• Авторизация


КОРОЛЬ ПОЭТОВ 13-02-2012 20:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Борис_Подберезин Оригинальное сообщение

[380x462]

Рижанин Борис Подберезин  давно исследует Серебряный век русской поэзии. Недавно подготовил к изданию книгу,  где представил "новую" Анну Ахматову - столь мало известную, непривычную, спорную, без позолоты и хрестоматийного глянца.

 А вот сейчас - "пульсации" нового образа. И новые тайны.

  .

ТАЙНЫ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА

Фантазия поэта иногда рисует красивую картину его будущих похорон. Случилось такое и с Игорем Северяниным. В молодости он романтично мечтал:
Меня положат в гроб фарфоровый
На ткань снежинок яблоновых,
И похоронят (...как Суворова...)
Меня, новейшего из новых.
Не повезут поэта лошади -
Век даст мотор для катафалка.
На гроб букеты вы положите:
Мимоза, лилия, фиалка.
Под искры музыки оркестровой,
Под вздох изнеженной малины -
Она, кого я так приветствовал,
Протрелит полонез Филины.
Всем будет весело и солнечно,
Осветит лица милосердье...
И светозарно, ореолочно
Согреет всех мое бессмертье!

Спустя 15 лет он добавил красок к этой картине:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Судьба жестоко подшутила над Королем поэтов. Какие розы?! Какие букеты?! Игорь Васильевич умер 20 декабря 1941 года в оккупированном фашистами Таллинне, и телегу с гробом на кладбище волокла малахольная кляча. Его должны были похоронить в фамильной ограде Запольских, но семья не разрешила – со своей последней Музой - Валерией Борисовной Запольской поэт жил в гражданском браке. Провожали Игоря Васильевича всего пять человек. «Свежие розы» появились спустя много лет двумя знаменитыми строками на памятнике…
Северянин оставил нам немало загадок, и главная из них – почему он писал такие стихи, за которые критики-современники награждали его ярлыками «пошляка», «парфюмерщика», «писаки на потребу»?
Согласиться с обвинением в полном отсутствии у Игоря Васильевича вкуса не никак могу – не может быть таким талантливый поэт.
Его эпоха – Серебряный век – был временем карнавальным, богема словно ходила в масках, все превращалось в игру и мистификации. Может быть причина в этом?
Северянин был человеком ироничным. А что, если своими стихами он просто высмеивал пошлый, мещанский дух многих салонов того времени? – этакий зашифрованный Саша Черный…
Есть еще и третья версия: может быть Игорь Васильевич кроме волшебного поэтического дара обладал и талантом предвидения – задолго до современного учения о маркетинге, брендах и их продвижении на рынке уже знал как добиться успеха?

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (20):
Поэты особая категория людей способных выразить эмоции ритмом(рифмой) слов.Или ритмы в них рождают эмоции?
А_Гусев 13-02-2012-21:02 удалить
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Поэты особая категория людей способных выразить эмоции ритмом(рифмой) слов.Или ритмы в них рождают эмоции?
И то, и другое, и третье.... Поэзия всегда непредсказуема и всегда - тайна, даже для её творца.
Ответ на комментарий А_Гусев # Полностью согласен,на себе немного испытал.
А_Гусев 13-02-2012-21:10 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 # Перейти к дневнику Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 16:56ссылка GluCherry Вообще в разговоре о смерти трудно взять правильный тон. У каждого из нас, пожалуй, страх смерти - один из самых больших, если даже не самый большой из наших жизненных страхов. И, видимо, оттого обычно две крайности – или люди избегают таких разговоров, или же впадают в ёрничество, в шутливый тон. Кстати, и приведенное выше стихотворение Северянина – скорее весёлое балагурство, нежели пророчество. Так, наверное, и следует к нему относиться. По крайней мере, здесь у меня язык не повернется обличать его в пошлости… Эпатаж – да, пожалуй… Самовлюбленность, может быть… Cамолюбование... Исходное сообщение Борис Подберезин Северянин оставил нам немало загадок, и главная из них – почему он писал такие стихи, за которые критики-современники награждали его ярлыками «пошляка», «парфюмерщика», «писаки на потребу»? Отгадка может быть самая простая. Ответ кроется в приставке к слову «критики» - «современники»!! В общем-то, обычное дело. Тут и настороженность – а кто это тут пришел в наш устоявшийся мир?… тут и проверка на прочность – как, поэт, крепко стоишь и держишь удар?... тут случается, увы, и банальная зависть… И еще такое обстоятельство… В 20-е годы Северянин держался вне политики (называл себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он писал памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты – оттуда тоже тянутся нити этих обидных ярлыков… Но! Современники ругают, а потомки – восхищаются! Мы же восхищаемся!!! Кстати, восхищались и современники, даже со ссылкой на ту же пресловутую пошлость. Георгий Иванов, например: "Хоть Северянин и пошляк, но сложно им не восхищаться". Что такое пошлость? По-моему, пошлость - это когда неба нет ни над головой, ни в душе... Что делать, чтобы не утонуть в пошлости жизни? Может быть, будет достаточно маленького искреннего необычного поступка, чего-то из ряда вон выходящего? Например, встать пораньше, чтобы увидеть рассвет и встретить солнце, собрать букет из осенних листьев, побегать босиком по траве, слепить снежную бабу, бросить все и прочитать книгу, которую уже давно собирался... Так именно это и показывает Северянин – смотри его стихотворение «На земле в красоте». Вроде бы ничего особенного… о дачке в деревне… о цветущей сирени… о хлебе в суме… Но так проникновенно написано, что для нас – урбанизированных и насквозь прострелянных волнами технического прогресса – это стихотворение как глоток свежего воздуха. После него, словно опамятовавшись, начинаешь озираться по сторонам в поисках такого мира, этой самой простой красоты… и начинаешь её замечать! После стихов Северянина не думается ни о пошлости, ни о его самовлюбленности, ни о… Ни о чем подобном думать не хочется! Хочется повторить его же строчки – как самое верное пророчество поэта о самом себе: Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! И что тут добавить! Подпишусь под каждым словом. …За упоминание о Саше Черном – отдельное спасиБо… Он тоже мною любим. Вот умел и он сказать спокойно и весело - о важном. Даже о смерти - в детском стихотворении. Помнишь – «Арапкина молитва»? ("И еще, если можно, пусти меня в рай вместе с Антошей - хоть в какой-нибудь старый сарай - Ты ведь хороший… "). Кстати, вот здесь написалось у меня как-то об этом… http://www.liveinternet.ru/users/gl...y/post82374347/ Игорь Северянин… Саша Черный… Серебряный век… Нахлынуло сегодня что-то… *хорошо, что нынче болею, никуда не бегу, можно вволю «оттянуться»!* И за это – тоже СпасиБо! Пиши почаще. Пожалуйста! РедактироватьУдалить
А_Гусев 13-02-2012-21:12 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 # ПИШЕШЬ СТИХИ, РАДОМИР?!
Ответ на комментарий А_Гусев # Нет,был период в пару лет когда мысли рифмовались,потом прошло.
А_Гусев 13-02-2012-21:23 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Нет,был период в пару лет когда мысли рифмовались,потом прошло. [/QUOTE Всё должно вернуться - ведь в душе ты - поэт!
А_Гусев 13-02-2012-21:23 удалить
Если сопоставить толпы, тьмы и тьмы обожателей Северянина с критиками, для которых он был "парфюмерщиком", сравнение окажется явно не в пользу критиков. Вот так же в своё время охаивал Белинский хорошего поэта Бенедиктова... Северянин, конечно же, ярчайший персонаж поэзии Серебряного века, и никаким критикам с ним не справиться. Мы любим его так же, как любим Вертинского. Хотя и к нему легко прицепить "антисеверянинские" эпитеты.
А_Гусев, Да я как то и не огорчаюсь,не лучшие те времена были.
А_Гусев 13-02-2012-23:16 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 #
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Да я как то и не огорчаюсь,не лучшие те времена были.
Тебе виднее...
А_Гусев 13-02-2012-23:28 удалить
Ответ на комментарий РАДОМИР_2006 #
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Да я как то и не огорчаюсь,не лучшие те времена были.
Тебе виднее...
А_Гусев 17-02-2012-18:11 удалить
Приятно и то, что наступают времена, когда кто-то пытается заново открыть Игоря Северянина, так мало сегодня известного и читаемого, особенно молодёжью. Мы видим сейчас: Игорь Северянин достоин быть прочитьанным заново, достин занять своё место на наших книжных полках, перестав красоваться среди "парфюмеров" и тем более, пошляков. Пренебрежительное отношение к Северянину, унаследованное от именитых критиков, должно уступить место ВСЕЙ ПРАВДЕ о нём. Северянин ждёт своих новых исследователей!
А_Гусев 17-02-2012-18:18 удалить
БОРИС ПОДБЕРЕЗИН - GLUCHERRY Спасибо за интересный и умный комментарий! Я люблю стихи Северянина и высоко ценю его талант. Мнение Г. Иванова ("Хоть Северянин и пошляк, но сложно им не восхищаться") не разделяю. Пошляк - тот, кто пишет пошлости, не отдавая себе в этом отчета, принимает пошлость за высокое искусство. На мой взгляд пошлостей в стихах Северянина безмерно, но он впускает их в свои строки осознанно. Поэтому - не пошляк. Больше всего меня и занимает: ПОЧЕМУ он так делал?
А_Гусев 17-02-2012-18:21 удалить
GLUCHERRY ******************* Исходное сообщение Борис_Подберезин Больше всего меня и занимает: ПОЧЕМУ он так делал? Ответ на этот вопрос - по-моему, весьма убедительный - можно найти у В.Ходасевича в статье "Игорь Северянин и футуризм" (1914г.). Владислав Фелицианович Ходасевич - русский поэт и критик. Чаще всего к Ходасевичу применяли эпитет «желчный». «Я считаюсь злым критиком, - говорил Ходасевич. - А вот недавно произвёл я „подсчёт совести“, как перед исповедью… Да, многих бранил. Но из тех, кого бранил, ни из одного ничего не вышло». В своей статье В.Ходасевич отнюдь не бранит Северянина. Да, он показывает корни «пошловатых "изысков" современности» в его поэзии. Но он словно пытается объяснить и оправдать Северянина. Однозначно – поддерживает его. Вот, у В. Ходасевича как раз об этом *прошу прощения за длинную цитату*: "…И было бы несправедливо к Игорю Северянину, ибо означало бы непонимание его поэзии, не признать, что многое в ней от дурной современности, в которой культура олицетворена в машине, добродетель заменена филистерским приличием, а простота — фешенебельностью. Пошловатая элегантность врывается в его поэзию, как шум улицы в раскрытое окно.(выделено мною) Как хорошо в буфете пить крем-де-мандарин! — восклицает поэт в то время, как "тоскующая, нарумяненная Нелли" предается в своем будуаре такой мечте: О, когда бы на "Блерио" поместилась кушетка! А сам поэт советует другой, должно быть, точно такой же даме: Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым, И садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом. И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым. Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым... Автомобили, ландолеты, лимузины, ликеры, кокотки, цилиндры, куртизанки, шоферы и грумы,— в напеве чуть-чуть опереточном несется перед нами "фешенебельный", "элегантный" и "деликатный" хоровод современности. И уже нам самим начинает нравиться эта легкая и, как кузов автомобиля, лакированная жизнь. Что в самом деле? Шелестят колеса автомобиля, прыгает гравий, плывут сосны, плывет небо, уже все плывет перед нашими глазами, и мы уже не очень разбираемся, где мы и что мы, где верх, где низ, мы "теряем все свои концы и начала": О, бездна тайны! О, тайна бездны! Забвенье глуби... Гамак волны... Как мы подземны! Как мы надзвездны! Как мы бездонны! Как мы полны! На самом-то деле мы не очень надзвездны, не бездонны, а просто нас укачал автомобиль и только кружится голова. И в эту самую минуту, когда фешенебельное становится прекрасным, а элегантное — высоким сам Игорь Северянин вдруг останавливает наш комфортабельный лимузин и с брезгливым лицом объявляет: "Гнила культура, как рокфор". Мне нравятся стихи Игоря Северянина. И именно потому я открыто признаю недостатки его поэзии: поэту есть чем с избытком искупить их. Пусть порой не знает он чувства меры, пусть в его стихах встречаются ужаснейшие безвкусицы,— все это покрывается неизменной и своеобразной музыкальностью, меткой образностью речи и всем тем, что делает Северянина непохожим ни на одного из современных поэтов, кроме его подражателей. Нужно только желать, чтобы как можно скорее перестали пленять его пошловатые "изыски" современности и чтобы он глубже всмотрелся в то, чем действительно ценны и многозначительны наши дни. Ведь аэропланы и автомобили — такие же внешние, несущественные признаки нашего века, как фижмы и парики — века XVIII. Ведь только для глуповатых денди да в глазах тех, кто делает картинки для конфектных коробок, XVIII век есть век париков и фижм. Для поэтов он — век революции. И еще нужно желать, чтобы Игорь Северянин сознал, что никакая истинная культура, как нечто живое и живущее, гнилой быть не может. Гнилая культура - не культура вовсе. Пусть же Игорь Северянин делает свое дело, я - свое, а еще кто-нибудь третий — свое. А вот когда мы умрем — пусть историки скажут, сделали мы что-нибудь или не сделали ничего. В этом — <…> наша любовь к поэзии. Ибо поэтом может быть только тот, кто любит поэзию больше, чем самого себя.» Вот здесь можно посмотреть всю статью целиком - http://severyanin.narod.ru/Book/hodas-fut.htm. Кстати, рекомендую – это очень неплохой сайт, посвященный Игорю Северенину (там же есть кое-что еще и о других поэтах Серебряного века).
А_Гусев 17-02-2012-18:28 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев БОРИС ПОДБЕРЕЗИН ******************************* С Ходасевичем, мне кажется, не все так просто. Да, в 1913 году он хвалил "Громокипящий кубок". Но уже уже через два года откликнулся на новые сборники Северянина - "Ананасы в шампанском" и "Victoria Regia" статьей с красноречивым названием "Обманутые надежды". Новые книги он оценил весьма критически, и вынес такой приговор: "Северянин не оправдал надежд, на него возлагавшихся. Больше того: последние стихи его много слабее «Громокипящего кубка», и не судьба виновата в этом, а сам поэт. К своему таланту он был безжалостен. Талант — чудо, божественный и несправедливый дар. Может быть, чудо спасет поэта? Может быть, но для этого Северянин должен пристальнее всмотреться в поэтическую свою судьбу, забыть про успехи эстрады, жить и работать серьезно. Боимся, однако, что этого он не сделает". Всю статью можно прочитать на том же северянинском сайте: http://www.poet-severyanin.ru/libra...y-payats78.html **************************
GluCherry 18-02-2012-00:34 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев Всю статью можно прочитать на том же северянинском сайте: http://www.poet-severyanin.ru/libra...y-payats78.html **************************
Ссылка не работает...
Ks_Firuze 19-02-2012-14:43 удалить
Мне сложно судить судить о творчестве Северянина, поскольку практически с ним не знакома. Но попробую дать свое объяснение тому, почему он не был понят. Неприкрытая честность и несоответствие духу времени – вот, по-моему, две главные причины, по которым Северянин не был принят современниками. Общество всегда страшится правды, свободомыслия и будущего… Сколько есть примеров того, что не будучи понятыми современниками, великие люди обретали заслуженное признание через пару сотен лет. Такие люди – творцы послезавтрашнего дня, того дня, когда люди более открыты и не предубеждены, чем раньше. Поэтому мне кажется, что И. Северянин имеет все шансы получить свое признание уже сегодня.
А_Гусев 19-02-2012-20:26 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Исходное сообщение Ks_Firuze Мне сложно судить судить о творчестве Северянина, поскольку практически с ним не знакома. Но попробую дать свое объяснение тому, почему он не был понят. Неприкрытая честность и несоответствие духу времени – вот, по-моему, две главные причины, по которым Северянин не был принят современниками. Общество всегда страшится правды, свободомыслия и будущего… Сколько есть примеров того, что не будучи понятыми современниками, великие люди обретали заслуженное признание через пару сотен лет. Такие люди – творцы послезавтрашнего дня, того дня, когда люди более открыты и не предубеждены, чем раньше. Поэтому мне кажется, что И. Северянин имеет все шансы получить свое признание уже сегодня. ****************** ... С ним немного сложнее. Ведь в своё время он был не просо понят, но и сказочно популярен, обожаем, почитаем... Я думаю, всё упирается в то, что считать пшлостью в поэзии, а что не считать. Где та грань, когда филигранность, изощрённость, изящество стиля переходит в манерность и нарочитость. Наверное, каждое поколение читателей подходит со своей меркой, своими критериями, со своим меняющимся отношением к прекрасному. Большое вам спасибо!
А_Гусев 22-02-2012-14:39 удалить
Навряд ли "зашифрованный Саша Чёрный" и уж совсем нравряд ли "пиарщик".. .Почему бы не принять самую банальную версию - просто талантливый своеобразный, несколько манерный поэт Серебряного века...
А_Гусев 24-02-2012-16:19 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев Навряд ли "зашифрованный Саша Чёрный" и уж совсем нравряд ли "пиарщик".. .Почему бы не принять самую банальную версию - просто талантливый своеобразный, несколько манерный поэт Серебряного века...


Комментарии (20): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КОРОЛЬ ПОЭТОВ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»