• Авторизация


АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ В ТЕАТРЕ ЖИЗНИ ч.2 24-06-2008 12:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Способ воспитания, препятствующий достижению психической самостоятельности ребенка, подавляющий все ее проявления, губителен для воспитываемого.

Это подавление может принимать две совершенно разные формы.
1. Оно может состоять в выдвижении множества ограничений, запретов, в контроле и надзоре за ребенком даже в мелочах.
2. Оно может выражаться в исполнении любых желаний и прихотей ребенка
Встречаются такие матери (а сколько таких бабушек!), которые не спускают с ребенка глаз.
Для них характерны постоянные предостережения, приказы и запреты: "Не бегай. Оденься, а то простудишься. Не прикасайся к этому, это грязь! Не отходи от меня, а то попадешь под машину! Не разговаривай с чужими! Не гуляй во дворе, тебя там научат плохим словам! Не бегай быстро! Не оглядывайся. Не сиди, не стой и не уходи..."

С ума можно сойти даже при чтении, а уж тем более — при выслушивании такого
набора "нельзя"! Все мудрые воспитатели подчеркивают: воспитательные требования и
правила будут эффективными, если являются НЕМНОГОЧИСЛЕННЫМИ И ВАЖНЫМИ (понятными, обоснованными и согласованными . Дети иногда спрашивают: "А дышать можно?" — и это вполне закономерный вопрос в такой ситуации.

Второй способ поведения воспитателей более завуалирован, но столь же вреден. Потакание прихотям дает самим взрослым разного рода удовлетворение. Возможно, они сами в детстве переживали сильные фрустрации и депривации. Использование такого метода воспитания чрезвычайно эгоистично! Люди абсолютно не понимают, что это была (и есть) в первую очередь их собственная проблема, и ребенок не имеет к ней никакого отношения... А они радуются, думая, что ребенок доволен и испытывает к ним искреннюю симпатию и благодарность.

("Люблю дедулю, потому что он покупает мне дорогие игрушки. А бабулю люблю больше — игрушки, которые покупает она, еще дороже!" — поверьте, эта цитата из жизни.) Они в восторге, что имеют возможность дать ребенку то, в чем он, по их мнению, больше всего нуждается (к примеру, двадцатую куклу или пятидесятый игрушечный автомобиль). Это явление часто наблюдается у обеспеченных людей, которые "наслаждаются" своими материальными возможностями и с их помощью получают ощущение собственной значимости.

Последствия такого поведения (особенно если оно постоянно, а не является эпизодическим) для дальнейшей жизни ребенка очень серьезны. К сожалению, это часто остается непонятным для родителей и воспитателей. У ребенка исчезает желание к любым проявлениям самостоятельности. Ведь все, чего бы он ни пожелал (а иногда и то, чего даже и пожелать-то не успел!), подается ему "на блюдечке", без каких либо усилий с его стороны. Такой ребенок не имеет возможности установить связь между поведением и его последствиями, необходимую для формирования внутреннего локуса контроля.

Единственное, чему может научиться ребенок, воспитываемый таким образом, — это умение ловко лавировать, вынуждать, выманивать, манипулировать окружающими. Такой ребенок — безусловная жертва неразумных взрослых, но помимо этого он становится личностью несимпатичной, расчетливой, неспособной к переживанию глубоких чувств, к истинной любви и бескорыстию. Его научили любить "за что-то", причем за что-то конкретное, измеряемое не поступками, а материальными благами.

Нередко воспитываемые так дети вырастают крайне ограниченными существами. Во взрослой жизни, особенно в чужом, незнакомом окружении, они совершенно беспомощны, робки, полны страхов и беспокойства. Ни с чем не умеют справиться самостоятельно. Обожают ситуации, когда кто-то другой берет на себя ответственность, и прекрасно себя чувствуют в ролях, требующих от них предельной зависимости и послушания. Им комфортно с людьми внутренне сильными, пожелавшими их оберегать. Они прекрасно понимают, что людям для достижения определенных результатов необходимо что-то делать, но пусть это будут другие, а не они сами.

Такие люди обретают равновесие и уверенность в себе, только найдя кого-то, на кого они могут опереться. (К сожалению, эти другие, ВЗРОСЛЫЕ, в жизни наших "слабаков", неосознанно или из добрых намерений, закрепляют их прежний образ действий.)

Помимо способа воспитания, на локус контроля влияют и другие факторы. Так, младшие дети в семье (не первенцы) независимо от пола часто демонстрируют в жизни внешний локус контроля. Вероятно, их дольше и интенсивней, чем первенцев, оберегают и рассматривают как маленьких и безответственных. Каким по счету ребенком были Вы в своей семье? Как это повлияло на Вашу дальнейшую жизнь? Пожалуйста, поговорите об этом с Вашим Попутчиком.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Мой эксперимент: очередность рождения и локус контроля
Проведите мини-исследование связи очередности рождения с локусом контроля. Попробуйте определить критерии, по которым Вы будете устанавливать, "диагностировать" внутреннюю или внешнюю управляемость: мнения других лиц, Ваши собственные суждения, личное мнение испытуемого, возможно, другие показатели (Какие?). Подумайте, какая из этих стратегий верна и почему?

Выберите из своего окружения по три человека, представляющих крайние позиции с точки зрения локализации контроля. Спросите их, какими по счету детьми они были в своих семьях? Видите ли Вы здесь какие-то закономерности? Каковы Ваши выводы? Сколько человек, по Вашему мнению, следовало бы опросить для обобщения результатов?

Попробуйте создать собственное описание механизма, раскрывающего данную зависимость.
Определенным образом на ощущение контроля влияет пребывание в тюрьме: в начале отбывания наказания ощущение внешнего контроля усиливается, затем положение нормализуется, а перед выходом на свободу снова возрастает ощущение внешнего контроля. В начале и в конце данной ситуации растут неуверенность и страх.

Внешний контроль усиливается одновременно с возрастанием неуверенности, неопределенности и убежденности в невозможности влиять на окружающих. Другими словами, наши недостатки, отсутствие успехов, неопределенность условий достижения желаемых результатов, непрочность нашего положения и отсутствие поддержки в группе рождают убежденность, что от нас мало что зависит.

Исследования также обнаруживают связь формирования внешнего локуса контроля с происходящими общественно-политическими событиями, в особенности независящими от нас, но драматичными и угрожающими нам в дальнейшем. Молодые люди особенно восприимчивы к событиям, которые их непосредственно затрагивают и которые они не могут эффективно контролировать. У них возникает отчуждение — чувство, что происходит нечто непонятное, страшное и чреватое своими последствиями. Локус контроля "радиолокатора" усиливается при длительной эмоциональной, социальной и материальной зависимости молодых людей от их семей, затрудняющей установление связи собственных действий с их последствиями.

В психотерапии лица с внешним локусом контроля предпочитают директивный подход. Такие люди не выбирают какую-то определенную терапевтическую школу (хотя можно предположить, что ощущение внешнего контроля должно побуждать их отдать предпочтение бихевиористскому подходу).

Перейдем к рассмотрению противоположного стиля восприятия мира.
Как мы осуществляем внутренний Контроль?

Люди, которые считают, что успех или неудача, победа или поражение зависят от их собственных действий, — это интерналы, или "гироскопы". Они видят причинно-следственную связь между действием и его результатом. В соответствии с этим они полагают, что знания и умения индивида, его мотивация и эмоциональная зрелость решающим образом влияют на его успехи или неудачи. Дж. Роттер описывает внутренний контроль следующим образом: "Если индивид видит, что событие является следствием его собственного действия или его собственных относительно устойчивых свойств, мы называем это верой во внутренний контроль".

Подобные убеждения тоже формируются в процессе социального научения, в ходе процесса социализации и через подчинение воздействиям данной культуры.

Главным источником внутреннего контроля является такая история индивидуальных подкреплений, которая возникает на основе воспитания родителями, придерживающимися разрешительных принципов. Матери будущих "гироскопов" предоставляют своим детям раннюю независимость. Дополнительными факторами, формирующими внутренний контроль в процессе индивидуального развития, являются: достаточная, но не чрезмерная защита, одобрение и эмоциональная близость родителей, которые не отталкивают ребенка от себя ни в каких ситуациях.

Как же маленький ребенок учится видеть связь поведения с его последствиями? Одним из способов накопления знаний о жизни является для человека его личный опыт. Его ( часто называют вторым источником информации о мире, поскольку в жизни человека он возникает позже знаний, сообщаемых родителями и другими важными взрослыми. Иногда говорят, что взрослые — это "фильтр", сквозь который до ребенка доходит шум мира.

Итак, ребенок, сначала совершенно беспомощный и помещенный под полную опеку взрослых, по мере развития становится все более самостоятельным, получая возможность познания мира через собственную деятельность.

Опыт, о котором мы говорим, — это прежде всего возможность ощущать последствия собственного поведения.

Родители должны дать детям возможность самостоятельно приобрести такой опыт. Даже если это опыт поражений и обид, он стимулирует развитие. Ребенок убеждается, к примеру, что, когда он жалуется на товарища по детскому саду, воспитательница сердится;: когда он не хочет делиться с другими своими игрушками, на него обижаются.

Пришло время для практического упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Как постелешь, так и поспишь
Припомните, пожалуйста, какое-нибудь впечатление из раннего детства. Выберите такое, которое касалось бы наблюдения последствий Вашего собственного поведения. Если Ваши родители или родственники живы, можете спросить, как эти же события запечатлелись в их памяти. Совпадают ли Ваши воспоминания? Что это для Вас значит?

Подумайте, подтвердил или опроверг Ваш собственный опыт предшествующие ему указания взрослых? Научились ли Вы тогда чему-нибудь новому или просто "подкрепили" слова папы и мамы? Был ли этот опыт приятным или грустным? Почему Вы припомнили именно его, именно им хотите поделиться?

Опишите свое воспоминание (или даже несколько) и попробуйте ответить на вопрос, чему оно Вас научило? Вы тогда еще не были уверены в наличии связи поведение - последствия? Насколько сильное переживание выпало на Вашу долю при постижении этой истины? А сейчас я хочу привести интересный пример.

ПРИМЕР
Один четырехлетний ребенок во время радиотрансляции какого-то "эпохального" политического события развлекался выключением радио. Отец просил его этого не делать, но безуспешно — дитя продолжало забавляться. Повышенный тон не производил на него впечатления, а обещание отшлепать вызывало смех. Игра ребенка с отцом в "кошки-мышки" длилась долго, мешая следить за ходом событий. В этот момент в комнату вошла мать, которая, едва заметив происходящее, решительным тоном пообещала наказать малыша. На этот раз результат был молниеносным. Как Вы думаете, почему?

Четырехлетний малыш отлично понимал, что последствием такого поведения будет: со стороны отца — беспомощное позволение, а со стороны матери — наказание. Жаль только, что он связал следствие с определенным человеком, а не с собственным поведением.

Другой разновидностью опыта, приобретаемого ребенком в процессе развития, является реализация намерений. Он учится понимать: чтобы получить от других то, чего желаешь, нужно выполнить их требования, приспособиться к созданным условиям (скажем, чтобы пойти на прогулку в парк, нужно собрать игрушки; чтобы посмотреть интересный фильм, нужно выполнить домашнее задание...). Таким образом ребенок начинает сознательно контролировать собственные намерения, планировать действия, а также требовать подкреплений, если он их заслужил.

Еще одну разновидность опыта составляют наблюдения за последствиями действий окружающих. Ребенок убеждается, например, что если отец ходит по ковру в грязной обуви, мама сердится на него; если мама хочет получить в магазине нужный товар, она должна за него заплатить.

Чем старше ребенок, тем богаче и разнообразнее его опыт. Он касается все более сложных ситуаций и все большего количества сфер деятельности человека. Его опыт возрастает и умножается, если родители не окружают его слишком назойливой опекой, длящейся дольше, чем это нужно.

Искренне прошу прощения, но, хотя я не склонна к нравоучениям в отношениях со взрослыми людьми, все же, руководствуясь добрыми намерениями, не могу удержаться от призыва:
не мешайте детям приобретать собственный жизненный опыт!

УПРАЖНЕНИЕ 3. "Звездочку с неба захочешь - достанешь!", или "Следи за собой, Жемчужинка!"
Кто и как ограничивал Вас во время приобретения Вами жизненного опыта? Вспомните, как Ваше воспитание стимулировало определенный локус контроля. Поделитесь с Попутчиком примерами чрезмерного оберегания Вас, потакания Вашим прихотям и ограничения жизненного опыта.

Важнее всего в этом упражнении осознать, что время детской зависимости кончилось, и пора отвечать за самого себя. Заметьте, что мы совершаем массу ошибок как родители и в других отношениях с детьми. Не будем говорить сейчас о чувстве вины, а отметим лишь ответственность, причем свободную, с полным сознанием собственной силы, энергии и радости от возможностей развития личности. Надеюсь, что Вам есть за что поблагодарить своих родителей и других взрослых. Это Ваш бесценный капитал! Не забывайте об этом.

Позаботьтесь о себе, о хорошей беседе, о возможности поделиться с другими.

Факторы, влияющие на локализацию контроля

Процесс обретения опыта, к счастью, бесконечен; всю жизнь человек учится новым формам поведения, познает новые явления и правила. Однако родители, воспитывая нас определенным образом, способны помочь в обнаружении связи наших поступков с подкреплениями.

Для восприятия мира в этих категориях необходим целостный опыт, без внутренних противоречий в применяемой родителями воспитательной стратегии. Это касается как дисциплины, так и выдвигаемых требований. Важны как целостность в поведении каждого из родителей, так согласованность и решительность обоих. Ребенок, перед которым ставят четко сформулированные требования, учится видеть и понимать их последствия, быстро усваивает стандарты поведения.
Оказывается, дети-первенцы (независимо от пола) чаще обладают более высоким уровнем внутреннего контроля. Когда на свет появляются младшие братья и сестры, ребенок перестает быть единственным и младшим; он вынужден приспосабливаться к новым, сначала даже непонятным, требованиям. От него ожидают понимания того, что от него требуют, называя "старшим братом" или "старшей сестрой". Рано или поздно он понимает это, а затем получает большие, чем "младшая сестренка", возможности для развития внутреннего локуса контроля.

Только помните, пожалуйста, что данная закономерность может по-разному проявляться в каждом конкретном случае и применительно к конкретной личности. (Вспомните результаты, полученные Вами в упражнении 1.)

На локализацию контроля оказывают влияние и такие переменные, как социальные факторы. В группах, расположенных на высших ступенях общественной иерархии, чаще появляются люди с внутренним локусом контроля. Это объясняется в первую очередь тем, что социальное происхождение оказывает значительное влияние на человека в построении им образа мира, а также на ощущение собственной значимости. (С другой стороны, хорошо известно, что лица, успешно продвигающиеся по социальной лестнице, также не относятся к категории пассивных и зависимых.)
Особое место занимает такое образовательное учреждение, как школа.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Школа "радиолокаторов" или школа "гироскопов"?
Школьный опыт, стимулирующий формирование внутреннего и внешнего локуса контроля, — вот материал, который я прошу Вас собрать. Вы можете призвать на помощь собственные воспоминания или воспользоваться воспоминаниями друзей. Кстати, неплохой повод для дружеской встречи! А может быть, Вы едете на какую-нибудь конференцию и там сможете собрать подходящий материал? Если хотите, опросите учителей - собственных или знакомых.

Постарайтесь, чтобы воспоминания были конкретные, связанные с определенными событиями. Подумайте, чему Вас учили в школе в плане контроля подкреплений? Совпадало ли это и насколько со стилем семейного воспитания? Насколько школьная оценка зависела от усилий, а насколько - от Божьей воли и слепого случая?

Очень важно для Вас подумать обо всем этом и побеседовать с Попутчиком.

Большое значение имеют также убеждения, существующие в конкретных культурах. Это утверждения о том, что предопределено судьбой или, напротив, зависит от знаний и умений индивида. Чем категоричней эти утверждения, тем меньше поведение индивида в определенной сфере зависит от его собственного локуса контроля. Думаю, для иллюстрации стоит привести пример.

ПРИМЕР
О Если Ваша группа верит, что "Смерть и жена от Бога дана", то Вы, вероятно, не будете усердствовать с собственными поисками; естественно, речь идет о таких укоренившихся традициях, убеждениях, в которых мы не смеем сомневаться, вросших в историю нашей семьи и нашего социального окружения, впитываемых с "молоком матери".

"Индивид избирательно наблюдает, какие аспекты его поведения повторяются, а какие — нет, это наблюдение зависит от его собственного восприятия природы причинности в отношениях между подкреплением и предшествующим поведением", — пишет Дж. Роттер. Речь здесь идет об отношении к новому опыту, не подтверждающему прежних суждений.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Spiegel_SPb 24-06-2008-13:32 удалить
Вот с чем категорически не согласна, так с этой фразой: "Оказывается, дети-первенцы (независимо от пола) чаще обладают более высоким уровнем внутреннего контроля".
На собственном опыте имею право утверждать, что в большинстве случаев - с точностью до наоборот!
Старшие дети пользуются своим старшинством и перекладывают большинство своих "контрольных" функций на младших. Поэтому младшие, находясь в обстановке конкуренции, зачастую более организованы и обладают более развитым самоконтролем
.


хочу привести пример из моей жизни
============================
как я стал художником … писателем и композитором



я закончил (формально) институт как художник

самостоятельно провел 10 лет в консерватории
участник Международных Фестивалей
как пианист и композитор
как писатель публиковался в России и за рубежом
- хотя ничего никуда не носил
(все сами брали и печатали)

но институты не формировали меня
- вот что интересно
(завкафедрой так и говорил мне
"я боюсь наши педагоги будут мешать Вам
заниматься искусством")

я считаю что формировали меня
некоторые эпизоды детства

мне 5 лет и мама говорит
-придут гости... приберись перед зеркалом
сделай там так чтобы было красиво

я спрашиваю:
большие флаконы поставить посередине
а маленькие по краям?
-нет - говорит
-а… большие по краям а маленькие посередине?
-нет - говорит
-а как же? - спрашиваю я
-ну вот как ты решишь так и будет красиво...

и еще интересно:
что управляли мной не назидания матери
она много раз говорила строго
-учись как следует а то будешь дворником
и даже платила по 5 руб. за пятерки
-учи английский... он тебе пригодится
и это не имело ни какого развития

но два вздоха (!?) матери
определили мою судьбу
и игры моих родителей кто лучше нарисует чашку
или напишет стихотворение

эти игры и стали моим основным занятием в жизни
как и ее два вздоха сидя на табуретке

один раз она вздохнула и сказала
-прелюд до диез минор Рахманинова... - какая вещь!
и ... я 10 лет вместо пяти посвятил консерватории
со страстью рыболова (вместо 5 положенных лет)
конечно я ни с кем там не разговаривал
интуитивно чувствуя что они мне помешают понять
секрет прелюда до диез минор о котором вздыхала мать
(на табуретке в бараке у Тихого Океана! в г. Находка...)

другой раз она вздохнула и сказала:
- ах какой художник Врубель...

и я пошел стал листать его репродукции
чтобы понять ее вздох
- и пришел к мысли что за каждым мазком у него
в отличие от передвижников не натура
а наблюдения за тайнами мира
- кончилось тем что я стал автором
новой страницы в мировой живописи
- открывателем рондизма (рисование кругами)

конечно случайно просто проявив заботу о детском рисунке
"палка-палка-огруречик -
вот и вышел человечик"
пытаясь создать гармоничный для «человечка» мир

и это не меньшее зрелище чем
кубизм или пуантилизм и т.д.

вот такие мелочи детства
- определили мою жизнь...


.
[485x391]


первый рис. с попыткой создать адекватную среду обитания для детских персонажей


первые опыты в цвете



[423x388]


"натюрморт с белыми цветами"



[353x386]


.
КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПЬНО СОЛО №2 (комментарии для часов с боем)
страница трека: http://www.realmusic.ru/songs/131752/
файл трека: http://files.realmusic.ru/files/752/131752.mp3

когда я сыграл его в Парижской Консерватории
куда меня привел поклонник моей живописи
мне сказали:
-о! да Вы концертирующий композитор-пианист виртуоз!

замечание важное - т.к. на бумаге можно написать любую виртуозную музыку
но я большей частью сочинял не на бумаге а на руках...

и конечно не учился в музыкальной школе...
а консерватория мне была нужна потому что много свободных роялей

вот я и расставлял звуки как флаконы перед зеркалом...


.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ В ТЕАТРЕ ЖИЗНИ ч.2 | Валерий_Колесов - Интернет-проекты | Лента друзей Валерий_Колесов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»