в холодильник ... (кладешь).
    Скажи о себе. Я письмо ... (напишу), дырочку на платье ... (зашью).

5) Автоматизация звука [ш] в предложениях и в связной речи

а) Предложения из двух слов
Ребятишки шумят. Мышка шуршит. Наташа пишет. Миша — шалун. Ксюша большая.

б) Предложения из трех слов
Кошка догоняет мышку. Катюша покупает шахматы. Петушок клюет вишни. Машенька ест шоколад. Паша чинит вешалку. Кошка опрокинула кувшин. Наташа нашла камешек. Машеньке подарили шарф.

Составь предложения из трех слов со следующими словами: шишка, кукушка, Миша, машина, верхушка.

Если бы ты был художником, что смог бы нарисовать со звуком [ш]?

в) Предложения из четырех-пяти и более слов

Тетя Даша шьет рубашку. Бабушка штопает Мишины штанишки. Дядя Паша пашет пашню. Маша надевает Мишке рубашку и штанишки. У машины резиновые шины.
Сидит букашка на большой ромашке. Волнушки солят в кадушке. На лесной опушке квакают лягушки. На мышку упала шишка. На дорожке рассыпали горошек.
Мишка сидит в машине. Мышка попала в мышеловку. Лягушка прыгнула на кувшинку. Наташа играет с мишкой. Дедушка играет в шашки с Мишей. Дедушка лежит на кушетке. Маша вешает шубу в шкаф. Луша под душем мыла шею и уши. Бабушка с Аленушкой присели на бревнышко.

г) Предложения с союзами а, и

Даша и Паша играют в шахматы. У Аленушки лукошко, а у Машеньки кружка. Паша построил башенку, а Миша — домик с крышей. Кашу едят ложкой, а компот пьют из чашки. Дашенька играет с матрешкой, а Миша — с машинкой. Аленушка взяла плошку и покормила кошку. Яша вышел на опушку и увидел там кукушку.

Задания
Распространение предложений.
Что делает Даша? Даша шьет.
Что шьет Даша? Даша шьет штанишки.
На чем шьет Даша? Даша шьет штанишки на швейной машинке.
Кому Даша шьет штанишки? Даша шьет штанишки мишке на швейной машинке.

Дополни предложения.
У зайчишки длинные ... (ушки). Вот сидит лягушка, зелененькое ... (брюшко). Малыши шагают в ... (школу). Хорош пирожок, внутри ... (творожок). Грибы в кадушке, дедушка в ... (избушке).

Назови лишнее слово в предложении.
На шиповнике колючие шипы, шмели. На кувшинке сидит лягушка, кадушка. Кошка катает катушку, погремушку.
К кому можно так обратиться? Прошу вас, сделайте для меня ... . Прошу вас, помогите, пожалуйста, ... . Обратись ко мне с просьбой.

Небывальщина. Рисунок 14. (См. цв. вклейку.) Кукушка в капюшоне. Кошка управляет машиной. Лягушка в воздухе на воздушном шаре. Мышка в шляпе. Лошадка в сапожках. Мишка танцует с мышкой. Мышка ловит кошку.

Придумай предложения-небылицы.

«Учимся размышлять».
Развитие познавательных процессов.
Найди различия.
Рисунок 15. (См. цв. вклейку.) Маша-растеряша и девочка, одетая правильно. Одежда на девочках. Шарф, шапка, шнурки на сапожках, шуба, варежки.

Без чего не сможет Маша выйти на прогулку зимой? На пляж? Что наденет Маша в детский сад?
Рисунок 16. (См. цв. вклейку.) Кошки разной масти, мышка, шкаф. Кошка на шкафу, под шкафом, за шкафом.
Где сидит полосатая кошка? Где находится рыжая кошка? Откуда выглядывает мышка?

д) Темы для составления рассказов и сказок

«Птицы». Почему они так называются? Шилоклювка, шилохвост, широконоска, широкохвостка, широкорот, пересмешник, каменушка. камнешарка, камышовка, камышница. Какая птица сидит выше других? Какая птица находится слева, какая — справа?

«В гостях у Чебурашки». Опорные слова: Чебурашка, Мишутка, мартышка, Неваляшка, Матрешка, Петрушка, ландыш, ромашка.

«Приключения Шарика и Пушка». Опорные слова: тележка, избушка, дедушка, бабушка, ватрушка, Аленушка, шалаш, речушка, ракушка.

«Мишутка Торопыжка ищет себе друзей». Опорные слова: мышка, шишка, лягушка, шмель, ежонок послушный, ежонок непослушный.

«Как мишка Топтыжка гостил в детском саду». Опорные слова: Наташа, Маша, неваляшка, матрешка, машинка, шарик, шалить, шум, шкаф, книжки.

«Теремок». Сочини свою сказку про теремок. Используй слова лягушка-квакушка, мышка-норушка, петушок — золотой гребешок, зайчишка-трусишка.

ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Серия сообщений "постановка звуков":
постановка кннкретных звуков, их артикуляция, упражнения для их постановки, вокализация, постановочные зонды
Часть 1 - AКЦЕНТ.
Часть 2 - Артикуляционные уклады звуков
...
Часть 10 - Логопедические упражнения. Постановка звуков
Часть 11 - Методики испраления различных речевых недостатков
Часть 12 - Этапы работы над произношением шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ
Часть 13 - ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Часть 14 - КНИГИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД АВТОМАТИЗАЦИЕЙ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
...
Часть 18 - Короткая подъязычная уздечка, упражнения для растягивания.
Часть 19 - Комплекс упражнений для растяжения подъязычной связки (уздечки).
Часть 20 - артикуляция звуков. видео
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | mammy_babys - вот такая девочка | Лента друзей mammy_babys / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»