• Авторизация


История корсета 22-05-2008 17:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


История корсета неотрывно связана с историей костюма, историей развития человечества. Первые упоминания о корсете относят к 2600-1250гг до н.э. Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря, создали интересную культуру. Костюмы жителей Крита и Микен поражают своей сложностью и искусностью. Это прекрасный крой, подчёркивающий все характерные особенности фигуры. Стройные талии женщин и мужчин затягивали негнущимися кожаными поясами, которые помогали достигать не только идеальной формы, но и служили дополнительной защитой во время сражений. Для придания большей прочности в них вставляли металлические и деревянные пластины, благодаря развитию ювелирного искусства, пояса обильно украшались. В Древней Греции ( 8-2 в до н.э.) для придания фигуре стройности, женщины стягивали грудь страфионом.


Корсет – необходимый предмет женского туалета, который имеет свою богатую и интересную многовековую историю. Первый корсет представлял собой узкую кожаную повязку, носившую у греков название “le sester”, “cestus” или “apodesme”, которая предназначалась для поддержания бюста. Носили их в разных вариантах: на груди или под грудью. У римлян повязки изготовлялись из ткани и носили названия: mamillare, fascia и la zona. Повязки, которыми обвивали вначале верхнюю, а затем и нижнюю часть тела, просуществовали почти до ХII века.


В период Готики (до первой половины ХI в.) на смену свободной драпированной греко-римской одежде появилась модная, обтягивающая тело человека, одежда. Покрой ее усложнился, появилась выточка и застежка. Одежда впервые должна была исправлять естественные недостаки фигуры, а не прикрывать их. Достигалось это благодаря использованию железных и деревянных брусков, вставленных в ватную подкладку одежды. Бруски располагались между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Часто при расслаблении шнуровки бруски могли выпасть. Стоимость такого корсета была очень высокой, и поэтому “украсить” им свой гардероб могли только женщины из высшего общества. В период Готики корсет носили не столько женщины, сколько мужчины. У мужчин широкое распространение приобретают штаны и курточка (так называемый колет), выполняющие роль мужского корсета. Гладкий и жесткий, он имитировал твердость панциря и находился в близкой связи с военным костюмом, предназначенным для защиты пеших воинов. Долгое время корсет считался частью мужской одежды. Он изготовлялся из кожи или металла и закрывал все туловище, начиная от шеи и кончая верхней половиной бедра. Такой панцирь носили воины, принадлежащие к кавалерии.


[160x210]
[320x240]

В эпоху Возрождения (со второй половины ХV века до ХVI века) мужской корсет не выходил из употребления. Позднее такие корсеты-панцири изготовляли из ажурного железа, затем появились более гибкие корсеты с применением в конструкции китового уса. Арматура из китового уса покрывалась тканью. На протяжении многих веков корсеты носили как мужчины, так и женщины. Женские готические корсеты сменили корсеты из кожи, отделенные от платья, в которых для устойчивости и твердости применялись металлические и деревянные брусья. Такие корсеты первыми надели испанские женщины. В боковых частях этого корсета вставлялись шарниры, а по всему корпусу корсета делали круглые отверстия для доступа воздуха к телу. Когда корсет стягивали, то края дырочек врезались в тело, принося ужасные мучения. В наше время ученые гигиенисты назвали испанский корсет орудием пытки. И это вполне справедливо. Испанские светские дамы для достижения желаемой формы стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов. Узкий корсет сдавливал печень, смещал желудок, сжимал почки и живот, нарушал правильное кровообращение, и, следовательно, приносил вред всему организму в целом. Нередко женщины умирали в расцвете сил от постоянного ношения мучительного корсета. К корсету прикреплялась вертлога – конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Женская одежда деформировала тело, фигура была плоской. Металлический корсет занимал прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века. Однако, несмотря на все зло, которое он причинял, корсет столетиями не выходил из употребления.


[404x550]

В ХVIII веке в связи с изменением стиля моды “барокко”, корсет перестал быть орудием пытки. Французские дамы страдали меньше от корсета при новом стиле Рококо (первая половина и середина ХVIII века), чем испанские женщины в эпоху барокко. Корсет стал изготавливаться из ткани с применением более гибкого китового уса. Жесткость самого корсета ограничивалась только жесткостью материала, из которого был сделан корсет. Он шнуровался или спереди, или сзади. Назначение корсета сводилось к созданию узкой талии. Когда он шнуровался спереди, то шнуровка использовалась как декоративное украшение к платью. Иногда использовался кусок вышитого материала, чтобы скрыть шнуровку, иногда ее показывали открыто. Французская буржуазная революция (1789 г.) внесла много нового в одежду, в которой стали преобладать черты простоты и рациональности. На изменение моды в конце ХVIII века повлияло также увлечение античностью, что привело к упрощению покроя и отказу от широких юбок с кринолинами. Идеалом нового стиля (Ампир) были греко-римские образцы. Но даже при таком стиле женщины не могли полностью отказаться от корсета. Эффект корсета достигался покроем платья, в котором линия талии располагалась так высоко, что она являлась естественной поддержкой для груди. Но это продолжалось недолго. Возврат к корсету произошел по древнему образцу в виде пояска, но с бретелями (1798 г.), которые стали носить ниже груди. Эти пояса можно считать, по-видимому, прототипами современных бюстгальтеров. Применение китового уса в поясах позволило отказаться от бретелей. В 1810 году снова появились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища. Но платье в это время носили свободной формы с высокоподнятой линией талии. Такая форма платья не нуждалась в создании силуэта с применением корсета. Это, пожалуй, первый в истории женской одежды период, когда условия для применения корсета отсутствовали. Поэтому линия талии в платье стала заметно опускаться и к 1825 году она заняла свое естественное положение. В связи с этим опять появились корсеты, дающие возможность женщинам создавать “осиные талии”. Народная одежда во всех странах и при любых стилях была предельно простой. Женщины из низших слоев общества не могли выполнять повседневную работу, находясь в корсете. Однако пренебрежение корсетом считалось плохим тоном. Жестокий предрассудок повиновению моде заставлял их надевать корсет хотя бы при выходе на улицу.


[300x298]

Мода в ХIХ веке менялась очень быстро. В каждой модельный сезон появлялся новый мотив, формировавший силуэт. Мода предлагала носить женщинам гладкий лиф, сформированный корсетом, и юбку с обручем-кринолином.Так, в 60-х годах ХIХ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров. А уже в 1869 году основным силуэтным мотивом в женской одежде был треугольник, который воспроизводился при помощи юбки-каркаса, прикрепленной к корсету. В 70-х годах кринолин любой формы стал считаться неудобным и его заменили тюрнюром.Тюрнюр в женской одежде просуществовал недолго (до 1890 г.) Период с 90-х годов и начало ХХ века был последним в истории женской одежде периодом, когда женщины имели “осиные талии”. Корсет затягивался так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S. В течение всего ХIХ века, несмотря на то, что женская одежда была на каркасе (кринолин, тюрнюр), велась непрерывная война против ношения корсетов. Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья.


[300x250]

Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы. На съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных. К сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки. В это время в Англии возникает общество под названием “Эстетическое движение”, которое объединяло ряд деятелей английской культуры. Их основные положения в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы. Однако нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. Кроме того, корсет подчеркивает талию, поддерживает спину и грудь, несколько сжимая бедра и живот, без чего и то и другое быстро утратило бы свою форму, и, наконец, он дает возможность верхней одежде принимать силуэт в духе времени. Чем заменить такой полезный предмет женского туалета? Вероятно только поэтому, несмотря на все зло, которое он причиняет, корсет все-таки не выходит из моды.

В начале ХХ века покрой женской одежды резко упрощается, силуэт приобретает трубовидную форму, талия удлиняется. Корсет продолжают носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер и, вместе с тем, сохранялся красивый изгиб спины. Словом, получились более естественные линии тела, общий вид которого стал мягче, удлиненнее и гармоничнее, чем при стянутой талии. Так к 20-м годам ХХ века был создан прямой корсет, который с течением времени получил широкое распространение. Модный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы. Прямой корсет деформировал грудь, поддерживал живот, слегка его поднимал и оставлял свободу и гибкость талии. Такой корсет меньше влиял на ухудшение здоровья. Впоследствии прямые корсеты разделились на две части: верхнюю и нижнюю. Верхнюю часть стали именовать “лифчиком”, “бюстгальтером”, нижнюю – поясами. Затем появились бюстодержатели, которые делались на бретелях, слегка воспроизводившие форму груди. Такие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем прямой корсет и носились в комплекте с поясами. Стремление к естественной форме было связано с изменением женского силуэта, грудь приподнимается и подчеркивается. И, наконец, к 30-40 годам XX века простая форма платья позволила носить корсеты, бюстгальтеры и пояса, соответствующие естественной анатомии человека. Так родились современные корсетные изделия, разнообразные по конструкции и форме.


Античные нагрудные и набедренные повязки закалывались или завязывались узлом. Готические корсеты шнуровались по бокам вместе с платьем. На всем протяжении существования корсета основной застежкой для него была шнуровка. Корсет зашнуровывался то спереди, то сзади. Элемент шнуровки иногда являлся украшением для платья. ХIХ век ознаменовался нововведением в застежке корсета. В 1828 году было изобретено металлическое ушко, которое предварительно вырезалось из металла и прикреплялось к изделию петельными стежками. Позднее, в 1835 году, изобрели застежку из блоков. Все эти новшества давали возможность зашнуровывать корсеты более плотно. В 90-е годы вместо шнуровки появилась застежка в виде двух полос стали, одна из которых снабжалась маленькими набалдашниками, а другая – петлями специальной формы. Это изобретение позволяло быстро застегивать и расстегивать корсет. В качестве застежки современных корсетных изделий применяются пластмассовые, металлические пряжки, специальные крючки и петли с фиксаторами, при помощи которых они удерживаются в специальной тесьме. Широкое распространение получили также застежки из микрофибры.


[227x300]

Корсеты на протяжении многих веков были без чулкодержателей. Чулки держались на ноге благодаря круглым подвязкам, которые делались из шелковых лент, часто вышивались и богато отделывались. Круглые подвязки носили как женщины, так и мужчины.Круглые подвязки перекрещивались над и под коленом или непосредственно на колене. Лента завязывалась узлом или бантом. Круглые подвязки в свое время послужили пикантным сюжетом для картин, предметом двусмысленных шуток и исторического казуса (“Орден Подвязки”, основанный английским королем Эдуардом III в середине ХIV века). Современные врачи, без всякого уважения к знаменитому прошлому круглой подвязки, относятся к ней отрицательно, так как она нарушает кровообращение и уродует ногу выше колена. Круглая подвязка постепенно видоизменилась в завязку, при помощи которой привязывались чулки к поясу на талии. Позднее появились круглые подвязки с петлей на конце, позволяющие подгонять ее по размерам ноги. С 1908 года подвязки стали изготавливаться из резины. Их пришивали непосредственно к низу корсета, а заканчивались они пряжкой для держания чулка.Современные чулкодержатели не имеют принципиальных конструктивных отличий от своих исторических предшественников.



(с)Сайт "Разговоры за полночь"
[216x280]

[300x450]
[394x500]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
my_lonely_angel 10-11-2009-15:38 удалить
В XVIII веке у женщин был обычай утягивать талию корсетом до размера, равного обхвату шеи любовника, то есть до 30-40 сантиметров. Это притом, что обхват головы человека – 50-60 см! Впрочем, корсет нужен не только для того, чтобы выглядеть тоньше... Корсет – бесстыдник Корсет должен будоражить эротические фантазии! Так решили любвеобильные французы и целых два столетия (с XV по XVI век) не изменяли откровенному фасону платья. Они опустили линию корсажа так низко, что тот не прикрывал, а наоборот, выставлял напоказ женскую грудь. Ученые уверены: какой бы фигурой ни обладала женщина, мужчины инстинктивно предпочитают тех, у кого объем талии составлял 65-67 процентов от объема бедер. Впервые такой корсет надела одна из красивейших женщин своего времени и первая в истории официальная фаворитка Карла XVII Аньес Сорель. После того, как Жан Фуке изобразил ее в образе кормящей богоматери, все дамы взяли за моду ходить при дворе с одной обнаженной грудью. Тогда это стало наглым вызовом духовенству, но что протесты духовенства для любимицы короля? Век спустя Екатерина Медичи довела культ чувственности до предела. Вместе со своими придворными дамами она стала делать в верхней части корсета два круглых выреза, обнажавших груди целиком. А для того, чтобы бюст точно не обошли вниманием, светские львицы украшали соски алмазными кольцами и соединяли их золотыми цепочками. Корсет – скромник В древней Греции женщины крепко обматывали свой торс лентами, чтобы остановить рост груди. Так первые корсеты верно служили античным идеалам скромной красоты. В строгой и пуританской Испании корсет надежно прятал все женские прелести за железными и деревянными пластинами. Испанский корсет XVI века был настолько высоким, жестким и причинял такие мучения, что напоминал скорее "испанский сапожок". Он нарушал кровообращение, сдавливал печень и почки, смещал желудок. И все-таки приличия требовали от светских дам стягивать талию до невыносимых 20 сантиметров в полуобхвате. Бывало, что из-за ношения этого орудия пыток женщины заболевали и умирали в расцвете сил. В XVIII веке пуританские свойства корсета оценили во всей Европе. Ему негласно отвели роль «пояса верности». Тогда шнуры достигали нескольких метров в длину, а искусством шнуровки владела только камеристка. Поскольку самостоятельно затянуть корсет было почти невозможно, он и вправду немного сдерживал разыгравшуюся в то время вольность нравов. Дамское платье эпохи Возрождения вполне могло заменить тренажер для тяжеловесов – его вес не опускался ниже 25 кг. Корсет – аристократ С начала XVII века французская чувственность превратилась в достояние исключительно высших светских кругов. Корсет стал указывать на статус дамы, и его было запрещено носить всем, кроме дворян. Впрочем, мещанские барышни и не посягали на это: корсет был столь узким, что выполнять в нем хоть какую-то физическую работу было просто невозможно. Официальный стандарт обхвата талии был введен со времен Екатерины Медичи и составлял 13 дюймов. Дама с талией, превышающей 33 сантиметров в обхвате, не могла даже появиться при дворе. А если корсет стягивал даму более чем на 33 сантиметра, было ясно, что перед вами – самая высокопоставленная особа. Корсет – эстет С XVIII века вся Европа ставит идеальную осанку во главу угла. Теперь корсет делается из китового уса. Ус мягче железных вставок, но плотнее обхватывает корпус, делая его очень изящным. Усы у кита растут не под носом, а во рту. Это роговые пластины, которые помогают беззубому киту отсеивать пищу. Благодаря челюсти одного кита можно сделать до 66 корсетов. Разница между естественной фигурой и утянутой оказалась столь разительна, что корсет стали носить, не снимая. Причем все: и дворянки, и служанки. Девочки уже в семь лет получали свои первые корсеты, в шестнадцать надевали жесткие модели и не расставались с ними вплоть до шестого месяца беременности. Впрочем, из-за смещения органов и деформации ребер, редкая беременность тогда разрешалась успешно. И женщины старались вообще не рисковать: эстетическая сторона жизни была важнее создания семьи. Каноны красоты доходили до абсурда: даже ночью девушки не могли отдохнуть и ложились спать в специальных ночных корсетах. А выйти из спальни с утра не затянутой считалось неприлично. Корсет – защитник «Бойтесь дам в корсетах! Да, эти женщины будоражат вашу кровь. Но с такой дамой у вас не будет настоящего счастья: женщины, носящие корсеты, не захотят иметь детей, чтобы не портить талию» Наполеон Бонапарт Дань корсету отдавали и мужчины: воины, денди и короли. В XI веке во Франции корсет появился именно как элемент мужской одежды. Он изготовлялся из кожи или металла и закрывал все туловище, начиная от шеи и кончая верхней половиной бедра. Такой панцирь как броню использовали пешие и конные воины, и назывался он «колет». В эпоху Возрождения мужской корсет стали делать из ажурного железа. Как и женский, он становился все более узким. Талии Генриха III, сына Екатерины Медичи, завидовал весь французский двор. По Акунину, Эраст Фандорин не зря потратил треть своего жалования на корсет марки «Лорд Байрон»: он спас жизнь своего владельца, защитив от удара ножом В XIX веке корсет, хотя и сохранил свойства бронежилета, но в большей степени стал спасением для мужчин с брюшком и сутулой спиной. Так и получилось, что на протяжении всей истории корсет служил мужчинам защитой и от врагов, и от насмешек. Корсет – доктор В начале 20 века появился рентген. Наконец врачи смогли сравнить два снимка: ровные ребра крестьянки, никогда не носившей корсета, и искривленные ребра аристократки, которая не снимала его с четырнадцати лет. Увиденное произвело фурор, и корсет стал врагом номер один. И все же нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. С тех пор медики стали работать над созданием лечебного корсета. Блистательная актриса Любовь Орлова чрезвычайно гордилась тем фактом, что с шестнадцати лет и до старости носила один размер корсета. Впрочем, о размере корсета она ничего не упоминала. В XX веке по гипсовому слепку, снятому с больного, начали делать ортопедические корсеты. Они позволяют зафиксировать и разгрузить определенный отдел позвоночника при искривлениях и травмах. Что до современных материалов – больше никаких усов: уничтожение китов запрещено, и корсеты делаются из эластичных тканей, не давящих на внутренние органы. Корсет-современник Что до объема талии, то современный корсет вполне может жестко утягивать: Виктория Адамс в день свадьбы с Дэвидом Бекхэмом надела корсет 40 сантиметров в обхвате. Однако более популярны сегодня корсеты-грации из дышащей плотной или кружевной ткани. Они мягко корректируют фигуру и при этом не заметны ни для их обладательницы, ни для окружающих. Сегодня корсет ни к чему не обязывает. Днем он его носят и под одеждой, и поверх, как самостоятельную деталь туалета. Зато ночью приветствуется прозрачность и кружево. И пристегнутый снизу пояс для чулок. Такой корсет уж точно не помешает личной жизни, ведь вместо метровых шнурков используются застежки, причем расположены они не сзади, а спереди. Впрочем, ценители старины могут носить корсет и со шнуровкой, и с завышенной спиной, которая создает чувство, будто вы сидите на стуле с высокой спинкой. Но теперь это не мучение, а незаменимый помощник для страдающих остеохондрозом. (449x598, 171Kb) (449x598, 177Kb) (449x598, 174Kb)
D_elusio_n 10-11-2009-20:39 удалить
my_lonely_angel, ага.а можно это теперь отдельной записью,не в комментах,а в общей ленте?)))))


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История корсета | Мода_ушедших_лет - Сообщество ушедшей моды | Лента друзей Мода_ушедших_лет / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»