Это цитата сообщения
Екатерина_Евтух Оригинальное сообщениеРассказ о творческой жизни Надежды на лучшее.
Надежда_на_лучшее
Сегодня речь пойдет о молодой, красивой женщине, матери троих детей, которая, кроме всего прочего учится в Академии Искусств на режиссера театра. Правда уже интересно? Тогда давайте прочитаем сначала титульный лист, а потом и первую страницу, а потом еще одну… и еще одну (ну в общем вы меня поняли)…
Надежда на лучшее - очень трогательный ник… я бы даже сказала очень нужный на фоне нашей сегодняшней жизни… и прекрасное название дневника, от которого лично у меня рисуется картина алых парусов где-то за горизонтом и глаза ждущей Асоль «Время Надежды» … Часто ли для нас настает такое время? Открыть дневник в таким названием, как выпить чистой воды…
Дневник открывается стихами Тютчева:
"О сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой.
О, сколько, горестных минут
Любви и радости убитой!…"
Продолжается словами Чехова:
«В произведении должна
быть ясная, определенная мысль.
Вы должны знать, для чего пишете, иначе,
если пойдете по этой живописной дороге без определенной цели,
то вы заблудитесь и ваш талант погубит вас.»
(Цитата из «Чайки»).
Для меня, как для критика и как для читателя, важно, что автор, сразу задает себе, высокий стандарт работы. Это и откровенность, которую обещают нам строчки Тютчева, и четкая цель, которую ставит перед собой автор словами Чехова.
Сразу же нас встречает рассказ «Перчатка», пишу «сразу», потому, что будто сам Чехов благословил на его написание. Стиль очень простой, почти разговорный, но как все простое, он берет внимание сразу. Мысли героини, настолько непрерывно развиваются, что тут нет места, где отвлечься или остановиться, а где-то между строк, будто виднеется чеховский прищур, и вот, сталкиваемся мы, с разоблачающей все наши мысли развязкой, при этом даже ребенок поймет сверхзадачу – этого произведения, потому, что знает ее и автор. Вот чего хочется пожелать пишущим людям, знать ради чего они это делают, тогда и читатель, поймет все правильно.
« Перчатка.
Я потеряла перчатку. Зашла домой, сложила все покупки, привычно повесила сумку на дверную ручку. И смотрю – а перчатка-то у меня всего одна. Внутри что-то тупо сжалось. Не сказать, что потеря была дорогая, но последний раз, когда я потеряла перчатку, я развелась с первым мужем. Не знаю, почему такая глупая аналогия, но внутри ведь сжалось что-то… Перчатки должны быть в паре. Как бы между прочим сказала об этом мужу. «Ну и что, перчатка! Купим новые» Купим новые… Да что он понимает! Душа у него черствая, нечувствительная. А вдруг это знак? Что ж, опять разводиться? Да вроде, предпосылок нет. Нет, это я так думаю, что нет. А что вот он так равнодушен к моим проблемам? Нет, у нас явно нет душевного единства: я тут всю голову сломала, думаю, как нам жить дальше, а он «купим новые». Как у него все легко! Я его совсем не интересую. Это точно. Хмм… Как же это я раньше не замечала? У него, наверное, кто-то есть. Ну конечно, этим и объясняется его холодность. Вот тебе и развод! Дурацкая перчатка! Интересно, сколько времени он меня обманывает? А я ему верила… Перчатка! Вот я ее и потеряла… Ну нет, он не сможет меня бросить, у нас же дети! Или сможет… Ах, каков подлец! А так изображал из себя любовь. Каждый день на работу на машине возил, с работы… Точно! На машине! Вот! Он же каждый день на машине. Что сейчас на дорогах творится! Он же совсем себя не бережет. Вот, она – потерянная перчатка…
Я опять почувствовала эту тупую боль где-то внутри. Подошла к окну. Муж поехал ставить машину, а я стояла у окна и всматривалась в слякоть и серое небо. Погода будто бы подтверждала мои опасения. Серый пейзаж за окном уныло поддакивал «да, все плохо… лето прошло» Рванулся ветер и на стекло стали падать капли дождя, дополняя эту депрессивную картину. Дурацкая перчатка. Я стояла и думала, как жить дальше. Вдруг мой взгляд перешел на цветок, стоявший на подоконнике. Жалкий такой, кривенький. Только смотрю, а у него новые листочки внизу растут. А я-то думала, он уже безнадежен. Вот и на тебе! У меня тут жизнь рушится, на улице слякоть и дождь, холод, а он знай себе растет, листочки новые пускает. Вдруг на ум пришли знакомые строчки «…Боже, Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее…» Я тут решаю глобальные проблемы, а этот цветочек знай себе, растет. У него же нет перчаток, о нем Бог заботится. Бог…
Помнится, когда-то, 10 лет назад я стояла на краю пропасти, уже не способная собрать в кучу обломки своей жизни и кричала сквозь слезы: «Бог! Я больше не могу! Иисус, приди! Ты так нужен мне!» … И ведь пришел. Жизнь стала налаживаться, исчезла эта душащая боль, которая раньше просыпалась вместе со смой. И воскресные богослужения как образ новой жизни. Все вокруг меня перестало быть серым и скучным. Что ж сейчас я вижу эту серость за окном? И далась мне эта перчатка. Ведь предложили мне тогда хорошую работу, потом перевод в столицу, диплом… И если у меня сейчас все хорошо, значит, Бог мне больше не нужен? Чушь. А если я всегда могу обратиться за помощью к моему Богу, то причем здесь эта дурацкая перчатка? Что она мне сделает? Я тихо хихикнула над своей же глупостью.
Хлопнула входная дверь, пришел из гаража муж. «Смотри, - говорит – что я на сиденье машины нашел». И протягивает мне мою перчатку…»
Для читателя, может быть интересен этот дневник, еще и тем, что это путь начинающей актрисы и режиссера. И все в этом пути, начиная с первых шагов разворачивается на наших глазах. Написано об этом, так чисто, что автору веришь.
« Сели смотреть спектакль.... Я думаю, именно он вернул меня к жизни. Чудесная игра актеров, натуральные эмоции... Если отвлечься от самого сценария, который тоже, на мой взгляд, высокого уровня, меня заворожило то, как актеры жили на сцене. Как будто нет этого зрительного зала, а все они чувствуют и переживают на самом деле. И если надо кричать, то этот крик не выглядит сто раз отрепетированным, а как будто это рождается прямо сейчас, на сцене. Я поняла, насколько сильно я хочу поступить... Я так сильно этого хочу, что отказываюсь думать, что может быть по-другому. Сейчас мои мечты, мои жизненные события, мои стихи и рассказы на черновиках как бы выстраиваются в логическую цепочку. Кажется, сейчас я подошла к главной двери в моей жизни, и я должна войти туда. Только тогда все разочарования и жертвы обретут смысл. Только тогда я перестану с беспокойством бегать по коридору этой жизни, стучась в разные двери, выматываясь и уставая каждый день...»
Или вот еще отрывок, такой же откровенный, целостный, прочитав его хочется замереть, все представить, подышать воздухом той аллеи и представить себе чувства, этих двух людей… и действительно спросить себя, вслед за автором, а как мы вспоминаем, из-за чего приходят эти гости из прошлого, почему такие…
«Эпизод из далекого прошлого.
Мой бывший муж – человек, отличавшийся от меня мировоззрением и совершенно нелитературный. Более того, мои чувства всегда были для него непонятны. Я ему часто говорила: «Ты взял меня, как книжку с картинками. Пролистал, посмотрел картинки, а содержание не прочел». Так вот, однажды мы с ним поссорились, я ушла, а он ждал меня. И как потом он прозаично мне об этом рассказывал! «Ты ушла, а я пошел в ту аллею, где мы всегда гуляем… Сел на скамейку спиной к прохожим, потому что был злой и не хотел никого видеть. Я сел и стал прислушиваться к шагам. Когда я слышал стук женских каблуков, я настораживался, потому что думал, что это ты. С каждым разом надежда угасала и поднималась вновь, как только я опять слышал стук каблуков… Я ждал весь вечер… А потом я пошел и напился»(((((( Почему-то я вспомнила этом эпизод, прошло более 10 лет….»
Приятно здесь, еще и то, что мы начинаем понимать, что это разговор с настоящей женщиной, которой есть о чем рассказать. И страницы этого дневника, наполнены содержанием, взятым не просто с потолка, не легкомысленно написанным, это, то, что человек пережил, чем он делится с нами, причем, взвесив, обдумав то что это действительно необходимо показывать читателю, что бы дать нам возможность почувствовать… Но вот тут разу хочу обратить внимание на эти скобочки (((((( это совершенно лишнее в таком серьезном очерке, я и так пойму, что это нехорошо или грустно, мне как читателю, не нужно вот так подсказывать(((, это еще сошло бы в юмористической записи, здесь совершенно неуместно, более того, сбивает сверхзадачу,( а казалось бы мелочь), просто я, читая, ухожу все глубже, в чувства навиваемые этими строчками и вдруг все мои срезные, глубокие мысли и переживания, прерываются на эти скобки и вместо осмысления сверхзадачи, я себя спрашиваю: «Ой, что это? Откуда это взялось?». Такие тонкости, как несоответствие смайликов, картинок, скобочек, теме и стилю повествования, необходимо замечать, потому, что это способно разом убить восприятие.
В дневнике встречаются просто золотые вещи и с ними я спешу познакомить читателя. Запись, о который пойдет сейчас речь, подчеркивает еще раз и обращает нас к высоким стандартам которые задает автор, только это уже не заимствованные мысли, а собственные… и от того слово «надежда» наполняется для меня своим огромным смыслом, становится уже не просто словом родственным имени и не претензией на «фирменный стиль «От Надежды»… а видите ли, когда человек пишет такое не знаю… на работе или в маршрутке, или после работы – то надежда загорается внутри потому, что мы видим душу и мысли, русского человека… не такого русского человека которого нам навязывают СМИ и всякие пародии, а настоящего.
«Слова.
Вчера позвонила подруга и сказала "Умер Бровяков" (поясню - это бывший мой директор). И так просто, и так жутко прозвучали эти 2 слова. Не скажу, что я была очень привязана к нему, но я подумала, сколько человек сегодня услышали эти 2 простых слова и они изменили их настроение, здоровье, течение жизни. У скольких людей рухнули планы, надежды, исчезда улыбка на долгое время... А дельше - молчание, звенящая, пустая тишина... Сколько еще есть простых слов, тихих, сухих, как стук закрывшейся двери, которые в миг окрашивают мир в черно-белые тона.
Но я вспомнила, как несколько лет назад жарким летним вечером я рассылала знакомым и родным СМС-ку только с одним словом. И это одно слово вызывало массу разговоров, радости, суеты, приятных хлопот. Какое это было слово? - "РОДИЛА"
Не ищите мораль или заключение в моей заметке. Это так, мысли....»
Правда при всех моих похвалах, тут стоит сделать одно замечание: «Не ищите мораль или заключение в моей заметке. Это так, мысли» ВНИМАНИЕ – я сейчас хочу одну важную вещь сказать на примере этой ошибки, всем кто ведет дневники, не только Надежде. Итак, мы с Вами ведем дневники в Интернете, мы же не дураки и понимаем, что мы их пишем не только для себя, но и для читателя (только давайте тут опустим дискуссии по поводу «я пишу для себя мне не важно читают меня или нет») Простите, я в это не верю, потому что кому не нужно или не важно в основном ведут дневники в тетради, в ворде, или дневники закрыты для всех кроме хозяина. Если у дневника есть хоть один читатель – все это уже публичное «издание», если хотите… И вот тут начинается опасность. «Не ищите мораль или заключение в моей заметке. Это так, мысли» Что есть обращение к читателю? Каким оно должно быть и каким не должно, ну хотя бы примерно… Конечно нельзя предупреждать, читателя о том, что Ваши мысли не очень важные, не очень ценные… читатель, что больной? Он читает не важные и не интересные ему мысли, тратит время, некоторые получают их специально на почту. Может такое быть? Нет! Если человек читает Ваш дневник, значит, считает Вас интересным человеком и ему важны Ваши мысли, а когда Вы плохо или недооценивая свое значение о себе пишите, то оскорбляете этим читателя. Искать мораль, не искать мораль, что думать по поводу ваших записей, не давайте никогда никому таких консультаций – это еще ни одного автора не красило. Еще к этой теме хотелось бы добавить вот, что (хотя это не имеет прямого отношения к дневнику, о котором я пишу сейчас, но тоже встречается и близко к теме, о которой я заговорила, поэтому договорю до конца). Хотя мы ясно понимаем, что дневник читают, лучше в самих заметках не обращаться к читателю прямо (Кроме специальных записей, когда Вы, например, предупреждаете, что уезжаете и Вам просто нужно сообщить, потому что люди уже бывают привязаны к Вам и могут переживать если Вы внезапно на долго пропадете, ничего не сказав) я говорю о том, когда Вы в личном дневнике писали что-то от себя, рассказывали что-то и потом так вдруг: «А как вы думаете можно ли…?» Это сразу портит личную стилистику и в речи появляется фальшь, будто человек явно пишет на публику… этот стиль подходит для сообществ, в основном. Есть простой секрет, ну во-первых, прямо можно спросить в комментариях о чем угодно, а во-вторых, когда нужно спросить совет, к примеру, можно вместо «подскажите, как поступить» написать «я не знаю, как поступить». Поверьте, число советчиков не уменьшиться, а литературный стиль Вы сохраните и не будет этой фальшивой нотки «пишу в личный дневник, но пишу для читателей». И уж конечно тогда после прочтения умной, глубокой записи, впечатление не будет испорчено фразой вроде: «Не ищите мораль или заключение в моей заметке. Это так, мысли....»
А вот пример очень, хороший в контексте, того о чем мы только что говорили, кроме того, что заметка сама прекрасная, на мой взгляд.
«Просто.
Сейчас в столовой наблюдала такую картину. Стоит очередь деловых респектабельных людей в костюмах. Среди них грузчик, от которого по понятным причинам отстраняются. Выходит женщина посудомойщица с подносом бокалов. Обычный день, обычная работа - на лице нет никаких эмоций, тащит свой поднос. Все вежливо отходят, уступая ей дорогу. Грузчик встрепенулся, подскочил к ней: "Давайте я Вам помогу" Взял поднос, донес его до стола. Женщина пошла к рабочему месту с улыбкой на лице. Респектабельная очередь (и я там) заняла прежнее положение и никто ничего не понял. А у женщины поднялось настроение...»
Вот тут автор пишет: «и никто ничего не понял» - это как раз допустимо и от фразы усиливается подтекст этого маленького произведения. Потому, что когда Вы пишете о своем окружении и употребляете «Никто не знает», «Вам просто не понять» (если понятно в контексте кому вам), «А вы, надменные потомки» (Лермонтов. «Смерть поэта»). Словом, обращаясь к обществу, а не к читателю, Вы ничего не нарушаете, наоборот, умелое использование этого приема, усиливает смысл написанного.
Названия записей – еще одна благодатная тема для критика. «Просто»… Вот так просто написано, вот так просто помог, вот так просто никто в очереди не придал этому особого значения… и получается, что название выбрано очень точно, выражает суть, если у автора получается подбирать названия – это его очень огромный плюс.
Чем меня особенно радует этот дневник, так это наблюдательностью его хозяйки. Меня часто спрашивают: О чем писать, если ничего не происходит? Друзья мои, всегда все происходит… наблюдение, это то что делает творчество и жизнь человека яркими, а у вас от этого разовьется внимание, память и даже интуиция, если долго заниматься наблюдениями, то вскоре вам будет достаточно и 5минут, чтобы понять что за человек стоит перед вами.
Вот прекрасный пример наблюдений за детьми:
«Дети говорят.
Хочу здесь еще записывать за своими детьми, а то забуду. Света и Сережа 3 г. 9 м.
* * *
Лежу в ванной. Стучит в дверь Света:
- Мама, Сережа белую тарелку разбил!
Следом стучит Сережа:
- Мама, я в угол пошел!
* * *
Сережа пристает к старшей сестре:
- Настя, хочу быть большим как ты...
- Ой, Сережа, тебе еще 7 лет до этого...
- О! Мне семь лет???
* * *
Сегодня рассказала воспитательница в садике.
У детей спросили, кто им такие кофточки связал.
Света говорит:
- Мама.
Сережа говорит:
- А мне папа!
* * *
А еще мне дочка подарит свои джинсы, когда я стану маленькой....»
А вот рассказ, удивительный… Я его настолько люблю, что ничего не хочется говорить, я просто этим рассказом с вами делюсь, потому, что это маленький шедевр:
« Песочница
Каждый раз на трамвае езжу мимо района, в котором родилась и выросла. Каждый год беспощадно занимает престол времени и все меняется. Приходят в этот район новые люди как хозяева и бухтят, как все-таки здесь уныло… Но я вижу другое. Вот вывеска магазина на облезлой стене хрущевки. Но когда-то здесь висели большие буквы «ОВОЩИ-ФРУКТЫ» Потом эти буквы по одной отваливались, от них на желтой стене оставались следы. Но это было такое все родное… Здесь гуляла девочка Наденька в розовом ситцевом платье. Эта девочка была безмерно счастлива, она восхищалась жизнью, не знала, что квартирка маленькая, а дом облезлый. Не знала что бывает такое, когда нет денег, не заботилась, чем ее будут кормить и как это все сварится. Она радовалась, что можно валяться в траве и она уже умеет плести венок из одуванчиков. А еще она сама уже раскачивается на качелях и может висеть на турнике вниз головой. Разве не это счастье? Она не видит, что асфальт раздолбанный, а с окон облупилась краска. Её расстраивает, что спилили дерево перед окном. Эта девочка не планирует, не боится, не анализирует. Она уже научилась узнавать мамину букву М. Бабушка сказала, что здесь будут копать метро. Не знаю, что такое метро… Ну и ладно. Какой дует теплый ветер… Я лечу….
Я бы показала вам эту девочку. Она сидит в песочнице рядом с бассейном. Но бассейн давно высох, песочница сломалась, а девочку вы все равно не увидите, как ни старайтесь…. Её вижу только я….»
Еще один рассказ, который непременно стоит полностью привести здесь в цитату это «Круг».
«Круг
Трамвай с грохотом подошел к остановке и устало распахнул двери. Люди, измученные жарой, суетливой массой стали распределяться по вагону. Парень лет 25 по имени Антон протиснулся к свободному сиденью у окна и продолжил ход своих грустных мыслей. Он только что поругался со своей женой по глупой и житейской причине, по которой ссорятся большинство пар – деньги… Эти чертовы деньги, которых постоянно не хватает. Недавно родилась дочка, и расходы значительно увеличились. Конечно же, Катюшка не являлась проблемой! Это щекастое улыбающееся чудо в розовых пеленках вызывало какое-то большое и теплое чувство, которое перехватывало горло. Хотелось целовать, целовать эти крохотные ножки…. Но, как ни крути, Катюшка постоянно хотела есть, пеленки, ползунки, подгузники заполонили всю из без того маленькую квартирку, а денег все не хватало…. Кстати, квартира была съемная, и в этом Антон видел основную проблему. Плата за нее сжирает львиную долю зарплаты. Так, раскачиваясь в вагоне трамвая, размышлял молодой папа по дороге к родителям, куда ехал в очередной раз занять средств на существование. Антон разглядывал картинку, пробегающую за окном, и даже лето со своей зеленью, абсолютно безоблачным небом и густой жарой, которую, казалось, можно потрогать наощупь – даже оно не радовало его. Трамвай бежал мимо домов, и на одном из балконов Антон увидел мужчину, который в шортах стоял и разглядывал происходящую под ним жизнь. По сторонам от балкона колыхались березы, создавая кружевную тень и, Антон почувствовал, как зависть душит его. Трамвай прошел мимо, а он все еще размышлял, как счастлив, наверно, человек, имея свою квартиру вот с таким балконом, с такими березками. Антон представил этого мужика вечером, с чашкой кофе, сидящего в тени березок и любующегося на закат… Тоска сжалась в его груди, он резко встал и стал продвигаться к выходу.
Алексей Петрович, немолодой мужчина, стоял на балконе своей двухкомнатной квартиры и унылым безразличным взглядом смотрел сквозь красочную картинку лета. Солнце уже припекало, но березки рядом с балконом закрывали его от жары. Важно раскачиваясь, внизу прошел трамвай и тут же скрылся в листве. «Лёша….» - услышал он тихий оклик из комнаты. Он зашел в спальню. На кровати, среди множества подушек лежала его исхудавшая жена. Вот уже шесть лет, как она была парализована и врачи при посещении только лишь виновато покачивали головами… Алексей Петрович подошел к жене и взял ее за руку:
- Что-то хочешь?
- Включи мне телевизор, пожалуйста… не хочу спать. И подушку подними…
Он включил телевизор и снова сел возле жены. Одной рукой он держал ее худую, почти детскую ручонку, другой гладил ее по волосам. Шесть лет надежды и отчаяния прошли как сон. В шкафу давно уже лежали платья, колготки и туфли, купленные им для жены на случай ее выздоровления. Больше всего на свете он желал, нет, даже не желал, а нестерпимо жаждал только этого.
- Волосы у тебя запутались, - он медленно встал, - сейчас расческу принесу.
Татьяна смотрела в мелькающий экран телевизора и мечтала отделиться от своего тела, чтобы подняться, взлететь, выглянуть в окно… или… она посмотрела на экран. По ту сторону радостные человечки в купальниках и плавках плескались в море, с невероятным наслаждением растягивались на белом песке. Таня подумала о том, что она так ни разу и не побывала на море. Эта проклятая болезнь… Она посмотрела на девушку, сидящую в открытом кафе у моря и подумала, что вот уж кто действительно счастлив….
- Здесь свободно?
Марина вздрогнула от неожиданности и потеряла нить своих философских рассуждений.
- Да, присаживайтесь, - промямлила она. Она буквально ненавидела себя за свою замкнутость. Вот уже больше недели Марина отдыхает здесь, на побережье Турции, и все еще не познакомилась ни с одним человеком. А, вообще, стоит-ли? Она не желала слушать радостный щебет соседки в гостинице, ее раздражали услужливые вопросы администрации, а делиться своей депрессией с кем-либо Марине тоже не хотелось. К тому же, стыдно. Стыдно рассказать кому-то, что ее после двенадцати лет брака бросил муж. Семь лет она прожила с первым мужем, так и успев родить ребенка. Все считала себя слишком молодой, чтоб замотаться в пеленках… Со вторым и рада была бы, да не получалось. А тут уже и возраст стал о себе напоминать. В голове снова и снова, как кинопленка, прокручивался последний разговор с мужем. Он уходит. Уходит к другой. Она моложе Марины на 9 лет. Но не это главное… Она беременная. Отчаяние кололо Марину изнутри тысячью иголок. Она хотела разбить к чертовой бабушке это побережье, это кафе, снять, как картинку перед глазами и разорвать. И оказаться дома, рядом со своим мужем и быть счастливой.
Девушка, подсевшая к Марине за столик, поерзала на стуле, думая, как бы так начать разговор.
- Красивый дом, - кивнула она в сторону белого коттеджа, почти наполовину скрывшегося в пальмах.
- Да…, - безразлично согласилась Марина и опять подумала о муже. К коттеджу подъехала машина. Из машины вышел мужчина, затем открыл дверь жене, взял ребенка на руки, другого повел за ручку. Вся семья направилась к дверям. Жена одной рукой придерживала шляпку, другой – поправляла кудри старшему. Муж с улыбкой слушал лепет младшего… Марина заплакала.
Наступила ночь. Побережье слегка успокоилось, но большая часть отдыхающих все же не спала. Коттедж белел в лунном свете, а в его сторону направлялась темная личность с неясными очертаниями. Никто никогда не желает встречи с ней, поэтому она приходит без приглашения. Имя ей – смерть. Твердой походкой она подошла к воротам и достала песочные часы. С верхней части вниз падали последние песчинки, а на ободке часов было написано имя одного из обитателей коттеджа. Смерть неслышно прошла сквозь ворота….
В это время в одном из общежитий на кухне две сестренки-сироты 16-ти и 18-ти лет пили чай и мечтали о жизни.
- Столько в мире несчастных людей…., - сказала одна и посмотрела в чашку так, словно хотела увидеть там золотую рыбку, - что я даже не знаю, где я лучше смогу им помочь. Может, пойти работать в больницу? Или организовать столовые для голодающих? Может, устроиться в детский дом….
- Ну, что касается меня, то я точно решила, что стану ученым и найду лекарство от рака….
Девушка встала и подошла к окну.
- Смотри, какой закат чудесный! Сегодня в институте рассуждали на тему счастья. Что оно и откуда берется.
- Что ты сказала?
- Я сказала, что по-настоящему счастлив человек только тогда, когда он находится в согласии с Богом. Потому что счастье, зависящее от внешних обстоятельств – временное. Для такого счастья всегда что-то не хватает. А когда счастье внутри тебя – его никто не отнимет. Счастье – уметь радоваться и не стыдиться себя.
- О, тебе наверняка поставили «пятерку» за такое высказывание…
- Не знаю… меня это мало волнует. Я счастлива….»
Теперь пришло время мне Вас, Надежда, немного поругать… не хотелось бы мне этого делать, но этому есть причины… поэтому располагайтесь по удобнее… мне есть, что сказать Вам серьезного.
Есть у Вас произведения под следующими названиями (я не буду давать на на них ссылок, потому что пишу об этом специально для Вас): «Сочинила рассказик», «Бред на заданную тему», «Экзамен», «Новая жизнь» - эти рассказы не так проработаны, как скажем, те, что я привела здесь в цитаты… и за это мне хочется строго с Вас спросить, потому что Вы умеете писать очень хорошо… вот чего стоит хотя бы одна написанная Вами фраза, в которой переливается разными цветами Ваш дар: «Сегодня вышла с работы и влетела в жару. Её можно было руками потрогать – мягкая, горячая масса, сквозь которую люди шли каждый в своем направлении.» Не в этом образе жары – ничего случайного и непрочувствованного Вами лично. В этих же рассказах есть и небрежная речь, больше похожая на простую фабулу того, кто что сказал и кто что сделал… не прописаны процессы изменения героев, они будто меняются в одну секунду, ни чего при этом особого не думая (в процессе изменений, я имею ввиду) но меняются почему-то кардинально… Я совсем не хочу сказать, что от рассказов надо избавляться… Нет они имеют право на жизнь, более того, люди их прочитали, поняли, что само по себе очень ценно… но они выдают, то что они пришли и их буквально выплеснули на страницы дневника, не редактируя, просто приняв от вдохновения, как они есть. А так не должно быть. У меня есть правило, которым я руководствуюсь, когда пишу… меня может уже и не быть, но то, что я написала, останется и мне не должно быть стыдно, даже если обо мне будут судить только по моим записям… рекомендую взять этот принцип на вооружение. Итак произведения эти должны быть, но на них необходимо потратить время и отшлифовать.
Радует меня, то что за эту критику я принялась еще в том году… все читала перечитывала, носила ее в себе и вот прошло много времени, и все же в дневнике появились за это время новые настолько яркие зарисовки, кое-что можно привести здесь в рассказе о Вашем творчестве.
« А Хабенский и не знал.
"Смейся, Паяц, над разбитой любовью..." (с)
Началась история с того, что в Академии повесили объявление о том, что Константин Хабенский посетит театральный факультет с целью проведения мастер-класса.
По ряду причин я решила, что мастер-класс начнется в 11-00. В воскресенье я встала в 8 часов утра (а обычно предпочитаю поспать), помыла и уложила волосы, накрасилась (а обычно по выходным не крашусь), поцеловала своих домочадцев и помчалась через весь город в Академию (на улице было -20). В вышеуказанном объявлении значилось, что встреча перенесена на 14-30. Хорошо. Помчалась домой, поцеловала домочадцев. Муж был запряжен в приготовление обеда. Успела пообедать и постричь сына. Понеслась обратно в Академию. Когда подходила у Академии, поняла, что опаздываю, и побежала (а я не девочка, а тетка 32-х лет!). Прилетела и наткнулась на длиннющую очередь студентов, после чего нам заявили, что пропускают только очников, и здесь не концертный зал, чтобы пускать всех подряд, и закрыли перед нами (заочниками) дверь…
А там, за дверью призрачный Хабенский читал «Гамлета» и не знал, что сегодня к нему бежала какая-то женщина из Самары. Интересно, это и называется «бегать за мужчиной»? Если так, то я не за кем, кроме Хабенского не бегала… Думаю – бегал ли кто за ним так как я: два раза за день, по морозу, через весь город?»
Казалось бы, тут тоже все построено на перечислении, но впечатление другое, чем от рассказов, которые я ругала, потому что здесь оно уже как показатель темпо-ритма, как художественный прием и совсем нет ощущения, что что-то тут (давайте честно, из-за лени) неточно написано или упущено. Чувствуется Ваш почерк и стилистика.
Вот и настала, та минута когда, мной прочитан весь дневник и я закрываю его последнюю страницу. Кстати, на последней странице 2 сообщения, которые идут подряд иллюстрирует одна и та же фотография… Это конечно нехорошо смотрится, причем одно из них является объявлением, которое уже утратило свою актуальность его можно удалить, либо скрыть… ну или (если это все же важно) одну иллюстрацию поменять.
Дневник, безусловно, очень интересный, гармоничный и целостный… в нем все последовательно и каждая запись открывает нам что-то новое о жизни, творчестве и личности автора. Когда, я ищу хороший дневник, как правило, я жду подобного отношения к читателю и творчеству, как у Надежды. В нем Вы найдете и шутливые стихи, которые я здесь не приводила, но они достаточно интересны, чтобы ими заинтересоваться. Замечательные рецензии на спектакли, если вы интересуетесь мастерством актера, то они найдете в этих записях много интересного для себя, даже если не видели самого спектакля, не знаете игравших в нем актеров, они написаны настолько подробно, что нарисуют вам отличную картинку и раскроют некоторые грани зрительского восприятия спектакля. Очаровательные бытовые заметки, о цветах на даче, о снеге, о пейзажи за окном о личных переживания… это быт, который описан вкусно, хорошим языком и с чувством, поэтому ничего общего не имеет с «встал, умылся, оделся» - подобным записям я всегда придаю особое значение, ведь речь о дневнике. Рассказы о собственных выходах на сцену и о репетициях, а так же о жизни студентов театрального факультета. И конечно, проза Надежды, есть в ней и замечательный цикл «о жизни вещей», который никого не оставит равнодушным, потому что в нем столько фантазии и тепла, как в сказках, которые нам сочиняли близкие в детстве. Отдельный пункт – это наблюдения за незнакомыми и знакомыми людьми, очень тонкие, точные. Надо сказать, что наблюдения – это прекрасное упражнение, которое прекрасно развивает память, внимание, творческое начало, цепкость взгляда и слова, когда этим овладеваешь за дневниковыми заметками уже в карман не лезешь. Так, что, дорогие читатели, если вы не довольны пока еще своим творчеством очень рекомендую вам наблюдать и записывать, вы увидите, что пишите лучше и интереснее уже через месяц работы. Если вам давно хотелось почитать нового автора, то могу с уверенностью рекомендовать вам Надежду.
Теперь мне остается дать некоторые рекомендации самой Надежде, сказать напутственные слова и на этом закончится моя сегодняшняя встреча с Вами.
Надежда, возможно, Вы мастер юмористического и лирического рассказа от природы и для совершенствования Вашего искусства, Вам нужно еще больше наблюдать за окружающим Вас миром, советую почитать преуспевших в этом жанре известных писателей: Григория Горина, Дину Рубину, особенно Дину Рубину, то как просто она описывает героев и происходящее с ними родственно Вашему стилю письма, но у нее нет ни одного лишнего, случайного или непродуманного слова – все работает на сверхзадачу, у этого автора можно смело учиться. Если хотите постичь запутанную психологию человеческого восприятия мира, окружающих, происходящих событий, оценки собственных поступков. Рекомендую Флабера «Госпожа Бовари» - он был гениальным наблюдателем, настолько, что мог даже себе позволить поиграть с читателем в автора-бога, в вездесущего автора, для которого ни в ком из его героев нет тайны. Конечно вечный Чехов. И не давайте себе ни в чем спуску, у Вас такой характер, что этого Вам нельзя, Вы буксуете. Да, прекрасный дневник, да хорошие записи, этого Вам должно быть мало, мало и еще раз мало. Я очень надеюсь, что Вас разозлит, то что я привожу в цитаты и по прежнему считаю самыми лучшими записями, те что были в начале дневника. Просто тогда Вы были более амбициозны чем сейчас, тогда Вам нужно было занять здесь свое место и завоевать читателя. Сегодня необходимо воскресить в себе то настроение и то первое отношение к дневнику. Между нами говоря, оно всегда должно быть такое. Вдохновитесь моими хорошими словами в свой адрес, но оцените себя строже, чем это сделала я, не потому что строгость объективна, а потому что она Вам необходима, но не от других, а от себя самой. Своей хорошей критикой, я не просто рассказываю о Вас читателям сообщества, но и бросаю Вам вызов! Вам необходимо стремиться вперед, ни минуты не почивать на лаврах, а искать в себе новые горизонты и грани. Вы – это мир, который и Вы и мы не до конца изучили, но возможно дошли до той границы за которой пора вспахать почву. У Вас много работы впереди и я от души желаю Вам творческого настроя и счастья.
С любовью и уважением, Екатерина Евтух.
Сообщество
Это_другая_критика
[467x700]