Платон о знаниях
14-10-2009 22:43
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Человек познает мир ли в той мере, в какой познает самого себя: «он все узнает, хотя его будут не учить, а только спрашивать, и знания он найдет в самом себе».
Поскольку «правда обо всем сущем живет у нас в душе, а сама душа бессмертна», то можно «смело пускаться в поиски и припоминать то, чего мы сейчас не знаем, то есть не помним».
Сократ: «Рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания…познавать означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежащее». (Из диалога «Федон»)
У Платона «просвещенность» не является результатом одних лишь внешних воздействий. Та искра божественного огня, которая была занесена в людские души Прометеем, сделала самосознание принципиально возможным. «Просвещенность – это совсем не то, что утверждают о ней некоторые лица, заявляющие, будто в душе у человека нет знания, и они его туда вкладывают…У каждого в душе есть такая способность; есть у души орудие, помогающее каждому обучиться. Но как глазу невозможно повернуться от мрака к свету иначе чем вместе со всем телом, так же нужно отвратиться всей душой от всего становящегося; тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это…и есть благо». («Государство»)
из книги В. Фомина "Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона"
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote