• Авторизация


ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ Урок 18 ч.2 30-11-2008 14:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Чему мы можем научиться?
Если Вы замечаете в сообщениях, передаваемых другими людьми, противоречия между
вербальной и невербальной сферами, это значит, что Вы достигли первой ступени понимания.

Такие противоречия могут возникать между речью и невербальными сигналами — и тогда они касаются сигналов, посылаемых одновременно (в психологической литературе это называется очень сложно: одновременной или симультантной неконгруэнтностью сигналов).

Подобные противоречия могут возникать не только одновременно, но и последовательно: когда мы что-то сообщаем, а через минуту этому противоречим. Например, мы посылаем сигнал близости, а потом — враждебности. (Это явление тоже носит непростое название: фазовая неконгруэнтность.)

Если Вам удается заметить у людей оба этих явления, Вы достигли второй ступени понимания. А какие же умения нужны для достижения следующей ступени? Осознание собственной невербальной коммуникации.

А сейчас вопрос-ловушка. Как Вы думаете, что будет следующим этапом в изучении Вами данной темы? Большинство ответов, я уверен, касается самоконтроля и (увы) манипуляции. (Люди стремятся точно передать другим то, что хотят продемонстрировать, и скрыть то, что хотят утаить.)

Образцом такого поведения является ПАЯЦ, который скрывает свои истинные чувства, заменяя их бравадой, шутками, гримасами. Делая это так искусно, он вызывает у нас соответствующие реакции. Подумайте, что бы Вы почувствовали, обнаружив, что являетесь объектом такой манипуляции. (Человек, который только что плакал, прося у Вас взаймы, теперь смеется над Вашей наивностью. Тот, кто говорил Вам комплименты, делал это с одной целью — добиться продвижения по службе.) Сознавать это больно. Многие считают, что в таких ситуациях не может быть и речи о таких чувствах, как уважение и доверие. Совсем другое дело — работа над собственным телом с целью "поставить диагноз" (узнать, о чем оно говорит нам и всему миру) и сделать его более коммуникативным, "читаемым". Это принесет особую пользу и Вам, и окружающим. Речь идет не о стремлении приобрести эффективные средства манипуляции, а о возможности овладеть большим арсеналом средств выражения того, что есть в нас, что мы действительно чувствуем. Необходимы примеры? Пожалуйста. Оцените разницу.

ПРИМЕРЫ
О В комнату входит женщина, которая здесь впервые; она проявляет робость, смущение, беспокойство. Она не знает никого, кроме Вас. Вы испытываете желание поддержать ее, проявить заботу, непроизвольно улыбаетесь. Желая ясно показать ей то, что чувствуете, принимаете свободную позу.
О В эту же комнату входит другая женщина, вызывающая у Вас массу негативных эмоций. Она проявляет те же признаки растерянности. Вы не хотели бы демонстрировать свою расположенность к ней, но, поскольку от нее зависит важное для Вас решение, Вы (пользуясь знаниями о невербальной коммуникации), выражая внешне доброжелательность и расположение, принимаете свободную позу и улыбаетесь.

Работе над собственной невербальной экспрессией особенно способствует участие в раз¬личных тренингах: интерперсональном, коммуникации, восприимчивости и др. Необходимо также развивать контакт со своим телом через самонаблюдение, рефлексию, активный поиск обратной информации.

Займемся теперь детальным анализом того, что Вы можете сообщить при помощи своего тела. Эти сообщения иногда очевидны, а порой так неожиданны.
Вы уже знаете, что Ваши глаза умеют говорить. Заметьте, как много словесных сообщений содержат фразеологизмы типа: "с глазу на глаз", "потупить глаза", "попасться на глаза", "отводить взор", не говоря уже о тех, у кого "дурной глаз", взгляд "раненой лани" или "бычий", кто "уставился как баран на новые ворота".

"Глаз умеет угрожать, как наведенная винтовка, унижать, как плевок или пинок, или же, наоборот, заставлять сердце плясать от радости" (Р. Эмерсон). Ваши глаза тоже это умеют.
Таким образом

• Зрительный контакт позволяет Вам установить взаимосвязь с незнакомыми людьми, следовательно он необходим при первом знакомстве.
• Часто поглядывая на кого-то, Вы тем самым выражаете ему свою симпатию, особенно если смотрите на него чаще, чем на других членов группы.
• Избегая смотреть на кого-то, Вы демонстрируете ему отсутствие симпатии (это касается человека, с которым Вы уже были знакомы).
• Если Вы хотите подчеркнуть значение того, о чем говорите, смотрите в глаза получателю (независимо от того, приятна для него эта информация или нет). Вы усилите похвалу и восторги, если будете при этом смотреть в глаза, а смягчить осуждение поможет отсутствие зрительного контакта.
• Вы можете вызвать реакцию избегания (например, заставить кого-то выйти из комнаты), пристально вглядываясь в незнакомого Вам человека. Холодное, непрерывное вглядывание угнетает получателя, создает для него ситуацию неопределенности, порождает ощущение угрозы.
• Зрительный контакт поощряет незнакомого человека, когда сопровождается дополнительными сигналами (мимическими, пантомимическими), на основании которых он может сделать вывод о желании продолжить отношения с ним.
(У животных пристальный взгляд — сигнал угрозы. Во многих культурах существует боязнь
магии "сглаза", поэтому у них установлено табу (запрет) на длительный зрительный контакт. Вы помните о том, что пристальный взгляд без каких-либо дополнительных сигналов может вызвать у получателя паническую реакцию? Если нет, перечитайте раздел о роли зрительного контакта.)

• Желая сохранить интимность, неприкосновенность своего внутреннего мира, Вы можете использовать выражение лица игрока в покер. Это такое мимическое выражение,
в котором отсутствуют и эмоции, и какая-либо заинтересованность. Неподвижное лицо,
отсутствие зрительного контакта, телесной экспрессии дезориентируют наблюдателя.
Чтобы не посылать никаких сигналов, Вы должны оставаться неподвижным: никаких
движений, никаких изменений в положении тела.

В какой ситуации можно воспользоваться этими указаниями? Например, при игре в бридж или если Вас задержали и допрашивают в милиции, а Вы ни в чем не виноваты...

А теперь ряд конкретных рекомендаций. Запомните, они не должны использоваться ни для манипулирования другими людьми, ни для создания Вашего ложного образа. Но они могут развить и сделать более выразительной Вашу природную экспрессию, помочь Вам расшифровать сигналы, посылаемые окружающими.

• Если Вы хотите сообщить кому-то о своей заинтересованности не прибегая к словам, поверните лицо в сторону партнера, наклонитесь к нему, при разговоре старайтесь протягивать руку в жесте, напоминающем приветствие, касаться руки, локтя, плеча собеседника (в пределах допустимого).
• Если Вы хотите, чтобы окружающие воспринимали Вас как человека, занимающего высокое положение, расслабьтесь. Сядьте удобно, положите ногу на ногу. Такое поведение свидетельствует об уверенности и отсутствии страха и воспринимается в новом коллективе или среди лиц, статус которых действительно ниже Вашего.
• Если Вы хотите продемонстрировать неуважение или даже вызов, проделайте то же самое в среде знакомых Вам людей, занимающих более высокое положение, чем Вы. (Интересно, захотите ли Вы использовать данное указание?)
• Уверенность в себе и высокий статус демонстрируются быстрой походкой, которая должна быть легкой, свободной, раскованной. При этом важно высоко держать голову или слегка наклонить ее вбок.
• Передвигаясь скованно, нерешительно, с опущенной головой, Вы сообщаете о растерянности, неуверенности в себе, низком статусе. (Подумайте, насколько можно
походку как устойчивый навык изменить усилиями воли? Каково Ваше мнение на этот
' счет?)
• Жестикулируя в разговоре, Вы сообщаете людям о позитивном отношении к ним. Тем самым Вы можете вызвать их симпатию и добиться сотрудничества с ними. (Вспомните о своем опыте оратора. Жестикулируете ли Вы и как именно? А как
использовали жестикуляцию Ваши педагоги?) :
• Потирание лица ладонями (как при мытье) чаще всего интерпретируется Вашими получателями как выражение беспомощности, грусти, депрессии.
• Потирание рук, одежды, кресла воспринимается как симптом беспокойства, возбуждения.
• Если Вы хотите вызвать сильное напряжение, беспокойство, замешательство, приблизьтесь к партнеру на расстояние менее 20 сантиметров. Собеседник наверняка отодвинется, отпрянет.

Как уже отмечалось, границы интимной сферы зависят от культуры, в которой индивид воспитывался. Так, "южане" без проблем общаются на очень близких дистанциях, которые для европейцев неприемлемы. Помните об этом во время своих путешествий.
Если Вы попали в ситуацию вынужденного сокращения дистанции (лифт, трамвай), то
сохранить свой душевный комфорт можете, избегая зрительного контакта и отвернувшись
от других пассажиров. При отсутствии физической дистанции мы стремимся сохранить
психологическую различными способами: молчанием, сосредоточенным взглядом на каком-либо предмете.

Думаю, будет полезно остановиться на трудностях, возникающих из-за противоречивости
сообщений, о чем уже не раз шла речь. Несвязные, противоречивые сообщения приводят
к негативным последствиям, если передаются часто и важными людьми, причем это воздействие тем сильнее и продолжительнее, чем меньше коммуникативных альтернатив этим сообщениям существует.

ннпцто отзывы

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
hatred 30-11-2008-20:22 удалить
спс автору, очень хорошие и полезные посты, пишите побольше

LI 7.05.22 beta
03-06-2010-16:10 удалить
Ответ на комментарий hatred # больше читайте здесь:http://vpsycholog.ucoz.ru


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ Урок 18 ч.2 | Валерий_Колесов - Интернет-проекты | Лента друзей Валерий_Колесов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»