[394x531]
Задолго до этих событий, приблизительно в 1520 году, великий венецианец Тициан написал "Портрет юноши с перчаткой" в сияющей белизной батистовой рубашке, которая в те времена была бесспорным предметом роскоши: в течение двух веков батистовые рубашки были доступны в Европе очень узкому кругу людей.
Вскоре после написания портрета в Риме вышла книга знаменитого писателя Бальтасаре Кастильоне "Царедворец", на сто лет вперед определившая понятия высокого вкуса, элегантности, чувства меры, достоинства в одежде и поведении. Белой батистовой рубашке была уготована почти вечная жизнь.
В эпоху рококо дамы надевали платье прямо на корсет, под которым была тонкая батистовая рубашка. Количество рубашек в гардеробе показывало уровень благосостояния их владельца. До начала XIX века различий между мужской и женской рубашками не было.
Из-под пятницы...
[392x536]
Прежде чем мы расскажем о корсете, в который утягивались в Европе в течение пятисот (!) лет, следует упомянуть о нижних юбках.
Их шили из полотна, плотного или потоньше, а капризная мода то сажала их на металлический обруч (Испания. XVII век), то начинала головокружительную игру с мельканием множества нижних юбок из-под платья (XVIII век), где главная юбка шилась из шелка и украшалась кружевом. Игривое приподнимание подола платья с целью продемонстрировать роскошную нижнюю юбку считалось очень соблазнительным.
В первой половине XIX века количество нижних юбок было строго регламентировано. К элегантному платью их надевали ровно шесть штук. Они были неизменно белого цвета, другой считался неприличным.
Талия в корсете
[387x535]
Но все же героем нижнего белья был корсет. Конечно, отнести корсет к белью можно лишь условно, но согласимся с этой условностью, тем более что даже на античных фресках изображалось и утягивание талии, и приспособления, подчеркивающие грудь. Как самостоятельная часть костюма он появится в XIV веке в бургундской моде.
Дамы, желающие следовать моде, претерпевали немалые неудобства. Первый, ток называемый большой период корсета связан с испанской модой середины XVI - XVII веков, которая делала женщину абсолютно плоской. Корсет состоял из деревянных планок, металлических и костяных деталей. Фигуру замыкали в панцирь. Девочкам даже клали на ночь на грудь лепешки из свинца, чтобы грудь не развивалась. Но к середине XVII века французы покончили с этой мрачной модой, вернув к жизни декольте и подчеркивая красоту бюста. Корсеты шили из сатина, атласа, шелка и украшали кружевом. Они стали напоминать дугообразную опору бюста. Если же фигура не соответствовала идеалу, пользовались накладками.
Начиная с конца XVIII века в самые дорогие корсеты вшивали китовый ус. Это был очень прочный и гибкий материал. Корсеты надевались на рубашку, поскольку иначе они причиняли бы боль. Их изготовление требовало незаурядного мастерства. Корсетники ценились очень высоко. Заметим, что корсетами пользовались не только женщины, но и мужчины, которые утягивали верхнюю часть туловища.
В короткий период с конца XVIII и до начала XIX века женщины могли временно отдышаться от этих "орудий пытки". Ожесточенная борьба против корсетов началась с конца XVIII века. Ее в разное время возглавляли Жан Жак Руссо, многие известные медики и даже целые общественные объединения. Но мода успешно держала оборону, пока, наконец, великий французский дизайнер моды Ноль Нуаре в 1905 году не предложил рубашечный покрой платья без корсета. Дав легкую трещину, мода на корсеты вновь устояла. Окончательно они вышли из моды в 1915 году. Роль женщины становилась иной. Многие, потеряв на войне кормильца, были вынуждены идти работать, в моду пошли укороченные платья. От бывшей чопорной светской дамы теперь требовались раскованность и уверенность в себе.
[384x534]
Маленькие тайны