Это цитата сообщения
Оригинальное сообщениеНедавно в своем любимом кафе я услышал, как администратор инструктировал официантку-стажера: «Кофе нужно ставить по правую руку от ноутбука». Возможно, это было бы смешно, если бы клиентом, которому несли кофе, не был я.
Что касается этого кафе, как впрочем, и многих других, то добрая треть всех посетителей в это предобеденное время была оснащена ноутбуками. А в другое время соотношение может значительно меняться – естественно, в пользу тех, кто подключен к сети. При этом совсем необязательно, что человек с компьютером сидит за столом в одиночестве. Очень часто это целые небольшие компании нет-серферов, которые сидят за одним столом, не говоря друг другу ни слова, лишь время от времени поворачивая друг к другу монитор, чтобы показать какую-нибудь картинку или интересное видео. Хотя и проводить манипуляции с монитором вовсе не обязательно – можно просто сбросить соседу по столу ссылку и получить в ответ благодарный смайлик.
Новые реалии диктуют новые правила, и каждый пользователь видит эти правила по-своему. К примеру, корректно ли, встретившись с приятелем, все время не отрываться от ноутбука? Корректно, если приятель занят тем же. А что насчет звонков по мобильному и отправки SMS – уместны ли они, к примеру, на деловой встрече, если никак не связаны с ней? Тут, конечно, все дело в нюансах – что за встреча и что за звонки. И если конкретный звонок способен принести в разы больше денег, чем переговоры, которые в данный момент происходят, то, разумеется, лучше ответить. А извиняться ли по этому случаю перед живым собеседником, который сидит рядом с тобой – решай сам. Впрочем, если телефон звонит каждую минуту – устанешь извиняться.
Интересно, кстати, что собеседников, с которыми мы общаемся без средств связи, глаза в глаза, мы называем «живыми». А получатели наших электронных сообщений – они, что, мертвые? Скорее, тут все как с музыкой, которая бывает в живом исполнении и под фонограмму, то есть в записи. «В записи» происходит и наше электронное общение: как в прямом смысле – все документируется, так и в переносном – оно не полностью настоящее.
Так уж получилось, что благодаря прогрессу в сфере передачи информации современный человек очутился на границе двух миров: один мир – привычный, где чтобы увидеть любимого человека, нужно назначить свидание, а затем прийти на него; второй мир – электронный, где для тех же целей достаточно компьютера со встроенной видеокамерой. И если бы эти миры существовали параллельно – нет же, они все время накладываются друг на друга, словно цветные пластинки в калейдоскопе. К слову, нельзя сказать, что человек уже успел освоиться на границе этих двух миров – кто часто видит людей, жестикулирующих во время разговора по мобильному или людей, по ошибке отправляющих личные сообщения своему боссу, тот поймет, о чем я.
Жаль, что Фрейд не дожил до изобретения мобильного телефона и электронной почты – ему бы сегодня было, где порезвиться. Все эти оговорки, описки, скрытые между смайликами потайные смыслы, сублимация офф-лайна в он-лайн и наоборот… Странно, что до сих пор не появилось направление под названием «электронный психоанализ». А может, уже давно появилось, просто я еще не добрел до нужных сайтов. Для электронного психоанализа найдутся задачки и совсем простые (почему так часто бывает, что описывая кого-то в сообщении, возможно, с неприглядной стороны, мы отправляем сообщение не третьему лицу, а тому, о ком там говорится?), и посложнее (что заставляет «троллей» гадить в каментах? из чего они сублимируют дерьмо, которым затем удобряют сайты своих оппонентов?). Пока сочинял этот абзац, поискал «электронный психоанализ» в сети – ничего стоящего не предлагается, кроме «опишу ваш характер по юзерпику». Ну это уж полная клиника – свой характер я, если понадобится, опишу и сам, как и характер того, кто трактует чужие юзерпики.
Но вернемся к электронному этикету. Одна моя подружка долго просила познакомить ее с руководством одной серьезной компании, чтобы получить от них подряд на проект. Когда мы пришли в офис к потенциальным заказчикам, полвстречи она занималась отправкой SMS, а потом удивлялась, что проект поручили не ей. Довольно часто участник встречи вполне обосновано рассчитывает на то, что собеседник уделит ему 100% или хотя бы 90% внимания в течение часа, пока длится встреча. В реальности же пропорциональное соотношение зачастую выглядит так: 20% времени на разговоры по мобильному, 15% на отправку и прием SMS, еще 15% на «я только почту проверю». В лучшем случае остается 50% времени, предназначенных живому собеседнику. Кому-то этого может хватить, а кому-то нет. А теперь представьте, что речь идет не о деловой встрече, а о личной, может быть даже о романтическом свидании. Думаете, пропорция значительно изменится? Вряд ли – привычку мобильно реагировать на информационные вызовы не так-то просто отключить.
В общем, чтобы мой мобильный и мой ноутбук не заставляли меня выглядеть смешным, грубым или невоспитанным, я разработал для себя простое правило, которому пытаюсь следовать всегда, когда приходится совмещать живое общение и пользование девайсами. Это правило, хоть и по другому поводу, сформулировал когда-то Марк Твен: «Чрезмерное увлечение сигарами – это когда вы курите две сигары одновременно». Так вот, я стараюсь не курить две сигары в один момент. По очереди – да. Но не одновременно.
© Антон Фридлянд