• Авторизация


Славянские праздники и ритуалы как своеобразный метод народной валеологии. 12-05-2010 11:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"
(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Славянские праздники и ритуалы как своеобразный метод народной валеологии

Н.В. Грознова

С глубочайшей древности до наших дней практически у всех народов Земли неотъемлемой составляющей жизни являются праздники. Что они из себя представляют, зачем нужны? Если спросить об этом «человека с улицы», самими распространёнными ответами будут: «Это память о некоем важном для официальной идеологии событии («День ВОСР» – «Согласия и примирения», Международной солидарности трудящихся, 8 марта, многочисленные «Дни независимости»)». Есть среди них и затесавшиеся собственно календарные – «Новый год», а из личных – день рождения. Тот же «человек с улицы», но из числа независимо мыслящих, выскажет личное восприятие праздника: это просто дополнительный выходной, возможность менее кодифицированного, формального поведения. Могут сказать и так: «Было бы желание – праздник найдется».

Зачем же нужны праздники? И какие когда?
Попробуем копнуть глубже.
«Следущая остановка – религия».
А религия... Религия – это календарь.

Современные религии не оставили незаполненными практически ни один день, однако... С исторической точки зрения религиозные праздники имеют мистические (психологические) и естественные (природные) обоснования дат праздников. Последние наиболее наглядны в сельскохозяйственных праздниках, связанных с началом – завершением – сменой вида работ. Разумеется, и другие, тесно связанные с годовым ритмом, работы породили свои праздники. Основа даты праздника – начало (завершение) некоего процесса. Кстати, напрашивается и аналогия с годовым ритмом как таковым: 4(8) «общеязыческих» праздников и с личным; дни рождения, смерти, свадьбы, начала/окончания учебы и даже обычай «обмывать» покупки, карьерные ступени и награды. Праздники, связанные с годовым ходом называют календарными, а с каким либо событием – каузальными (от лат. causa – случай).

Большинство календарных праздников сформировалось в глубокой древности – по-видимому, в момент освоения сельскохозяйственного или другого производства.

Сельскохозяйственные календарные праздники имеют выраженную национально-территориальную специфику: в разных странах даже одни и те же культуры имеют разные сроки посева/созревания, да и диапазон распространения связан с национальными пищевыми предпочтениями. Календарный характер имеют также охота, рыболовство и т.д.

С другой стороны, представления о некоем «особом времени», специфика взаимодействия в такие периоды с тем, что обычно называют «потусторонним» известны человечеству намного дольше, чем производящее хозяйствование. Подобные представления в явном или неявном виде вошли в большинство мистико-магических систем и, как следствие, религий. Не вдаваясь в анализ этих систем, заметим всё же, что эти моменты характеризуются снижением устойчивости человеческой психики, пограничными состояниями. Поэтому, исходя из многочисленных многотысячелетних наблюдений люди заметили, что в эти дни обыденная работа дает меньший эффект и чревата ошибками; зато деятельность по совершенствованию психики, по взаимодействию с «потусторонним» эффективнее.

Это и использовали люди всего мира в различных обрядах и ежегодных праздниках. Во время праздников используют различные магические средства (вербальные тексты, предметы, действия, жесты, обряды), предохраняющие человека и его мир (дом, скот, урожай, орудия производства и т.п.) от потенциальной опасности: нечистой силы, болезней (в том числе сглаза, порчи), хищных животных, змей, наводнений, засухи и т.д.

Так, игра на музыкальных инструментах, пение обрядовых песен, чтение заговоров на праздниках призваны были изгнать нечистую силу и болезни из каждого дома. А святочные обходы сёл с Сочельника до Крещения преследовали ритуально-магическую цель: обеспечить общесемейное и хозяйственное благополучие. Охранительным смыслом были насыщены действия, производимые с целью оградить защищаемое пространство или объект, создать вокруг него магический круг. Например, чтобы уберечь поля и посевы от града, вокруг них создавали символический пояс защиты, в т.ч. с помощью обходных действий. Календарный круг был основой бытия наших предков. Основными точками отсчёта в их жизни были солнечные праздники: Коляда, Комоедица (Масленица), Купала, Радогощь или Багач (Овсени). В сущности, все Колядки, Веснянки, Летины и Овсенки – песни, распевавшиеся до революции на Руси, были прямо связяны с природными циклами. Таким образом, именно окружающий мир определил собой Коло Празднеств, а вместе с ним и самое жизнь, её быт или форму провождения времени, распределения работ и забав. В этих случаях обычаи играли роль «бытового орнамента» времени. В больших, тяжёлых рамах обычаев и верований представали Рождество, Пасха, Троица, Спас и Покров. С каждым из этих больших праздников, несмотря на их христианский смысл, вспоминался и старый, дохристианский уклад внешне принявший вид так называемого Православия.

Зная всё это, мы (группа энтузиастов) при Центре народной медицины решили использовать праздники в своей работе. У нас уже получилось удачно провести ряд разнообразных праздников и обрядов, появилось понимание того, что они эффективно и благоприятно воздействуют на жизнь и судьбу людей, участвующих в обрядах.

Например, после проведения праздника Масленицы люди избавились не только от старого хлама и одежды, но и сбросили с себя тяжелое бремя разного рода проблем, избавившись от так называемых «сглаза», «порчи», физического недомогания, депрессии и «бессилия». Большинство участников после проведения обряда отметили небывалый прилив сил, энергии, жизнерадостности и оптимизма. Всем стало легче на душе, радостнее и светлее.

После проведения поминания предков участников обряда, заметно укрепились и улучшились отношения с родственниками, детьми и ближайшим окружением. Многие ощутили незримую помощь предков в тяжёлых жизненных ситуациях, их защиту и покровительство. У участников поминания предков, которые просили для себя помощи в личной жизни, обстановка в семье стала гармоничней и добрее, начали решаться даже самые неразрешимые, сложные проблемы, особенно с детьми и здоровьем. Наиболее заметно это у тех людей, кто проводит этот обряд уже не первый год, поминая предков во все «родительские» субботы.

Обряд «Девичий четверг» тоже принёс свои плоды. Все девушки, участвовавшие в нём, стали очень притягательны для противоположного пола, улучшили своё здоровье. Три девушки (из семи) в ближайшее после обряда время встретили своих суженых, а одна вышла замуж в течение года.

После проведения праздников Купалы и «Иван Купала» также прошли положительные изменения в личной жизни тех, кто участвовал в действе. Например, как минимум у шести человек в течение 6 месяцев исполнились заветные желания и просьбы, а также прибавилась жизненная сила, улучшилось здоровье и самочувствие в целом.

«Богач» тоже дал неплохой «урожай» тем, кто участвовал в этом обряде и просил добра в дом, благополучия и достатка. У многих после него произошли заметные изменения на работе и дома. Кто-то нашёл более хорошую «денежную» работу, кто-то купил долгожданный участок, кто то – квартиру, машину, компьютер. В общем, количество покупок заметно возросло у тех, кто на этом обряде просил прибыли и денег, а количество неприятностей, связанных с потерей денег или ущербом какого либо имущества сошло на нет.

Действие обрядов и праздников направлено прежде всего на то, чтобы различными способами предотвратить зло, создать преграду между охраняемым объектом и опасностью, магически «закрыть» его, сделать невидимым для вредоносных сил, нейтрализовать носителя опасности, а то и уничтожить его; в крайнем случае – отогнать опасность, задобрить её или наделить сам охраняемый объект защитными свойствами и способностью сопротивляться злу. Так, в прошлом во время Коляды (Святок) по домам ходили ряженые, делая вид, что сражаются со злыми духами и изгоняют кудесов (чертей).

Анализируя обрядовые праздничные действия, можно выделить два основных направления практического применения праздников в народной валеологии.

1. Сильная мотивация людей к улучшению образа жизни, положительным изменениям в судьбе; повышение сопротивляемости организма ко всякого рода болезням (физическим и психическим); накапливание жизненных сил, повышение общего тонуса и настроения, настрой на удачу.
Как следствие – улучшение общего самочувствия, укрепление здоровья, увеличение рождаемости, повышение работоспособности, творчества, заряд оптимизма, отсутствие депрессий и действительные изменения в судьбе и жизни тех людей, кто участвует в этих обрядах.
2. Все обряды и праздники направлены на защиту от несчастья и опасности, которая может стоять у каждого на пути к счастью и успеху. У людей, участвовавших в обрядах, нередкие ранее неприятные случайности сошли на нет. Бытовые проблемы стали решаться легче. Появилась уверенность в себе, в своих силах; возникло чувство защищённости.

Празднование славянских праздников показало себя действенным методом славянской валеологии. Вместе с тем данный подход требует дальнейшего развития и проработки. В частности, интересны вопросы особенности влияния праздников на самих их организаторов; разновозрастный состав участников и его специфика; точный учёт астрологического влияния.

Литература

1. Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. // под ред. Н. И. Толстого. – М., 2004.
2. Русский фольклор: словарь справочник // под ред. Т. В. Зуева. – М., 2002.
3. Крук И. И., Котович О .В. Колесо времени: традиции и современность. – Мн., 2003.
4. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собр. М. Забылиным. – М., 1989.
[699x465]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Славянские праздники и ритуалы как своеобразный метод народной валеологии. | Владолия - Владолия | Лента друзей Владолия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»