Несмотря на то, что мне по-прежнему в основном не до писательства сейчас, об "Игре в имитацию" с Беней в главной роли все же хотелось написать уже несколько дней - с тех пор, как посмотрела фильму. Его выложили в экранном рипе, или как там это правильно называется, на торренты с английскими сабами. Без перевода, естественно, но мне уж больно хотелось, поэтому русских сабов я дожидаться не стала. Короче, не суть: моих знаний инглиша хватило для того, чтобы уловить и понять основное. Ну да, может, иногда стопить кадр приходилось, чтобы прочесть все, чего они там болтали, но этим просмотр у компа и хорош.

Зачем хотелось написать. Дело в том, что "Игра в имитацию" была одним из самых ожидаемых мною фильмов. Причем, чтобы вы понимали, я его ожидала знаете с какого времени? С 2011 года. Потому что именно тогда в прессу попала первая информация о том, что написали сценарий байопика об Алане Тьюринге, и играть его собирался ДиКаприо. Эта идея мне, кстати, категорически не нравилась - и вовсе не потому, что я как-то не так отношусь к Лео. Но по многим другим причинам. Во-первых, приблизительно в те же времена он снимался в роли Эдгара Гувера в байопике о нем (и я этот фильм так и не смогла досмотреть до конца, потому что не вынесла душа поэта, хотя личность Гувера меня интересует). Во-вторых, даже при том, что Лео немного похож на Тьюринга фейсом - по крайней мере, больше, чем Камбербэтч - и при удачном гриме мог бы вписаться в образ внешне, "внутренне" он у меня не вязался с ним вообще никак. Так что чувства разные обуревали. С одной стороны, хотелось фильм, с другой - не хотелось Ди Каприо. Тем более, что все трындели, что там такой сценарий, такой сценарий! Писали, что он якобы попал в черный список нереализованных сценариев, которые сами по себе прекрасны, но которые киностудии так и не взялись снимать. Этот черный список публикуется в Голливуде каждый декабрь, голосуют за сценарии в основном представители студий, и включаются в него те сценарии, которыми компании интересуются, но по разным причинам в производство не запускают.
Вот так было и с "Игрой в имитацию". ДиКаприо в конечном итоге отказался (слава яйцам!), а без такой звезды фильм решили не делать. Потому что, дескать, "нет на свете худшей идеи, чем снимать фильм об Алане Тьюринге".В общем, года два этот сценарий, написанный по книге "Алан Тьюринг: Энигма" где-то болтался и пылился на полках, пока не появилось сообщение, что Камбербэтч готов взяться за главную роль. Вот тут ваша покорная слуга завизжала мысленно от счастья и совершила забег по вертикали (тоже мысленно и тоже от счастья), потому что, с моей точки зрения, эта кандидатура была идеальной. И хрен с ней, с внешностью! Роль Тьюринга должен был играть англичанин, причем, такой, который долгое время проявлял себя в амплуа рефлексирующих интеллектуалов (C)
still_raining. Ибо Тьюринг был именно из этой породы. 
Теперь лирическое отступление. Ясен пень, что об Алане Тьюринге я неплохо знала и немало всего понаписывала еще до фильма, а история его жизни всегда являлась для меня примером совершенно вопиющей гомофобной несправедливости. Мало того, что Тьюринг - человек того же порядка, что Ньютон, или Эйнштейн, или Ломоносов, без преувеличения. Так благодаря его гению еще и Вторая мировая война завершилась на два года раньше, чем могла бы, потому что силой своего разума - и в прямом, и переносном смысле - он взломал код немецкой шифровальной машины "Энигма". Который считался неломаемым в принципе.
О том, что Тьюринг, по сути, является изобретателем компьютера, я не забыла упомянуть? И чем ему за это отплатили? Судом по делу о "грубой непристойности" (так в те времена именовалась статья "за гомосексуализм" в Великобритании) и предложенным на выбор наказанием: либо два года тюрьмы, либо химическая кастрация (цикл приема эстрогеносодержащих гормональных препаратов, феминизирующих тело и убивающих либидо - считалось, что так можно избавиться "от порочного влечения", типа, нет либидо - нет и влечения, вообще никакого и ни к кому, следовательно, порока тоже нет). Тьюринг выбрал второе и через полгода покончил с собой, съев начиненное цианидом яблоко.
Считается, что надкушенное яблоко как символ Apple покойный Стив Джобс придумал в его честь. Правда, официального подтверждения этой версии я до сих пор не встречала, но охотно верю. В общем, для меня Тьюринг всегда стоял немного особняком, я внимательно следила за всеми теми баталиями, которые разгорались в Великобритании в связи с его личностью в последние годы и сама подписывала адресованную королеве и правительству петицию с требованием принести Тьюрингу посмертные извинения, снять с него судимость (опять же, посмертно) и присвоить ему титул сэра. Первые два требования уже выполнены, сравнительно недавно. Выполнение третьего условия для меня не обязательно - это просто церемониал, а вот хотя бы после смерти человека очистить его имя было необходимо.

Поскольку я кое-что прочитала о Тьюринге, я имела представление о том, что он был... человеком со странностями. Наверное, как и все гении. У него был специфический смех, по весне он ездил на велосипеде в противогазе, потому что в период цветения у него случалась аллергия, и он считал, что подобным образом от нее можно защититься. Другого вида транспорта Тьюринг в основном не признавал, а за появление в подобном виде его неоднократно задерживала полиция. Еще он очень любил бегать "в припрыжку" и порой именно таким макаром добирался до работы. Между прочим, несмотря на общую "ботанистость", Тьюринг был отличным спортсменом и в Кембридже занимался марафонским бегом, греблей и парусным спортом, демонстрируя высокие результаты. Говорят, даже мог войти в состав олимпийкой сборной, но не сложилось, потому что он получил травму. В общем, как уже говорилось, Тьюринг был со странностями. Но как именно выглядели эти странности - сейчас кто-то вряд ли сможет сказать.
И Беня играет человека со странностями - по всей вероятности, он изображает Тьюринга таким, каким его себе представляет. Я затрудняюсь сказать, насколько это представление совпадает с моим, возможно, не во всем, но меня в конечном итоге сыгранный Беней образ более чем устроил. Знаете, сравнение, возможно, кому-то покажется нелепым, но у Камбербетча получился в каком-то смысле Шелдон Купер. Только без всех этих комедийных передергиваний, гипетрофированностей, преувеличений и прочего, что положено ситкомовскому персонажу. Поэтому он абсолютно не смешной. И очень живой и естественный - насколько естественным с точки зрения обычных людей может быть математический гений не от мира сего.
Что касаемо сценария, то я так и не поняла, почему все верещали о том, что он экстраординарен. Ничего экстраординарного я в нем для себя не обнаружила. Он хорош, несомненно. Это крепкий такой сценарий, к которому сложно придраться, но не сверхъестественный. Режиссерская работа тоже вполне себе хороша, но не крышесносна. А вообще, у меня при присмотре "Игры в имитацию" сложилось четкое впечатление, что это - фильм одного актера. Насколько в нем по сравнению с Беней второстепенны все остальные. Вот правда. Я, наверное, навскидку не припомню ничего другого, что производило бы на меня такое же впечатление. Все прочие актеры и персонажи там нужны исключительно для того, чтобы создавать антураж и моделировать некие ситуации для главного героя, который затмил их всех.
Кира Найтли изоборажает в фильме женщину по имени Джоан Кларк. Она работала в Блэтчли парке, британском секретном шифровальном центре, вместе с Тьюрингом и несколькими другими людьми над взломом кода "Энигмы". Кларк была хороши другом Тьюринга, и однажды он сделал ей предложение, однако помолвка рассыпалась после того, как жених признался невесте в гомосексуальности. В биографии Алана сказано, что Джоан отнеслась к этому известию достаточно спокойно, и на их приятельские отношения случившееся не повлияло. В фильме момент, когда Тьюринг делает Кларк предложение, обыгран очень интересно. Честное слово, я понятия не имею, так ли оно было на самом деле, но если и нет - подобный сюжет стоило бы придумать. Вполне допускаю, что это была та самая "художественная выдумка", которая так или иначе присутствует даже в байопиках, но она очень хороша. Одна из лучших сцен фильма.
Кира Найтли играет Киру Найтли - признаться, ничего особенного. Но поскольку уже неоднократно было выяснено, что Кире идут наряды прежних эпох, в данном случае - 40-х годов - она очень мило смотрится в соответствующей поры кофточках и шляпках. Так что Кира на меня особого впечатления своей игрой не произвела, но вот личность Джоан Кларк очень заинтересовала. Потому что если все, что о ней показывают в фильме, правда, - а авторы картины утверждали, что да, так оно и было - то она - редкая женщина. Из числа тех обладательниц блестящих умов в области считающихся "неженскими" точных наук, которые сумели найти своим умам применение, а не утрамбовать все это, став домохозяйкой и пойдя на поводу у родителей в ответ на требования "пора замуж" и заявления "неженское это дело". Естественно, у меня возникают ассоциации с Софьей Ковалевской. Кларк - не Ковалевская, но в одном ряду с ней - несомненно. Пожалуй, я поищу о ней информацию.

Что меня совсем чуть-чуть разочаровало (чуточку-пречуточку) - так это последняя сцена фильма, в которой Джоан спустя годы после окончания войны приезжает навестить Алана, уже осужденного за "грубую непристойность" (не помню, в каком году была декриминализирована гомосексуальность в Англии, кажется, в 1967-м). Тут они таки скатились в мелодраму. Не критично, но меня немножко поднапрягло. К тому моменту Тьюринг уже сидит на гормонах. По сути дела, процесс "химической кастрации" во многом аналогичен курсу гормонотерапии, который проходят трансгендерные люди, меняющие пол с мужского на женский. Поскольку я интересовалась этой темой, то знаю, что на многих из них эстрагеносодержащие препараты оказывают в процессе приема побочные эффекты в виде закупорки сосудов на ногах (реакция мужского организма на ударную дозу женских гормонов). Я просто обратила внимание, что Беня, играя Алана того периода, передвигается по комнате, внезапно хромая. Подозреваю, что этим намеревались подчеркнуть тогдашнее физическое состояние Тьюринга.
Отдельной сюжетной линией в фильме проходят флэшбеки - воспоминания главного героя о школьных годах. Очень хороший мальчик играет маленького Беню Алана. Флэшбеки не только добавляют фильму разнообразия, но и важны в контексте всего сюжета.
Ну и последнее. Когда фильм вышел в прокат, я, естественно, прочла много всяких обзорных статей и рецензий. В некоторых из них я натыкалась на гнев праведный по поводу того, что кое-какие факты исказили, а отдельные авторы (причем, вовсе не с ЛГБТ-шных ресурсов) сильно возмущались тем, что ленте не подчеркнули гомосексуальность Тьюринга. Мол, он за это в конечном итоге жизни лишился, будучи спасителем наций, героем войны и отцом кибернетики, так что надо было пропедалировать, чтобы все оценили масштабы несправедливости.
Так что я скажу. Ничего там не надо было педалировать. Потому что - и тут я на все 1000 процентов согласна с авторами и самим Бенедиктом - это фильм о работе над взломом кода "Энгигмы". Именно об этом в нем рассказывается. А факт гомосексуальности Тьюринга упоминается не единожды, равно как и то, что из-за нее он попал под следствие, был судим и приговорен к "химической кастрации". Один из авторов статей возмущался, дескать, в сценарии изначально была довольно интимная сцена, где Тьюринг в спальне с каким-то парнем раздевают друг друга, разбрасывая шмотки, а ее взяли и вырезали. Какое горе! Честное слово, я и без этой сцены спокойно проживу. Опять-таки, цитируя (приближенно к тексту) Беню, мне не нужно демонстрировать двух голых мужиков, слившихся в поцелуе, для того, чтобы понять суть проблемы.
А для тех, кто не понял, в конце фильма, перед титрами, на экране специально пишут, что благодаря Алану Тьюрингу, взломавшему код "Энигмы", Вторая мировая завершилась на два года раньше, и тем самым было спасено 14 миллионов жизней. Что его изобретение под названием "Машина Тьюринга" (абстрактная вычислительная машина для формализации алгоритма) стала прообразом того, что сегодня мы называем компьютером. И что помилования от королевы он "дождался" лишь в прошлом году - в отличие от тысяч других мужчин, осужденных по той же статье, но не столь великих, с которых судимость до сих пор так и не снята.
Вряд ли, конечно, все это подействует на многочисленных личностей, которые так любят строчить на своих компьютерах гомофобные гнусности в сети.

Золотой глобус ни Бене, ни фильму в целом в конечном итоге не достался, но я очень рассчитываю на оскаровскую номинацию. Или несколько номинаций. Мое скромное и совершенно непрофессиональное мнение заключается в том, что Оскара за этот, несомненно, хороший фильм достоин один только Камбербэтч.
https://alexspade.livejournal.com/282366.html