![]() Черный PR Адольфа Гитлера: Документы и материалы. — М: Эксмо, Яуза, 2004. — 416 с. ISBN 5-699-08701-Х В новой книге петербужского историка, автора многочисленных работ по истории Второй мировой войны Александра Гогуна впервые рассказывается о механизме и особенностях политгехнологий Третьего рейха, публикуются материалы нацистской пропаганды, негативно описывающие Советский Союз и коммунизм. Подавляющее большинство документов публикуется впервые после 1945 года. |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
I. Нацистская пропаганда и «идеальный враг»
1. Агитация на врага: триумф или провал?
2. «Еврейский мир» и «царство Ангро-маньи»
3. Соблазн антикоммунизма и политтехнологии Третьего Рейха
4. Мозгопрачечная для своих
5. Государственные механизмы вдалбливания идей
6. Новации и противоречия военной и оккупационной пропаганды
7. На крутых поворотах мира и войны
8. От «стада дегенератов» до «фанатичных орд»: эволюция образа «империи зла» в пропаганде Третьего Рейха
Правила публикации документов и материалов
II. Направленность довоенной пропаганды и идеологии
1. Гитлер о России и коммунизме в «Моей борьбе»
2. Демократия и большевизм: речи Адольфа Гитлера, Альфреда Розенберга, Германа Геринга и Адольфа Гитлера на Нюрнбергском съезде НСДАП 5-12 сентября 1938 г.
III. 22 июня 1941 года. Воззвание фюрера к германскому народу и нота Министерства иностранных дел советскому правительству с приложениями
Воззвание Фюрера к германскому народу
Нота Министерства иностранных дел Германии советскому правительству с приложениями
Доклад Министерства иностранных дел Германии о пропаганде и политической агитации советского правительства
Доклад Верховного командования Германской армии германскому правительству о сосредоточении советских войск против Германии
Доклад министра внутренних дел Германии и рейхсфюрера и шефа германской полиции германскому правительству о диверсионной работе СССР, направленной против Германии и национал-социализма
IV. Нацистская агитационная литература о Советском Союзе
1. Диверге Вольфганг. Немецкие солдаты видят Советский Союз. Полевая почта с Востока
2. Поездка Альфреда Розенберга по Украине
3. Что скрывает советская власть от народа и что должен знать каждый
V. Белый пиар: нацистские агитационные материалы о Третьем Рейхе
1. Гитлер-освободитель
2. Адольф Гитлер и дети
3. Лей Р. Правда о Германии
4. Я видел национал-социалистическую Германию.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Почему эта книга называется «Чёрный пиар Адольфа Гитлера»? Ведь словосочетание «чёрный пиар» — термин последних лет. Не является ли это переносом нынешних реалий на события шестидесятилетней давности?
Нет. Название книги точно отражает суть представленных в ней документов. Под белым пиаром обычно подразумевают то, что политик рассказывает о себе сам. А чёрный пиар — то, что рассказывают о политике его оппоненты, конкуренты, противники и враги.
Особенностью тоталитарной пропаганды как раз и является её склонность к чёрному пиару. Понятно, что и демократические пропагандистские машины любят поведать о противнике что-то нелицеприятное, но основной упор они делают всё же на превознесении собственной стороны.
Гитлер и Сталин были политиками тоталитарного толка, находившимися в состоянии конфронтации или даже войны. Поэтому друг на друга они «сливали» потоки компромата. И если то, что рассказывала о гитлеризме сталинская пропагандистская машина в России известно довольно хорошо, то о том, что нацисты говорили о Советском Союзе, даже любознательный читатель имеет довольно смутное представление.
Определение «чёрный пиар» имеет и другое значение: наиболее оголтелая ложь, грязная клевета, безбожное враньё, бессовестная массированная промывка мозгов.
И под это определение содержание книги вполне подпадает: в сборнике представлено то, что нацисты рассказывали о коммунистах, о России и русских. Причём как самим русским, так и немцам, а в случае с манифестом от 22 июня 1941 года — и всему миру. Понятно, что откровенной клеветы на Россию здесь хватает, хотя некоторые фразы о «самой прогрессивной общественной системе» сущность этой системы отражают достаточно ярко.
Основная цель книги — введение в научный оборот заслуживающих внимания образчиков нацистской пропаганды.
В сборник помещены и несколько примеров «белого пиара»: материалов, в которых нацисты хвалят себя. Например, брошюра с умильным названием «Гитлер и дети».
Книга предназначена для историков, а также всех, интересующихся историей.
* * *
Автор выражает благодарность за помощь при подготовке этой книги историкам:
Калининой Юлии
Лемпияйнен Лидии
Хмельницкому Дмитрию
Штамму Александру
Отдельное спасибо подполковнику запаса ФСБ Евгению Ноженко, благодаря которому автор получил оплачиваемое время для работы над сборником.
© А. Гогун, 2004 г.