В Россию седобородый старик, дарящий детям подарки в Рождественскую ночь, попал из Европы только в 19 веке, хотя святой Николай Угодник почитался издавна, еще со времен крещения Руси византийцами. «Рождественский дед» быстро приобрел популярность, в этом ему способствовали народные предания. Дело в том, что Мороз, Морозко, Студенец – повелитель зимних холодов – с древнейших времен присутствовал в фольклоре восточных славян. Бытовала и сказка, согласно которой Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает заглянувших к нему на огонек. В средние века в деревнях практиковалось «кормление» Мороза, причем именно накануне Рождества. Старший в семье выходил на порог с ложкой киселя и «угощал» им повелителя зимних холодов.
Так в конце XIX века в крупных русских городах, где соседствовали народные обычаи и европейские новшества, и появился Дед Мороз, соединивший в себе черты Санта Клауса (св. Николая «европейского образца») и фольклорного Мороза-Морозко. И если в Западной Европе Санта Клаус даже в начале двадцатого века нередко изображался одетым в коричневую рясу из грубой шерстяной ткани и подпоясанным веревкой, то в России он почти всегда был представлен в образе облаченного в тулуп деревенского старика с красным носом.
Теперь у нас в стране мирно уживаются российский Дед Мороз и пришедший с Запада рождественский Санта-Клаус, а на самом деле оба они - искаженный образ святого Николая Угодника.
А. Липовский
http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/index.htm
[300x400]