В начале 19-го столетия зарождается новый культурный феномен как некая форма сопротивления аристократии наступающим вкусам буржуазии - дендизм. Вульгарной моде и грубоватому укладу быта буржуазии была противопоставлена изысканность внешности, манер и обстановки.
Дендизм зародился отнюдь не спонтанно, и у истоков этого движения стояли не франты, а вполне серьезные личности, которых действительно волновал нарождающийся кризис буржуазного общества и опасность распада культуры общества вследствие снижения самой формы культуры. После Французской революции дворянство перестало быть слоем, формирующим культуру общества.
И главным проводником этих идей стал Джордж Брайан Браммелль (1778 - 1840).
[cut Читать дальше...]
Еще во времена своего пребывания в Итоне он выделялся в толпе сверстников чертами, которые прославили его позднее. Забота об одежде и холодная небрежность манер побудили товарищей дать ему прозвище, бывшее тогда в ходу, - Beau, Красавчик (Бо, Бо Браммелль). Он оправдывал изречение Макиавелли: "Мир принадлежит холодным умам".
Огромное влияние Браммелль оказывал на принца Уэльского. Он был представлен принцу на знаменитой Виндзорской террасе в присутствии самого взыскательного светского общества и выказал все то, что принц Уэльский ценил больше всего на свете: тонкое и смелое сочетание дерзости и почтительности; умение одеваться, а также находчивость и остроумие. С этого момента он занял очень высокое место во мнении общества.
Он не был распутником, держась в отношениях с женщинами границ учтивости. У этого короля моды не было признанной возлюбленной. Ни одна леди не могла рассчитывать стать чем-то большим, чем объектом его флирта, однако с его мнением считались все. Будь то похвала или порицание - слово Джорджа Брайана Браммелля тогда решало все. Даже безумно влюбленная женщина, прикалывая цветок или примеряя наряд, больше заботилась о суждении Браммелля, чем о радости своего возлюбленного. Одна герцогиня, рискуя быть услышанной, внушала дочери в разгар бала, чтобы та тщательно следила за своим поведением, своими жестами и ответами, если случится, что Браммелль удостоит ее разговором. Браммелл проводил в бальном зале лишь несколько минут, окидывал его взором, выносил свой приговор и исчезал, следуя знаменитому принципу дендизма: "Оставайтесь в свете, только пока не произвели впечатления; но лишь оно будет достигнуто, удаляйтесь".
По иронии судьбы, столь отточенный стиль зависел от одного немалоажного факта - денег. Состояние Браммелля, довольно значительное, тем не менее не соответствовало его положению в обществе. Роскошь Браммелля была скорее тщательно продуманной, чем блестящей; она была лишним доказательством его ума, предоставлявшего дикарям носить яркие цвета и высказавшего позднее великую аксиому: "Хочешь быть хорошо одетым - не надо носить то, что бросается в глаза".
Это не означало, что можно было одеваться как можно проще, вовсе нет. После того, как Браммеллю в срочном прядке пришлось покидать Англию, друзья распродали остатки его имущества. К этим скромным остаткам относились 100 золотых лорнетов, 2 000 запонок, 400 брошей, 200 тростей с драгоценными набалдашниками, 200 вееров. Плюс табакерки, 4 килограмма перчаток и 8 ящиков с парфюмерией.
Главным принципом в вопросах гардероба для Браммелля была продуманная небрежность и естественность костюма. Можно потратить уйму времени на туалет (Бо Браммелль, как правило, тратил на облачение окло двух часов), но далее необходимо держаться так, как будто в костюме все сложилось само собой, в порядке случайной импровизации. «Педантическая тщательность» вульгарна, потому что не скрывает предварительного напряжения и, следовательно, выдает новичка, который потея постигает науку прилично одеваться. Вот почему умение завязать элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться именно в эту эпоху.
Именно Браммель, будучи теоретиком и практиком дендизма, ввел в моду «приватное мытье» и обязал модников носить белоснежную рубашку, которую следовало менять несколько раз в день. Сам Джордж Браммель принимал ванну с душистыми травами по 2 часа ежедневно, что многих шокировало. И сформулировал свой собственный кодекс поведения, который в будущем трансформировался в моду дендистов. Три знаменитых правила:
1) ничему не удивляться;
2) сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью;
3) удаляться, как только достигнуто впечатление.
В этих правилах сформулирован принцип минимализма. Он универсален, распространяется не только на манеру поведения, но и на искусство одеваться, стиль речи.
Здесь показан образ, который и получил название денди.
Итак, внешние признаки истинных денди:
1. Чистые волосы на голове. Никакого парика.
2. Чистое ухоженное лицо. Никакой косметики.
3. Накрахмаленная сорочка белого цвета — признак чистоты, аккуратности и шика.
4. Особым образом завязанный шейный платок. Изначально они были белого цвета, но с 1820-х годов появились черные, красные, в крапинку и т.д.
5. Приталенный силуэт жилета и фрака.
6. Подвеска на ремне (слева на фото).
7. Обтягивающие брюки.
8. Общая гамма в комплекте построена на сочетании черного и белого цветов.
К сожалению, закат жизни первейшего среди первых был далеко не таким блестящим, как ее начало. Лишившись расположения принца Уэльского из-за неудачной шутки, растратив наследство, в 1816 году Браммелль укрылся от долгов во Франции, где написал труд о мужском и женском костюме (рукопись была обнаружена лишь столетие спустя). Однако кредиторы нашли должника и здесь: в 1835 он был заключен в тюрьму, выкуплен оттуда друзьями. Пережил несколько апоплексических ударов. Умер нищим и сумасшедшим (последствие сифилиса) в психиатрической лечебнице.
Источник: http://blogs.privet.ru/community/Cultural_groups/99826762
По материалам, найденным http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/898402, ...treferat.ru/referat-91260.html , http://www.liveinternet.ru/users/3114582/rubric/1171019/