• Авторизация


Про живопись (продолжение) 15-02-2009 00:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   

    Выскажу дельную мысль. Я понимаю, что за неё меня, возможно, потопчут копытами, но я готов пострадать за правду. Есть у меня очередной прожект переустройства общества. В смысле, прожектов у меня много, но речь пока идёт об изменении статусов музеев. Так вот. Это несправедливо, что все значимые коллекции сосредоточены только в столицах. Страна у нас огромная, до Эрмитажа из Сибири хрен доберёшься. Ну дорого это, не по карману провинциальным художникам, да и просто обычным ценителям искусства. Это неправильно. Музеи следует разукрупнить. Выбрать несколько регионов и в их центрах замутить навороченные центры искусств под федеральным управлением. С крутой охраной, с современными условиями хранения, с художественными школами и с постоянной экспозицией. Ну чтоб всё как положено. Устроить архитектурные тендеры на проекты, пригласить этого липового лорда, Фостера, раз уж он и так без мыла везде пролазит, Фрэнка Гери там, с его смятыми бумажками, да и "Кооп Химельблау" не помешают. Чтоб было как в лучших домах ЛондОна и Филадельфии. Всё равно нормальной архитектурной среды в провинции мало, вот пусть будет модно. Достаточно трёх-четырёх городов. Скажем, Новосибирск, Хабаровск, Иркутск. Пусть там будет несколько десятков настоящих шедевров живописи, мирового уровня. Представляете как это повысит уровень культуры на местах? Всё равно в столичных музеях все запасники забиты. Ну пусть народ в глубинке всё это видит, когда ему вздумается. Пусть водят детишек, прививают со школы вкус к настоящей Красоте. А то ведь чрезмерная централизация нас точно до добра не доведёт. И главное - не надо жалеть денег на благое дело, всё равно больше пропивается.
    Художнику без созерцания великих подлинников туго приходится. Многое приходится додумывать, из головы брать, велосипед изобретать. Репродукции - это вообще не то. Там нет фактуры, там не видны текстурные детали, вообще многие детали не видны, а ремесло в них. Кстати, кто это придумал, какой копираст - не вывешивать в Интернете репродукции большого разрешения? Чего эти крохоборы боятся? Что китайцы принтов на халяву нашлёпают? Ну и пусть шлёпают. Ведь это же никогда не подменит оригинал. Кроме того, все эти фотопринты на холстах - прямая реклама художнику. Очередная бессмыслица современного Вавилона. Это неправильно. Но вот что делать обычному художнику из Внутренней Монголии? Где Питер, а где ридна Ассинибойщина? "На собаках" до Питера, автостопом? Ass! Я в знаменитых наших музеях только один сезон и был. Это в очередной раз перевернуло мою жизнь. Расскажу как было, это будет полезно для понимания кой-каких вещей.
   Вообще, Питер - странный, конечно, город. Во всех смыслах. Одни питерские бичи чего стоют. Песня! Или вот архитектура ихняя, опять же :) А эта их ингерманландская тётушка-непогодушка? Световой день зимой - часа четыре. Ужас-мужас. Ладно, много чего могу про Санхт-Питербурх сказать, но в целях кратости изложения воздержусь, хотя и охота. А так ведь я долго ещё могу про север дальний петь. Но не книгу же путевых заметок ваять. Город торкающий, но не о нём речь. Пост всё-таки, типа, об искусстве.
    Короче, ходил я там в музеи как на работу. День в Эрмитаже, день в Русском, и потом по-новой. Тщательно вникал, анализировал, офигевал. Многое понял. Самое занятное, что я внутренне успокоился. Штука в том, что вокруг живописи прорва дурацких мифов, только мешающих пониманию и обучению. Главное врубиться - не боги горшки обжигают. Мне были интересны в основном технологические штуки-пуки. Как. Вся эта пурга про задумчивые взгляды, отображения эпохи, и прочая эксурсоводская ерунда меня не интересует. Чепуха это всё. Также как и "измы" всякоразные. Нехай пубертам рога точат про возвышенные социальные идеи в искусстве и про стили всякие, в воспитательных целях. В восприятии живописи важна синхрония. Разные подходы к одному и тому же. Форма. В этом всё дело. Важна графика, колорит, ритм, светотеневая моделировка, композуха. Краски, особым образом положенные на натянутый холст. Краски положенные Леонардо, Караваджо, Шишкиным, Сезанном, Кандинским, Уорхолом, Васей Пупкиным. А люди извне какую-то беллетристику наворачивают вокруг этого процесса. А в живописи своя внутренняя герметическая логика. Прикол в том, что эти вещи мало кто понимает, на самом деле. Приписывают какую-то ахинею живописи, которой там сроду нет. Воздвигают смехотворные галлюцинации вокруг "Чёрного квадрата", вокруг соц.реализма. Кстати, в двух словах про этих "мальчиков для битья".
    Народ повёлся на провокации самого Малевича и с тех пор пытается увидеть в его квадратике какую-то белиберду. Усматривают в нём едва ли не метафизическую тайну, или напротив высокомерное хулиганство. Некоторые чудики, вообще, договариваются до того, что им, видите ли, НЕ НРАВИТСЯ "Чёрный квадрат". Ну как простейшая геометрическая фигура может нравиться, или не нравиться? Ну это же смешно. А некоторые особо умные так, вообще, пытаются чего-то мямлить про особый колорит "Чёрного квадрата". Дескать, там не просто чёрный цвет, а вот, видите ли, с оттенком. Чушь, чушь, чушь. Вы чего? Забыли, что у него есть красный квадрат, красный круг, чёрный крест, треугольники и прочая платоновская геометрия? Это алфавит. Понимаете? Алфавит, перевернувший искусство XXвека. И прежде всего, кстати, архитектуру. Вообще, надо сказать, Казимир I больше архитектор-график в искусстве, нежели живописец. Вспомните его замечательные архитектоны. Да по ним до сих пор учатся на архитектурных факультетах объёмно-пространственной композиции. Так вот, насчёт алфавита. Малевич просто продолжил ещё сезанновскую логику  - решать форму посредством элементарных фигур. То есть Малевич новаторски разъял всю безмерность реальности на несколько букв и предложил из них строить новые предложения. Новая грамматика. То есть он решал, опять же, формальные задачи. С тех пор искусство смогло стать полным аналогом абстрактного мышления, эмансипированного от эмпирической телесной внешней реальности. То есть, роль Малевича в искусстве сопоставима с ролью, ну скажем, Декарта в философии. Честь ему и хвала за это.
    Та же бредятина происходит и с социалистическим реализмом. Недавно показывали по ящику "Школу злословия" с Андреем Ерофеевым. Кто этот хрен с горы? Он откуда взялся, вообще? Шишка на ровном месте. Он, видите ли, считает, что соц.реализм не имеет художественной ценности и его следует вынести из Третьяковки. И он ещё был там куратором! Правильно его оттуда выперли. Провокатор и оранжист от искусства. Вся эта идиотская современная катавасия с советским искусством ещё один яркий пример непотребной мешанины идеологии и чистого искусства. Ну какая разница кого писать? Ленина, доярку, Мерилин Монро, Хонеккера с Брежневым. Да кто их будет помнить через двести лет? Кому-нибудь сейчас разве интересно, кто такой Лоренцо Медичи? Или с кого Леонардо рисовал Мону Лизу? Главное - качество живописи и фактуристость доярки и шушенского чифириста. Мало кто знает, что в Америке наш соц.реализм именуют не иначе как советским импрессионизмом. И очень его ценят, активно скупая. И это вполне справедливо. Ведь это был, как правило, нормальный такой пастоз, часто весьма разухабистый. Тот ещё реализм. Очень качественная живопись, формально проработанная, с глубокими традициями. Вклад той эпохи в мировую культуру.
    Кстати, хочу сказать, что никакого реализма, на самом деле, в искусстве не существут. В принципе не существует. Реализм - это недостижимая мечта, как коммунизм. Реализм невозможен чисто технически. Увы. Но об этом (как и о питерских музейных впечатлениях), надеюсь, чуть позже.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (13):
Насчет Малевича классно и озорно, уж слишком его замистифицировали в силу незнания остальных работ. А про музеи - слишком неоправданно и обнадеживающе; народу просто насрать на твое ощущение подлинника, и тем паче, на статус музейной святыни, в лучших традициях Маринетти. В Смоленске, как провинциальном примере, потрясная галерея Тенишевой с Сурбараном, голандцами, кучей русских, известных и школьнику (позавидует и пресловутое 'Абрамкино'), да еще крутейший рериховский храм. Местные вообще игнорируют эти места, даже грабить не пытаются; может посещения из-под палки отводят от любви к подлинному художеству. Естественно, территориальный централизм в распределение шедевров я аналогично отрицаю; столичные зажрались.
word-man 15-02-2009-02:00 удалить
Спасибо за некоторое совпадение взглядов. Хотя... Привозили к нам в глушь небольшую коллекцию передвижников, причём работы второэшелонные, так народ, вроде, пёрся, пусть и не толпами. Дело ещё в том, что я смотрю, во многом, скажем так, со своей арт-колокольни (то есть несколько эгоистично). Так вот - в провинции тоже должна быть среда питательная для художников. А для этого жизненно необходимы доступные подлинники.
Ника1313 15-02-2009-07:48 удалить
Исходное сообщение Максим_Мищенко В Смоленске, как провинциальном примере, потрясная галерея Тенишевой с Сурбараном, голандцами, кучей русских, известных и школьнику (позавидует и пресловутое 'Абрамкино'), да еще крутейший рериховский храм. Местные вообще игнорируют эти места, даже грабить не пытаются; может посещения из-под палки отводят от любви к подлинному художеству.
По-моему, это говорит только о том, что в городе Смоленске хреновые учителя, которых, в свою очередь, отвратили от искусства посещения в обязаловку. Хотя, наверняка, в том городе, есть определенная прослойка, которая в Тенишевскую галерею ходит и детишек водит своих и друзей приезжих. Как у нас в городе - приди на открытие фотовыставки или на концерт бардовского клуба или посмотреть какую-нибудь гастрольную музейно-художественную экспозицию - одни и те же лица, с которыми уже так и тянет поздороваться, хотя вы и незнакомы...
Ника1313 15-02-2009-07:53 удалить
word-man, меня такие же мысли еще в деревенском детстве нозили, как прочитаю где-нибудь, что то в музее запасники в подвалах затопило, то в Публичной библиотеке мыши книги-рукописи погрызли - так прямо жаба давила - ну ни себе, ни людям... Местные служители над этими экспонатами бы тряслись, пылинки сдували, ребятишки бы из местной художки ходили смотрели, студенты-историки на страницы бы пялились, дипломы писали, а может, и диссертации... А, блин, ну тебя, всю душу растравил Ленинградом...
И про Фому и про Ерёму... Про музеи в целом поддерживаю, однако ты б хотя бы в Барнаул съездил. Кончно не третьяковка, но есть и шедевры. Там, кстати, соцреализм неплохо представлен, к примеру, несколько работ Евсея Моисеенко, его как раз и можно социмпрессионизмом считать. Тут фигня ещё в чём? Сокрализация живописи держиться во многом на том, что этого никто не видел и э то всё на другой планете находится, в Питере каком-нибудь. А повесь это всё в салоне у Янки - на хрен никому не будет нужно. А вот про техники разные можно и поспорить... То ты, понимаешь ли, главное место в восприятии живописи отводишь пластическому образу, который не пойми что, то про чёрточки и пятнышки... Ты уж определись... Вот мы с тобой спорили... Всё ты восхощался этим насовским рисовалой, который там всё до мельчайших подробностей прорисовывает, а ведь образа-то у него и нет. А сам возмущался нашим казахстанским классиком (именно сейчас фамилию запамятовал). А он именно и мастер, потому-что образ у него есть. Кстати из наших местных этим практически никто похвастаться не может, кроме пожалуй Щура в графике и Агейкина (ну, ещё кое-кто ;)) во всём. Ника1313, а нашу тусовку околохудожественную всё-таки не к месту привела. Это прям антиреклама. У нас кроме Годовского и Иванова, да пожалуй Спамбетовой и учителей-то не было приличных. Лёня правда копытами застучит, да Совакову вспомнит... пожалуй всё.
Ника1313 15-02-2009-09:17 удалить
Я говорю про обыкновенных учителей, школьных, тех, кто воспитывает городской люд ВООБЩЕ, а не про живописцев. И про тех, кто в музеи ходил, ходит и будет ходить, даже если все, что там есть, наизусть и наперечет знает. В общем, я говорю о зрителях, которым интересно, даже, если они не знатоки и тонкие ценители...
Ника1313 15-02-2009-09:26 удалить
А вот, кстати, Моисеенко в репродукциях ну никак не задевал, а в Русском музее - р-р-раз! и - понравилось! И Кончаловский тоже.
Pti_SPB 15-02-2009-11:49 удалить
Спорить и свое мнение высказывать у меня кишка тонка и явно не хватает образования, так что забираю в цитатник и жду продолжения. Спасибо!!!
word-man 15-02-2009-14:11 удалить
Феофан_Чайник, так ведь про Фому и Ерёму - на то акынство и есть :) Про Барнаул не знал, кстати. Стоит подумать. Тут ещё такая феня - хороших работ в музее должно быть столько, чтобы было не жалко денег, потраченных на проезд. И насчёт Янки ты не совсем прав. Если бы там висели шедевры - стопудова народ бы там пасся. Про техники. Пластический образ и конкретное технэ - это как-бы два слоя реальности, нетривиально пересекающиеся. То есть учиться ремеслу можно и у барыг от искусства, у любого, кто хоть что-то умеет. Это просто отвлечённые приёмы. А вот с пластическим образом сложней. Тута думать надо. Симургетика-то первоначально с этими проблемами была связана, с искусством, как ты помнишь. Насчёт казахстанского классика не помню, честно говоря, может и брякнул я чего глупого сдуру, с кем не бывает. А насчёт местных - хорош Агейкин и ещё пару имён.
word-man 15-02-2009-14:12 удалить
Ника1313, расстравливать я ещё только начал.
word-man 15-02-2009-14:13 удалить
Pti_SPB, пожалуйста, рад, если заинтересовало :)
Ника1313, я тоже про обычных учителей, точнее про обычных НАСТОЯЩИХ учителей
Ника1313 15-02-2009-15:33 удалить
Феофан_Чайник, и все же, мне кажется, что мы о разном. И тех, кого ты называешь тусовкой, я считаю лишь контингентом зрителей, которые ходят на выставки не для компетентной оценки произведений, а за собственными впечатлениями.


Комментарии (13): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Про живопись (продолжение) | word-man - Симурголёт Летатлин | Лента друзей word-man / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»