Первая часть здесь
Итак, расследуя материалы дела гражданина Платона и его антинародной реакционной группировки, прибегнем к свидетельству Плотина, этого завершителя платонизма. Забегая вперёд, хочу предупредить - платонизм (или точней свод идей, последовательно и безупречно точно проговоренных философами-фигурантами дела) никогда не заканчивался. Он не просто длит себя до сих пор, но и прямо определяет структуру того, что Жак Лакан назвал Символическим, а Зигмунд Фрейд - СверхЯ. Другими словами, идеи, вдохновлявшие всю философскую традицию от Парменида до неоплатонизма, неприметно, но жёстко правят современным миром до сих пор. Как именно это происходит, я и попытаюсь показать.
Как я уже сказал в первом схолии, чтобы расплести сложнейший гордиев узел лакановской проблематики, и сквозь образовавшуюся внятную структуру оценить нашу экзистенциальную юдоль, нам необходимо продолжить анализ лакановского понятия агальма-objet petit a. В этом-то нам и поможет гражданин Плотин. И не только он...
__________________________________________________________________
Трип Фаэтона
Занебесную область никто из здешних поэтов не воспел по достоинству,
да и не воспоет никогда.
Она же вот какова
(надо ведь наконец отважиться сказать истину, особенно когда говоришь об истине):
бесцветное, без очертаний, неосязаемое бытие, бытийно бытийствующее,
зримое только водителем души – умом.
Платон. Из диалога "Федр"
Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю
Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты,
Лживому строю стихов моих нарядных внимая.
Парменид. Из поэмы "О природе"
В шестой "Эннеаде", в шестом её трактате "О числах", в шестом его параграфе (да, вот такое вот сочетания цифирок, товарищи) присутствует важный кусок, к внимательному рассмотрению которого мы и обратимся. Вот этот текст Плотина:
[Но прежде всего, однако, нужно согласиться относительно общей сущности чисел, как и вообще эйдосов, что существует она не в результате принадлежности тому, кто, владея мыслью, помыслил ее и затем уже самим мышлением доставил себе их ипостась. Не потому, в самом деле, появилась справедливость, что человек помыслил, что такое справедливость; и не потому дано движение, что некто помыслил, что есть движение. Тогда эта мысль могла бы быть одновременно и позже самой помысленной вещи, как, например, мышление справедливости позже ее самой, и мышление, в свою очередь, – раньше вещи, возникшей из мышления же, если она вообще впервые дается через мыслительное овладение; во-вторых, если справедливость и подобное мышление справедливости – одно и то же, то, прежде всего, нелепо думать, что справедливость сама по себе не есть что-нибудь, кроме как только одно ее, примерно сказать, определение, ибо что значило бы тогда иметь мысль о справедливости, или движении, или овладеть их индивидуальной сущностью? Это было бы тождественно с овладением логоса (смысла) несуществующей вещи, что невозможно. В-третьих, если кто-нибудь скажет, что узрение тождественно с узренной вещью в сфере, вне-материальной, то тут надо мыслить сказанное не в том смысле, что узрение есть сама вещь, и не то, что понятие, созерцающее вещь, есть сама вещь, но – наоборот: вещь, будучи сама вне-материальной, есть и предмет мысли, и мышление, хотя, конечно, и не то, что представляет собою логос вещи. Но – вещь, сущая в умопостигаемом мире, является не чем иным, как узрением и умом. И не узрение здесь, в самом деле, обращается на само себя, но сама вещь не может оставить там узрение, отличающимся от вещи (каково узрение вещи, находящейся в материи), то есть она сама создает истинное узрение, другими словами, – не чувственный образ вещи, но саму вещь.
Стало быть, не мышление движения создало само-движение, но само-движение создает мышление, так что само-движение создает себя и как движение, и как мышление самого себя. Ведь движение в умопостигаемом мире есть в то же время и его мышление, а это последнее есть движение, поскольку оно – первое, так как нет другого мышления раньше него, и совершенней всего, так как оно не акциденция чего-нибудь другого, но – энергия движущегося предмета, сущего энергийно; и, значит, оно, в свою очередь, – и сущность, а примышление – отлично от сущего. Равным образом и справедливость не есть мышление справедливости, но некое состояние ума, или скорее такая энергия, лик которой воистину прекрасен, и ни вечерняя звезда, ни утренняя, ни любая чувственная вещь не прекрасны так, как она. Она – как бы некое смысловое изваяние, предстоящее словно после выхождения из глубин самого себя и проявления в самом себе, или, скорее, она – само-в-себе-сущее.]
О чём тут собственно идёт речь? Вспоминаем суть неоплатонизма - великую триаду Плотина: Первоединое, Ум, Душа. Апофатический Исток всяческого - Первоединое. Но Единое неким образом есть, существует. Этот образ - Ум-Нус, который и есть естествование Единого. Именно в Нусе содержатся в единораздельности и самодвижущемся покое эйдосы всего. Активность Ума есть Душа. И уже через посредство Души появляется наш мир во всём его многообразии. Чёткая, ясная эманационная иерархическая модель. Описывать всё это в деталях не вижу нужды. Кому интересно - пусть читает мегабайты справочной литературы и первоисточники.
Так вот, вся мякотка платонизма именно в теории Нуса. Описанию его смысловой структуры посвящена большая часть текстов "Эннеад". В том числе и приведённый выше отрывок. Вся его соль вот в чём: чувственно воспринимаемые вещи - это не вещи вовсе, а всего лишь их тени. Мир материи - это мир зла и распада. Иллюзия. Реальные вещи, вещи сами по себе, вещи, как таковые, содержаться исключительно в Нусе - Мировом Уме. Товарищи, это только на первый взгляд тут всё просто - дескать, объективный идеализм. Непросто это, совсем непросто. А чём тут говорит Плотин? Прочтите внимательно - "Но – вещь, сущая в умопостигаемом мире, является не чем иным, как узрением и умом." Не умное узрение полагает вещь, а сама идеальная вещь создаёт своё же узрение. Вещь и её мышление в Нусе это одно и тоже. И таковая вещь (например дикэ - справедливость) есть особое расположение-состояние ума (диатесис). И это вещь-состояние и есть агальма ума (агальма ти ноэрон). И нет ничего прекрасней её. Поэтому именно созерцание-зрение становится ведущей функцией такого ума, если тут вообще уместно говорить о функции.
Что это вообще может значить - вещь, тождественная мышлению о ней? Напоминаю Парменида: "бытие тождественно мышлению". А это о чём? Чтобы понять это, обратимся непосредственно к знаменитой парменидовской поэме "О природе". Герой поэмы описывает своё путешествие на колеснице Гелиоса, вожатыми которой выступают Девы Гелиады, сёстры Фаэтона и дочери самого Гелиоса. Путь их лежит к Солнцу, из мира Ночи, к самому истинному Свету. И там, за вратами путей Дня и Ночи, юношу встречает Дикэ - богиня справедливости и правды (правды, как единого мирового устройства). Именно она и посвящает путешественника в тайны бытия. Тут-то из её вещих уст и звучит знаменитое - бытие есть, небытия же нет; бытие и мысль о нём суть одно и тоже; бытие есть тождественный себе Шар-Сфайрос. И добавляет она: обычным людям это знание неведомо.
Понятно теперь о чём весь платонизм? Платонизм есть ничто иное, как попытка посвященных-мистиков описать и проанализировать свои трипы, свои изменённые состояния сознания. Надо понять, что не всякое мышление тождественно бытию, а только специфическое - мистическое. Это бытие=ум - это буквально некое особое состояние души и ума психонавта-путешественника по собственному сознанию. Подвижник-эллин, средствами эротической медитации, описанного Диотимой из платоновского "Пира", влетает в состояния единства с истинным Бытием. Его сознание преображается в Ум, который есть уже не его обычный человеческий умишко-рассудок, а буквально Мировой Разум-Сфайрос. Это и есть агальма, единораздельная в своих величественных и прекрасных эйдосах-видах.
Но не следует забывать, что и Нус не есть последняя инстанция в духовном универсуме Плотина. Нус есть ничто иное, как образ Блага самого по себе - Первоединого. А Единое (Отец всего, как называет его Плотин) само в себе уже апофатично, оно не содержит в себе ни частей, ни образов, вообще ничего из мира проявленного. Всё что в нём можно узреть, есть Нус, который суть Образ Единого и его модус существования. За агальмой скрывается Бездна. И созерцать её можно лишь через её образ, как Солнце можно узреть только через его сияние.
Но причём же здесь Жак Лакан и наша обычная жизнь? Терпение...
Продолжение следует, надеюсь...
Исходное сообщение tatiana_smotrova Мне кажется, у Лакана всё попроще - он же не мистик. Объект маленькое а - то чего нет в мире вещей, но оно тем не менее действует.У Лакана ещё сложней на самом деле.
Исходное сообщение word-man Но не следует забывать, что и Нус не есть последняя инстанция в духовном универсуме Плотина. Нус есть ничто иное, как образ Блага самого по себе - Первоединого. А Единое (Отец всего, как называет его Плотин) само в себе уже апофатично, оно не содержит в себе ни частей, ни образов, вообще ничего из мира проявленного.Нус (образ Блага как Первоединого) есть другое Единого (Отца!!! всего сущего) как сказал бы Лакан :)
Исходное сообщение Феофан_Чайник Исходное сообщение word-man Но не следует забывать, что и Нус не есть последняя инстанция в духовном универсуме Плотина. Нус есть ничто иное, как образ Блага самого по себе - Первоединого. А Единое (Отец всего, как называет его Плотин) само в себе уже апофатично, оно не содержит в себе ни частей, ни образов, вообще ничего из мира проявленного. Нус (образ Блага как Первоединого) есть другое Единого (Отца!!! всего сущего) как сказал бы Лакан :)Нус это другое не Единого. Единое же апофатично. Мы ничего не можем сказать про него. Нус - это другое для нас. Это и есть Идеальное=Символическое. В него-то мы и закидываем "себя" как дубля. А Первоединое - это Другое для Нуса и для нас соответственно. Такие дела, братан. Всё просто.
Исходное сообщение Феофан_Чайник Я не имею ввиду оппозицию "Другой" и "другой". Я говорю, что поскольку нечто не может быть дано как таковое, оно может быть "дано" как его другое. Раз Первоединое нам не может быть дано, но Ум как модус Единого (хотя модус не совсем к месту), то можно сказать, что Нус для человека есть другое Первоединого.Так и есть. Смотри-ка, врубаешься :)
Исходное сообщение Феофан_Чайник "Нус есть ничто иное, как образ Блага самого по себе - Первоединого." Образ блага тождественен Благу самому по себе?Я не понял твой вопрос. Что такое "образ блага" с маленькой буквы?
Исходное сообщение Феофан_Чайник Да это понятно, я за другим вопрос задавал.... Ладно, можно сказать, что ты ответил.Чё-чё? "я за другим вопрос задавал", - это ты о чём? Блин, формулируй вопросы нормально, понятно чтоб было.
Исходное сообщение word-man Понятно теперь о чём весь платонизм? Платонизм есть ничто иное, как попытка посвященных-мистиков описать и проанализировать свои трипы, свои изменённые состояния сознания. Надо понять, что не всякое мышление тождественно бытию, а только специфическое - мистическое. Это бытие=ум - это буквально некое особое состояние души и ума психонавта-путешественника по собственному сознанию. Продолжение следует, надеюсь...Пьер Адо показал, что платонизм и в особенности неоплатонизм, впрочем как и другие школы античности, были духовными практиками, как он их называет, которые даже не метанойю практиковали, а метастрофу, что переводчик Адо переводит как конверсию, т.е., как я понял, преображение не только ума, но личности. Причём, неоплатоники были даже вегетарианцами. Так что верной дорогой идём :)