… ПОВСТРЕЧАЙТЕСЬ ЗАНОВО!
Собакевич- медведеподобный грубиян, фантастический обжора, гонитель просвещения, кулак, реакционер...
Кто учился в средней школе, прочно это усвоил. Как и то, что Катерина – "луч света в тёмном царстве", а Онегин – "страдающий эгоист".
Но вот взять и попытаться понять, что же подметил в том же Собакевиче сам Гоголь, а не научившийся читать без подсказки учебника учитель-словесник.И вскоре станет ясно. Собакевич «школьный», такой привычный, и Собакевич гоголевский – похожи друг на друга мало - только внешне.
Разглядывая этого «средней величины медведя», мы постепенно перестаём удивляться и поражаться утверждению Владимира Набокова : Собакевич самый лирический персонаж «Мёртвых душ».
А заметить это проницательному читателю не столь уж трудно.
Осмотревшись в жилище этого «медведя», мы увидим не только грандиозный стул, вопиющий – «я тоже Собакевич», но и гравюры греческих полководцев, и участников Освободительной войны за национальную независимость 1821 – 1829 года, и воительницу- богатыршу Бобелину, которая всё своё состояние отдала повстанцам и, сражаясь против турок, была убита в бою.
Увидим загадочно миниатюрное изображение Багратиона, тощего, худенького, с маленькими знамёнами и пушкам внизу. Для чего он Собакевичу в таком жалком виде? Презирает? Не жалует? Или вовсе напротив…
Здесь и Набоков озадачен. А не скрывается ли в могучей груди Собакевича «тощий, худенький поэт»? Он имеет в виду Байрона, который, как известно, был во времена греческого восстания в Миссолонги.
В ту пору, замечает Набоков, «ничто не отзывалось с такой силой в сердцах поэтически настроенных русских, как миссия Байрона...
Лирическое начало можно обнаружить даже в топорном портрете Собакевича..
Лицо – круглое, широкое, как молдаванская тыква....
И здесь тонкий намёк Гоголя. Тыква- ведь не обычная! Музыка в ней рождается, поэзия. Такие тыквы, поясняет Гоголь, называются горлянками, из которых делают на Руси балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня, мигача, щёголя и подмигивающего и посвистывающего на белогрудых и белошейных девиц, собравшихся послушать его тихострунное треньканье.
Да, немало загадок в этом «тыквоголовом» романтическом Собакевиче,
Немало их и в других «школьных» персонажах, с которых давно уже следует сорвать привычные «ярлыки» и сказать- повстречайтесь с ним заново, и вы убедитесь, что встреча эта произошла впервые в вашей жизни.
Исходное сообщение Жанна_ЛяхСпасибо!![]()
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Отражения...их множество,от взгляда в зеркала.А зеркала никогда не врут? А теперь конкретнее: ты любишь перечитывать книги? Одни и те же.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006Ты, наверное, догадался, почему я спросил о любимых книгах и не очень любимых. Мне интересно, приходилось ли тебе, перечитывая, открывать в привычном, знакомом персонаже нечто совершенно новое, никогда ранее не замечаемое. Как бы - встречаешься с другим человеком... А со зрением, между прочим, у меня та же беда...
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 ...Вот и я об этом. Вся моя "шкльная" литература сейчас стала другой. Тот же Собакевич. Ведь раньше передо мной являлся довольно противный тип, угрюмый и всех ненавидящий. А теперь, только теперь, я заметил в нём лирические черты, почувствовал романтика. И так - со многими привычными персонажами, "старыми знакомыми". "Достоевский" с Евгением Мироновым - потрясающий фильм. Я, кстати, тоже многое перечитал, особенно "Дневник писателя". "Записки из подполья".
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Да,выбор за читателем,но подготовка этого выбора часто осуществляется окружением.Зависимы мы в этом мире...Мы зависимы не просто от окружения, но и от его интеллектуально-эстетического потенциала. Именно этот потенциал формирует выбор. Влияет на вкус, на восприятие художественных и прочих ценностей.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Ну в первую очередь личностный потенциал,а нужное окружение само подберётся,оно конечно важно и его недостача очень болезненна.Да, я и это имел в виду. А также то, что личностный потенциал формируется и окружением, и образованием, и убеждениями, и жизненными целями, и адекватной самооценкой.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Я считаю что личностный потенциал закладывается высшими силами и уж потом формируется окружением.Закладывается на генетическом уровне. О таланте или гении мы часто говорим - это от Бога. Действительно, есть вещи, которые нельзя привить ни воспитанием, ни образованием - если не дано свыше.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 На генетическом слишком просто,гены уже разложили по полочкам,а вот откуда появляется желание учиться или не учиться.Быть смирненьким или бунтарём,посредственностью или гением.Это по полочкам ещё не разложили.Всё это, хоть гены и разложили по полочкам, как ты говоришь, - может передаваться по наследству, и не только по прямой линии, но и от самых дальних предков. Конечно же, под влиянием среды, друзей, хороших педагогов - тоже - это несомненно. Речь идёт о формировании стремлений, увлечений, интересов - разве окружающий мир, твоё близкое окружение не влияет на это?
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Если что то человеку не интересно,как может он этим увлечься.Если окружение его не интересует,останется ли он в нём?Ну только в том случае если степень самостоятельности у него стремится к нулю.Поэтому он и увлекается тем, что ему ИНТЕРЕСНО! И зачем ему ненужное окружение - он ищет НУЖНОЕ! А из ненужного уходит. Это и есть высокая степень самостоятельности и свободы выбора.