• Авторизация


О популяризации культуры и путях России 20-10-2008 03:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Дело было так. Пригласили тут меня в кино.

У нас в Нижнем показывали недавно серию документальных фильмов, так или иначе освещающих тему СМИ в современном мире (силами клуба Frontline и Центра Экстремальной Журналистики, в киноцентре Рекорд). Мой друг Ваня-барабанщик позвал меня на один из фильмов, про А. С. Политковскую, царство ей небесное. Я, как журналист, пропустить такое не мог.

И вот, пошли мы с Наташей в Рекорд. У входа нас ждала средних размеров толпа, Ваня с подругой Людой стояли в середине и махали нам. Я думал, мы идем только вчетвером, а одних моих знакомых набралось, как оказалось, не менее десятка! Поздоровавшись со всеми, я предложил пойти за билетами. «Сколько, кстати, стоит билет?» - «Бесплатно, Ваня, бесплатно!»… Радостно галдящей толпой мы ввалились в Рекорд, расселись на свободные места и начали внимать светлому прямоугольнику экрана…

Этот факт дал мне повод дописать одно из незаконченных моих эссе, и вот, сейчас вы видите его на своих экранах.

Какие главные проблемы в России? Дураки и дороги. Сегодня про первое. Дураки. Быдло. Тотальная бескультурщина, безнравственность, безграмотность, нежелание и неумение самостоятельно думать и принимать решения. Исправить первую проблему – вторая, глядишь, и сама исправится.

Вот, в Рекорде объявили бесплатный показ. Причем не стандартного быдломедиапродукта, не «чтоб ненапряжно поржать и чтоб юбки выше колена». Нет, серьезный документальный фильм. И многие, даже из тех, кто совсем не имеет привычки ходить в кино и театры – пришли! Пришли с друзьями и подругами. Они сидели и смотрели. И про отсутствие попкорна, которого в Рекорде не продают, ручаюсь, мало кто вспомнил.

Если было бы такого побольше! Если бы такому желанию приобщиться к культуре, а потом обдумать пришедшие в голову мысли, не давали затухнуть! Если бы бесплатных показов умного кино, художественного и документального, было бы больше! Уверен, многие пришли бы. Вместо того, чтобы пить в подъездах. Пришли бы, сначала пусть даже просто убить время.

Нужно сделать культуру более доступной.

Начитанный человек, думающий человек, интеллигентный человек – это человек глубоко нравственный, за редкими исключениями. Он не будет жечь скамейки, приставать к прохожим, грабить и убивать. Нет! Поэтому интеллигентное общество хорошо для всех. И в первую очередь – для нашего, простите, государства. При условии, конечно, что для российского правительства важнее всего процветание страны, а не возможность и дальше держать свое стадо в узде и жрать в три глотки за его счет.

Давайте сделаем доступное образование, для всех. В том числе и высшее. Сейчас принято говорить, дескать, в стране пруд пруди филологов, а сантехников – дефицит (можно заментить «филолога» любой гуманитарной специальностью, а «сантехника» – любой технической). Я скажу вам другое. В стране – недостаток гуманитарно образованных людей! Не всем обязательно знать историю языков, теоретическую грамматику и социологию на уровне доктора наук. Но литература, например! И, хочу заметить, не так, как в иных шаражках, где курс «лит-ры», рассчитанный на два семестра, ведет какой-нибудь полуграмотный алкоголик.

Специалист-филолог и специалист-сантехник – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Я сейчас ни в коем случае не говорю, что сантехник – профессия плохая, равно как и не утверждаю, что все сантехники – безнравственны и тупы. Вовсе нет! Можно быть сантехником умным, а можно и таким, каким тебя хотят видеть наши уважаемые чиновники, ответственные за профессионально-техническое образование - машиной для выполнения грязной работы. Пьет, дерется, без мата двух слов связать не может? – ну и ладно, лишь бы в дерьме копаться не брезговал…

И, повторюсь, нужно сделать образование доступным. Сейчас в хорошие гуманитарные вузы, на бюджетные места, конкурс бывает больше двадцати человек на место. В остальные вузы – ходи не ходи, разница лишь в том, получишь ли ты «корочки», или нет.

 Книга, лучший подарок и вообще очень полезная для человека вещь, сейчас стоит очень недешево. А если к тому же в твердой обложке, да к тому же с цветными иллюстрациями, – а уж об альбомах графики, живописи и фотографий я вообще не говорю. Да и много ли их продается, особенно если поискать за пределами Москвы и Питера?

Мне неожиданно сильно что-то понравился Анджей Сапковский, и я недавно купил очередную его книгу – 270 рублей. И это считается еще отнюдь не дорого. Скажите мне, какова себестоимость одной книги? Бумага, картон для обложки, процесс печати и переплетения, отчисления автору и художнику… ничего не забыл? К тому же, не забывайте, книга сейчас – не штучный продукт, тираж обычно составляет десятки тысяч. Итак, сколько получается? Двести рублей? Сто? Я не владею точными цифрами, но, думается мне, и того меньше. Государство должно не только не брать с продажи книг налог, оно должно и само платить, компенсируя издателям и магазинам часть цены.

Откуда деньги брать на все это? – спросите вы. Для начала, думаю, стоит пересмотреть зарплаты и фактические доходы наших чиновников (вообще, имеют ли они моральное право получать сотни тысяч в месяц, когда нянечка в детском саду, права которой – в том числе – они должны охранять, получает три с половиной тысячи?). Но это уже отдельная тема.

Популяризируя высокую культуру, государство уже очень скоро сэкономит на многих вещах, таких, как содержание заключенных в тюрьмах и кормление армии ментов. Вряд ли преступность исчезнет в одночасье, но количество преступлений и, собственно, преступников, наверняка снизится.

В заключение скажу, что неверно полагать, будто наше правительство совсем уж ничего не предпринимает для поднятия культурного и нравственного уровня россиян. Обязательные уроки православия в школе – из этой оперы. Проблема в том, что мы мучительно пытаемся найти некий свой, исконный русский путь; при этом панически боясь подвергнуться западным влияниям, нередко между делом копируя худшие стороны западного общества. В наше время такая возня, я считаю – непозволительная роскошь. Не нужно ли нам, пока еще не поздно, пойти совершенно пока новым, нехоженым путем – путем УМА?

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Rising_phoenix 20-10-2008-23:46 удалить
"Давайте сделаем доступное образование, для всех. В том числе и высшее". - А всё. Чем дальше, тем...сложней. Убирают бюджет, причем лучшие люди говорят, что правильно, что так и надо. У нас выпускается студенческий журнальчик "Кампус". Там в последнем выпуске вроде ректор РГГУ (уважаемый московский гуманитарный вуз) спокойно говорил, что да, не будет бесплатного образования больше. Мне вот интересно, что будет тогда? Кредитная система? (финансовые кризисы США показывают как "хорошо" кредитование). А это отрежет пути к обучению в нормальных вузах тысячам молодых людей. Может, какие-то гранты или какая-то финансовая поддержка наиболее гениальных сохранится, а вот просто умных людей, таких примерно как я?) У меня на факультете обучение стоит 180 000 рублей в год (и это не предел - есть специальности по 220 тыс.), такая же картина и в других хороших вузах. А в Высшей школе экономике вообще заоблачные цены. Скажите, откуда у среднестатистической семьи возможность платить такие деньги? Да и сейчас не все так хорошо. На 20 бюджетных мест конкурс более 10 человек на место (умных людей), а остальные 70-80 планых мест на 75% будут заняты людьми, которым это всё особенно не нужно, либо они в определенной мере умственно сильно уступают "бюджетникам". Вот и перекос жуткий. Про стоимость книг полностью согласна. Хорошо, что что-то можно скачать из интернета, что-то есть в аудио-формате, но есть вещи, которые кроме как за 200-300 р не получить. Причем, иногда "радует", что какая-нибудь гламурная книжонка вроде "шоппинг как жизнь" стоит 250р. Хорошо, что есть бюджетные варианты классики в мягкой обложке, но опять же 100 р за мягкую обложку?) "Популяризируя высокую культуру, государство уже очень скоро сэкономит на многих вещах" - а как её популяризовать? У нас, например, на многие бесплатные мероприятия, литературные вечера и выступления симфонических оркестров (в вузе) как ходит определенная часть людей, так и ходит. И пока всякие агитационно-рекламные меры не заставили никого (или заставили, но единицы) отказаться от пивка вечером в пользу мероприятия. Это о плохом. А так бывают и хорошие моменты. Видишь образованную, адекватную, культурную молодежь (правда, в основном среди людей получающих или получивших вышку). И вроде не так их и мало. А потом думаешь: "Интеллигенция в России всегда была лишь тонкой прослойкой общества и т.д и т.п.". А может оно так и надо?) Не всем ведь дано, зачем навязывать?) Долго нам ещё до хотя бы нащупывания пути УМА. Хотя история наша непредсказуема местами)
Насчет образования: пусть финансирует государство. *от своих анархистских убеждений я не отказываюсь)) анархия будет работать в нравственном и умном обществе, а один из путей к его созданию я изложил выше)) Причем пусть это будут не популистские решения, как принято сегодня, чтобы Первому каналу было про что сделать ура-патриотичный сюжетишко, а реальные меры. Хотя с этим все оч непросто, я понимаю. Вузы строятся не на пустом месте, тем более гуманитарные. По-моему, хорошее образование - это, в первую очередь, хороший преподаватель. Голые сведения можно и в учебнике найти, и за это не придется платить те же 180 К в год. Именно поэтому филиалы практически всегда хуже головных вузов - нет опытных преподавателей, нет кафедр со своей историей етц. Но ведь и самые великие дела начинаются с первого шага! И МГУ с чего-то начинался! Классика в мягкой зеленой обложке))) О, да, у меня таких книг стопки)) Вот это, я считаю, хороший вариант, хотя можно было бы еще дешевле. Но уже неплохо! Литературные вечера и выступления симфонических оркестров - это, IMO, уже довольно специфические мероприятия, сродни балету. Туда надо приходить уже с определенным культурным багажом и вкусом. А вот кино, к примеру - сиди и смотри! Ну, я не говорю о "Посетитель Q" Такеши Миике или там об "Андалузском Псе" - того же Кустурицу, или Хичкока, я считаю, посмотреть будет интересно всем!
"Интеллигенция в России всегда была лишь тонкой прослойкой общества и т.д и т.п."
Да, мне много возражали именно на эту тему. Но, быть может, просто не у всех была возможность пополнить ее ряды? Это даже не естественный отбор, когда интеллигентными людьми становились лишь самые целеустремленные (и, отсюда, самые достойные). Нет, я так не думаю. Вот сколько процентов культурно образованных людей в Питере и Москве, и сколько процентов таковых в каких-нибудь, прошу прощения, Набережных Челнах и Тольятти? Спасибо за критику, Rising_phoenix!
Rising_phoenix 21-10-2008-11:53 удалить
Да я не критикую:) Я беседую. У меня же специальность в вузе "национальная экономика". Когда была на первом курсе, преподаватели всё отшучивались, что мы изучаем то, чего в России нет. Но не в этом суть. Просто мы за 3 курса написали уже 6 курсовых (считая 2 текущие) - и все они у нас должны строиться по плану "Теория - анализ проблем в России - проект по решению проблемы". В итоге у меня в мозгу сформировался целый вагон проблем в нашей стране, и всегда самая большая сложность найти выход из сложившейся ситуации. Так как в силу возраста (1-2 курс) и требований проекты мы высасывали не из собственного пальца, а из федеральных программ, заявления, постановлений и прочих правовых и околоправовых документов, то у меня сложилось впечатление, что проблемы есть, проблемы копятся, а реального решения у нас никто никак придумать не может (никто - это те, кто может "действовать", а не мы с тобой или кто-либо из окружения, у которого есть идеи). Далеко за примером ходить - я писала про повышение з/п бюджетникам (учителям, врачам и т.п.). Злободневная тема? Ещё какая. Прожиточный минимум всё равно выше их зарплат. Но не в этом вся проблема. Разговоры о несправедливости и как им жить дальше оставим пока студентам-профессорам-врачам-учителям с транспорантами. Просто даже вроде бы такой вопрос...Это не финансирование образование) Это оплата труда, так сказать вопрос получения людьми заработанных ими денег, не хочет же наше государство сказать, что эти люди не достойны получать соразмерно прожиточному минимуму? Но сколько я ни искала, нашла 2 проекта, датированных 2006 и 2004 годом, которые до сих пор остаются проектами, при этом эти самые, повторюсь, проекты стали вершиной прений возникших ещё в 94ом году... Это я к тому, что на государство в сфере финансирования рассчитывать не приходится и что будет с высшим образованием пока мне не очень ясно. Но в принципе можно и без высшего образования быть культурным и интеллигентным человеком. Конечно! Я думаю, что всё зависит от обстановки в стране. В 90-ые годы (96-97) все так сложно было, кинотеатры, библиотеки позакрывались. Сидели люди дома, смотрели сериалы и гнусавые переводы боевиков на недавно появившихся в России видеомагнитофонах, а потом ситуация улучшилась, от шока начали отходить и сейчас опять у нас развитая сеть кинотеатров, открылись библиотеки. А вообще, кажется, Львов писал, что было бы дано России ещё лет 20 спокойного существования (устойчивой экономики и благоприятной внешней ситуации) и, возможно, то, о чём ты пишешь было бы достигнуто. Только похоже не дадут нам даже лет 15 передышки)
Lek-ta 21-10-2008-16:58 удалить
Что в России будет с высшим образованием - подумать страшно. Среднее уже, похоже, похоронили. А я всегда мечтала о высоком качестве специального, в первую очередь, технического образования! Чтобы тому же сантехнику не объяснять что как работает и откуда течет... А вообще, для того, чтобы развивалась культура, ей необходима какая-никакая почва, основа, на которой смогут вырасти ее замечательные плоды.
Lek-ta, что ты имеешь в виду, говоря про почву? мне кажется, почва всегда есть (по крайней мере, у нас)... Насчет качественного технического образования - это да! Конечно, образование по своей сути обязанно быть качественным!.. Rising_phoenix, скорее всего. мож, в думу пойдем?)
Rising_phoenix 21-10-2008-19:03 удалить
Возмутительный_Кот, Исходя из того, что я редко умею формулировать мысль кратко и тем более задавать реальный план действий в глобальных масштабах, таких как я там и так полно и толку чуть) Можно по-старинке устроить "хождение в народ" в целях популяризации культуры
Lek-ta 23-10-2008-00:25 удалить
Возмутительный_Кот, ну как сказать чтоб не сглазить... На самом деле какая-то почва всегда есть, но не совсем такая, как хотелось бы. Для того, чтобы развивалась духовная культура общества необходимо, чтобы существовала такая общая ментальная карта-схема человеческого бытия: духовно развиваться - хорошо, воровать - плохо, направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - женату быть. А у меня такое стабильное впечатление, что живу в стране с вялотекущим мировоззренческим кризисом. Обязана, а как же)) У нас в системе образования к нек специальностям в принципе отношение какое-то корявое, будто это и не нужно в принципе. Если из студентов это "выбивать" (иногда) еще удается, то из общественного мнения - увы...
Lek-ta, да, насчет вялотекущего мировоззренческого кризиса согласен!


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О популяризации культуры и путях России | Возмутительный_Кот - Рыбный Ликер | Лента друзей Возмутительный_Кот / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»