• Авторизация


ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ УроК 17 ч.3 24-09-2008 17:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


УПРАЖНЕНИЕ 10. Поговорим... голосами!
Предлагаю Вам забаву, похожую по своей структуре на игру "Поговорим... мимикой". Но теперь я прошу, чтобы Вы с партнером, приняв удобное положение, закрыли глаза. Важно сосредоточиться на произнесении и восприятии звуков (а значит, постараться исключить зрительные импульсы).

Не произносите никаких слов. Пусть Ваша артикуляция даже не напоминает звуки человеческой речи. Не разговаривайте звуками и слогами — старайтесь ворчать, жужжать, шипеть, сопеть, рычать, шуметь... и т. д.

Как и при выполнении предыдущего упражнения, это должен быть разговор, а не монологи. Реагируйте друг на друга. Не открывайте глаза и закончите упражнение по установленному заранее сигналу. Пожалуйста, не прикасайтесь друг к другу.

Помните, что не все люди открыты новому опыту. То, что делаете Вы, может быть расценено посторонними наблюдателями как выражение расстройств в Вашем поведении, а потому позаботьтесь об удобствах и интимности при выполнении этого упражнения. Его последний этап должен быть таким же, как и в предыдущем упражнении.

Внимание психологов, безусловно, привлекали такие аспекты речевого общения, которые несут дополнительную информацию, выходящую за рамки словесного сообщения. Поэтому ими изучались темп речи, характерные паузы, тональность голоса и речевые расстройства. Так, одно из исследований касалось воздействия испуга на речь, проявляющегося в речевых расстройствах: неполных предложениях, пропусках слов или их частей, языковых ошибках, заикании, звуковых вставках, звуках типа "ах", "м...м" и т. п. Другое исследование было посвящено изучению скорости словесной реакции на задаваемые вопросы; количества слов, используемых в высказывании в единицу времени; количества пауз. В этих исследованиях выявлялись свойства личности, влияющие на вокализацию, например влияние экстравертированности и интровертированности (напомню, экстраверты — это люди, активно ищущие общения, открытые в межличностных связях). Выяснилось, что экстраверты говорят значительно быстрее интровертов, что объясняется их большей импульсивностью.

А насколько быстро говорите Вы? Обратите внимание на различную скорость речи у окружающих Вас людей. Кто из них говорит медленнее всех? А кто строчит как пулемет? Связано ли это со степенью их открытости в отношениях с другими людьми? Пожалуйста, задумайтесь над этим.

Воздействие испуга на речь проявляется в возникновении частых и длинных пауз в высказываниях, колебаниях перед началом высказывания. Однако испуг может и оптимизировать качество речи. Но это происходит только при условии, если наблюдаемый индивид не имеет нарушений (дефектов) речи. Итак: четкость речи зависит как от силы импульса, то есть в данном случае от степени испуга, так и от степени сложности высказывания, а также от общей коммуникативной компетентности индивида.
Думаю, Вам будет интересно познакомиться и с так называемым эффектом аудитории. Это явление было установлено при изучении особенностей выполнения заданий человеком в одиночестве и при наличии зрителей. Результаты исследований показали, что в присутствии других людей мы лучше выполняем только простые задания, работаем быстрее и делаем больше. Хуже "при зрителях" мы работаем с трудным материалом, выполняя усложненные задания. Тут-то и возникают отмеченные выше изменения в речи под влиянием испуга перед аудиторией.

Вспомните, как звучит Ваш голос, когда Вы пугаетесь. Возможно, у Вас сохранились воспоминания школьных лет? Как Вы тогда справлялись с подобными ситуациями? г
Установлено, что качество вокализации зависит и от контекста высказывания. В этом случае важную для общения роль играют следующие факторы:
— если тема безопасна, то присутствие другого лица, сообщающего обратную информацию, повышает качество вокализации; если тема опасна — наоборот;
— вокализация зависит от того, представителю какого пола адресовано высказывание (когда мы обращаемся к представителю противоположного пола, мы говорим громче; на вопросы лиц нашего пола мы отвечаем быстрее);
— обращаясь к людям с более высоким общественным положением, мы проявляем нерешительность, осторожность, допускаем обилие пауз;
— тот, кто лжет, говорит в более высокой тональности, чем говорящий правду.
Последнее правило легко использовать: хотите, чтобы Вам верили, — говорите басом. (Об этом полезно знать, но сколько же сомнений возникает, как только подумаешь о различных возможностях применения данных правил!) К счастью, различия слишком малы и фиксируются только чуткой электронной аппаратурой.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Сергей —Ольге
Давайте проверим, подтвердятся ли приведенные выше выводы эмпирических исследований в Вашем собственном эксперименте. Предложите двум женщинам и двум мужчинам поучаствовать в занимательной игре. Сами Вы не будете в ней участвовать, поскольку будете наблюдать за ее ходом. Каждый играющий должен отправить одно адресное обращение ко всем играющим и три "призыва" без конкретного адресата. Мы сыграем в клуб радиолюбителей — коротковолновиков, а Вы запишете весь материал на магнитофонную ленту.

Схема записи выглядит следующим образом:

Ольга
Мария
Андрей
Сергей

Ольга
X




Мария

X



Андрей


X


Сергей



X

Вы должны определить громкость высказываний, адресованных лицам того же и противоположного пола, а также реакцию на "безадресные" обращения с учетом пола отправителя.

Подтверждаются или опровергаются результаты эмпирических исследований? Действительно ли мужчины с женщинами, а женщины — с мужчинами говорят более громкими голосами? Отвечает ли мужчина быстрее на вопрос другого мужчины? А женщина — на вопрос другой женщины? Действительно ли конкретность ответа зависит от пола задающего вопрос?

Изменение величины зрачков
Исследования этого явления начались сравнительно недавно. Мы не представляем себе, насколько важным элементом коммуникации является информация об изменении зрачков собеседника. Например, китайские и турецкие купцы на основании величины зрачков потенциального покупателя делали вывод о степени его заинтересованности в приобретении товара. Понаблюдайте за этим явлением в магазине: у человека, завороженного конкретным предметом, жаждущего его купить, зрачки расширены.

Профессиональные игроки в покер используют именно этот показатель в качестве дополнительной информации.

Что же было установлено в результате проведенных исследований? Зрачки мужчин сильнее расширяются при виде женщин, чем при виде других мужчин или детей, а женщины реагируют подобным образом на мужчин и на детей.

(Конечно, такие реакции зависят и от сексуальной ориентации испытуемого.) Дети, независимо от возраста и пола, сильнее всего реагируют на младенцев. Мальчики сильнее
реагируют на фотоснимок матери, чем отца, и девочки, чем другого мальчика. Реакции
девочек прямо противоположны. Интересны результаты исследований восприятия снимков женщин, держащих на руках младенца. Испытуемых спрашивали, какая из матерей больше любит своего ребенка; они единогласно указывали на тех женщин, у которых на фотографиях были больше расширены зрачки. При этом ни один из испытуемых не отдавал себе в этом отчета.

В ходе эксперимента, состоявшего в рисовании веселого и злого выражения лица, участники изображали на веселом лице расширенные зрачки. Обнаружилась и дополнительная зависимость: величина зрачка тем более важна, значима и определима, чем светлее радужка глаза. Оказалось даже, что в "голубоглазых" популяциях зрачковые реакции имеют большую коммуникативную значимость, а в популяциях с темными радужками ("кареглазых") играют меньшую роль (там сильнее проявляют себя мимические и пантомимические элементы).

А какого цвета Ваши глаза и глаза значимых для Вас людей? Какое значение в Ваших отношениях с ними имеет реакция зрачков?

УПРАЖНЕНИЕ 12. Посмотрите мне прямо в глаза...
В одном из рассказов был учитель, который, желая запугать своих учеников, приказывал им смотреть ему в глаза, и дети называли его "Кипяток". Вы не должны никого заставлять смотреть себе в глаза, но попросите партнера о поддержании зрительного контакта. Вы можете моргать и смотреть на какую-то часть лица, но, главное, не отводить взгляд.

Знаете ли Вы, что для большинства людей зрительный контакт и взгляд в лицо воспринимается как нарушение интимности? Это достаточно странно — ведь лицо, пожалуй, самая открытая часть нашего тела, мы демонстрируем его постоянно. (Что же тогда думать о культуре, применяющей чадру?)

Соблюдайте правила, использовавшиеся в предыдущих упражнениях из цикла "Разговоры". Было бы интересно поэкспериментировать с разными партнерами, находящимися с Вами в различных отношениях. Не забудьте о подведении итогов, выводах и обратной информации. Поговорите обо всем этом со своим Попутчиком.

В некоторых исследованиях величина зрачков рассматривается как показатель возбуждения, сенсорной стимуляции, а также возникновения определенных познавательных процессов. Она считается также проявлением мышечной активности. Наблюдения за величиной зрачков ведутся также в исследованиях жизненных позиций и предпочтений.
Интерактивные сообщения

Зрительный контакт
Зрительный контакт, безусловно, является важным источником информации в межличностном общении. С этим согласны все психологи. Информацию несет как установление контакта, так и его прекращение, прерывание, избегание и т. д. Однако значение этих моментов сильно зависит от определенного контекста. Громадную роль зрительный контакт играет в ситуации tеt-а-tеt:, на достаточно близкой дистанции. Такой контакт не носит непрерывного характера, хотя поддерживается на протяжении всего разговора (с определенными паузами). Оказывается, слушающий чаще смотрит на говорящего. При паузах в высказываниях, наоборот, говорящий чаще поглядывает на слушателя и свои дальнейшие действия предпринимает в зависимости от его реакции.
Реакции слушателя психологи делят на четыре категории:

1)
слушатель поднимает глаза вверх, что означает размышление, при этом говорящий
делает паузу;
2)
слушатель пожимает плечами, тем самым выражая непонимание, в этом случае говорящий повторяет высказывание в измененной форме (другими словами);
3) слушатель поддерживает зрительный контакт и кивает головой, выражая полное понимание, говорящий продолжает свою речь;
4) слушатель поддерживает зрительный контакт и улыбается, подтверждая, что все понимает и со всем согласен, ему нечего добавить; говорящий продолжает речь.

Способ контактирования при помощи зрения тесно связан с особенностями внимания. Это способ невербального подтверждения интереса к партнеру или его высказываниям. Более внимательными зрителями являются упоминавшиеся выше экстраверты. Сильно различаются в этом отношении люди психически здоровые и больные шизофренией: больные менее внимательны. К достаточно очевидным выводам пришли исследователи диад, или общающихся пар: любящие партнеры чаще смотрят друг на друга, чем не испытывающие симпатии. Интересно, получил ли кто-нибудь за подобные исследования ученую степень?

Частота и продолжительность зрительного контакта являются показателями групповых взаимоотношений. Лица, стоящие ниже в групповой иерархии, чаще глядят в направлении вышестоящих, особенно если кто-то из них в этот момент говорит. Человек, занимающий высокое положение в групповой структуре, чаще смотрит на зависимых от него лиц, когда он оратор, а они — слушатели. Так ведут себя люди, стремящиеся к получению и удержанию власти, с сильной тенденцией к доминированию и контролю над другими.
Иногда зрительный контакт может интерпретироваться как угроза или предостережение.
Он может использоваться как довольно примитивное средство защиты собственной территории. Такой взгляд должен быть долгим и неподвижным, заставляющим оппонента
опустить глаза.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Разве эти глаза могут лгать?..
Приготовьте достаточно большой (не менее формата А5) кусок жесткого картона. Вырежьте в этом листе узкую полоску. Возникшее отверстие будет "окошком", а лист станет завесой для Вашего лица. Вы можете выполнить упражнение, выступая в нем как участник или только как режиссер и наблюдатель. Отправитель прячет голову за листом картона. Видны только его глаза. Он старается не пользоваться жестами и не двигаться, концентрируясь на мимике и сопутствующем ей выражении глаз.

Получатель пытается на основе ограниченных данных расшифровать и назвать определенную эмоцию. Затем отправитель демонстрирует все мимическое выражение, открывая лицо.

Обратите внимание на проблему, которая может здесь возникнуть. Некоторые получатели прекрасно принимают и регистрируют сигналы, посылаемые в зрительном контакте, но не умеют их правильно назвать. В таком случае они могут сами показать воспринятые ими мимические выражения. Проверьте, насколько это удается участникам Вашего эксперимента. Заметьте, что экспрессивность глаз (способность выражать глазами чувства и внутренние состояния) присуща немногим людям. Помните и о значении цвета радужки, о котором шла речь в предыдущем разделе.

Насколько хорошо Вам удалось расшифровать эмоции или сымитировать мимические выражения?
О сделанных открытиях и выводах поговорите со своим Попутчиком. "Разве эти глаза могут лгать?
Конечно, нет...

Персональное пространство
Персональное пространство определяется как "территория с невидимыми границами, окружающая тело индивида, на которую посторонние не допускаются" или же как "непосредственно окружающее индивида пространство, в котором происходит большинство его интеракций".

Размер персонального пространства у разных людей неодинаков и может меняться под воздействием целого ряда факторов. Проще всего представить, что все мы сидим внутри прозрачных, пластичных баллонов, а их объем составляет персональное пространство.
Все психологи признают, что вторжение в чужое персональное пространство всегда вызывает негативные реакции его владельца.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ УроК 17 ч.3 | Валерий_Колесов - Интернет-проекты | Лента друзей Валерий_Колесов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»