Японская культура дала человечеству много интересных предметов, которые стали отличными декоративными элементами. Конечно, подобные вещи встречались и в истории многих народов, но именно японцы смогли раскрыть их истинную красоту, а не только функциональность.
Японские веера становятся отличным примером этого, потому что они могут только на первый взгляд показаться простым функциональным дополнением. На самом деле каждый веер является настоящим произведением искусства, требующим много сил и времени на создание. Многочисленные ремесла в Японии создали прекрасную культуру, которая порадовала все человечество.
Тем не менее, именно веера стали настоящей изюминкой. Дело в том, что мы всегда видели веера исключительно как функциональную необходимость, а в этой восточной стране они стали, скорее, частью стиля или красивой безделушкой. Создание вееров было и остается отдельным ремеслом, которое могут постичь далеко не все.
Только японские веера высоко ценятся по всему миру, ведь они раскрывают истинную красоту и яркость этой прекрасной страны. Японские веера требуют особого внимание, потому что не существует какого-либо подобного декоративного элемента.
История Японии показывает, что при любом производстве раньше использовали только природные материалы. Мы можем легко вспомнить, что даже для японских мечей ножны изготавливались из дерева. Соответственно, японские веера также должны были изготавливаться только из естественных материалов, как и произошло.
Японцы при изготовлении вееров всегда использовали дерево, шелк и бумагу. Всем известно, что шелк и бумага пришли к нам с Востока, так что в Японии не было недостатка в этих материалах. Тем не менее, подобные материалы требовали высокого мастерства при обработке. Согласитесь, что бумага и шелк легко рвутся, поэтому только истинные ремесленники могли сделать шедевр. К сожалению, до наших дней дошло небольшое число вееров, хотя они сохранились в некоторых древних родах.
Создание вееров не было сложным, но не могло получить широкое распространение из-за сложностей работы с бумагой. На самом деле до сих пор есть лишь несколько мастеров, которые изготавливают веера своими руками. Если обратиться к мировой истории, то сразу становится понятным, что мы не сможем найти вееров из бумаги или шелка в других странах, что и сделало японские «произведения искусства» настоящим шедевром.
Японские мастера неохотно раскрывают собственные секреты, поэтому до сих пор никто не знает секрета создания металла для настоящих катан. Тем не менее, создание вееров стало достоянием человечества, что могло позволить попробовать их производство и в других странах.
В принципе, в создании веера нет особых сложностей. Основу составляет дерево, которое превращается в своеобразные прожилки. На них натягивается шелк или бумага, а в некоторых случаях оба материала. Тем не менее, не стоит забывать о круглые веерах, в которых из дерева изготавливалась только ручка. Тут видна работа настоящих мастеров, потому что по тем временам натянуть бумагу до такого состояние было просто невозможно. Таким образом, можно понять, что секрет изготовления вееров все-таки остался в японской истории, и существуют малые шансы, что мы его когда-нибудь узнаем.
В любом случае, знания не помогут нам создавать веера подобные японским, ведь такое мастерство может передаваться из поколения в поколение, чтобы умения предков не пропали даром. Японская культура лишь предлагает нам воспользоваться своими плодами, но чаще всего остается недоступной к полному познанию. Правда, не многие люди стараются добиться этого
Япония страна прекрасной культуры, которая совершенно по-иному построила людей. Многое в ней остается непонятным европейцам, потому что наше развитие шло по другому пути. Например, для нас японские веера являются исключительно отличным декоративным элементом, а ведь японцы используют их в повседневной жизни.
Исторически так сложилось, что детали туалета всегда соответствовали той или иной народности. Соответственно, и японцы могут похвастаться особенными одеяниями и укладом жизни. Интересно, что во всех высокопоставленных семьях женщины-японки пользовались веерами. Они прикрывали свое лицом, превращаясь в настоящую загадку. Тем не менее, стоит отметить, что подобное использование вееров сразу напоминало о явном разделении на разные сословия. Простые люди не могли позволить себе использовать красивые яркие веера, так что по ним отличали ранг женщины. Притом немного позже мужчины также стали пользоваться веерами, что ни в коем случае не возбранялось. Считалось, что только богатый человек может приобрести веер, поэтому его сразу начинали уважать и почитать.
Такое использование японских вееров встречается только на родине, для нас они остаются лишь прекрасным дополнительным элементом интерьера.
Вспомним европейские веера, они чаще всего изготавливались из перьев, что давало отличные функциональные возможности. К тому же, была и некоторая красота, которую затмили японские веера.
Японские веера не только по своей конструкции и оригинальности материала можно относить к настоящим произведениям искусства. На самом деле каждый веер несет на себе определенный рисунок или надпись. Иногда в виде рисунков использовались картины истории, но обычно ими становились яркие орнаменты. Богатство цветов всегда было отличительной чертой богатого сословия в Японии, поэтому веера наполнились красками.
Правда, некоторые мастера наносили на свои изделия надписи, которые могли превратиться в настоящие книги. Они выполнялись иероглифами, поэтому нам также кажутся просто приятными картинками. Такого мы не могли встретить в Европе, ведь здесь при изготовлении использовались иные материалы.
Бумага вееров Японии стала отличным решением для создания картин, поэтому мы не можем удивляться их разнообразию. Хотя если обратить внимание на шелковые веера, то можно отметить, что рисунок в них иногда вплетался, что требовало много труда, а результат становился шедевром, которого сейчас не встретишь.
Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, японские веера изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.
История японских вееров уходит в национальный театр, кабуки. Это японский театр, в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. Исторические архитектурные памятники Японии показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепенно японские веера стали использоваться в повседневной жизни, но кабуки в это время также изменился.
Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.
Применения боевого веера – это самое необычное искусство и самый редкий вид техники кобудо. На самом деле, более мирного предмета, чем веер, наверное, трудно вообразить. И все же он может быть оружием. При этом здесь нет никакой мистики, да и секретной техники не наблюдается: в поединке просто используется не совсем обычный веер. А необычность его в том, что он железный. Причем им можно пользоваться и для обмахивания в жаркую погоду и для защиты от вооруженного противника.
Работа с веером с точки зрения техники применения делится на две части. Первая – это работа со сложенным веером. Вторая – это работа с развернутым веером. Причем в сложенном состоянии веер использовался точно так же, как и простая короткая дубинка. А вот в развернутом состоянии с его помощью можно было запросто защититься даже от метательного оружия.
Очень тонкие кованные пластинки – из них состоит веер, были не в состоянии выдержать удар стрелы или сюрикена, который пускала сильная и умелая рука, зато повернутые под небольшим углом к линии атаки они могли отклонить летящее оружие в сторону.
А вот на близкой дистанции с помощью тэссена можно было запросто закрыть противнику обзор. Учитывая это, вместе с веером еще использовалось обязательно еще какое-то оружие: хотя бы короткий меч танто, правда, танто часто называют ножом, но это ошибочное суждение – это просто очень короткий меч. Также острым краем развернутого веера могли наносить удары по незащищенным и уязвимым зонам противника, например, в шею, лицо, внутреннюю поверхность кистей рук и так далее. А чередование раскрывания и закрывания танто во время поединка могло создать дополнительную помеху противнику – это часто применяли именно для отвлечения, а также рассеивания внимания.
К сожалению, сегодня тэссен-дзюцу находится на грани практически полного исчезновения – они сохранились только в нескольких небольших японских фамильных шк
[показать]Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива.
Веер сенсу имеет китайское происхождение. Состоит из нескольких пластин, которые имеют способность складываться и разворачиваться. В Японии сенсу использовали в основном в боевых искусствах. Этим веером, если он в свернутом состоянии можно бить по голове, а в развернутом – по горлу, так как кромки веера очень остро затачивались.
Утива являет собой веер-лепесток, выполненный из проволочного каркаса или цельного куска дерева, который обтянут шелком. В отличие от сенсу веер утива это чисто японское изобретение.
Считают, что веера изначально пришли в Японию из Китая. Вероятно, японцы увидели веера у заезжих принцев Китая, которые не редко наведывались на острова Японии. В 6-7 веках бумажные и шелковые веера стали очень популярными в Японии. Сначала их ввозили из Китая, но затем, приобретая новые формы, со временем появились японские веера, совсем не похожи на китайских предшественников.
Нескладывающийся плоский веер утива появился в период Хэйан – 794-1185 года. Сначала он изготавливался из тонких бамбуковых прутиков. Из прутиков создавали основу, а к ней крепили специальную бумагу – васи. С обеих сторон на бумагу наносили красивый рисунок. Веер утива мог быть овальной формы, или формы напоминающей квадрат с закругленными уголками.
В 8 веке приобрели популярность веера – сэнсу. Ребра этих вееров изготавливались из ценных пород дерева и оклеивались японским пергаментом. И уже в 11 веке веера сэнсу стали неотъемлемым аксессуаром придворных дам.
Японские веера не потеряли свою популярность и в наше время. Их используют не только японцы, а также жители всего мира как необычный и красивый предмет интерьера, аксессуар или сувенир.
[200x]Утива – это веер типа лепестка или опахала, который сделан из единого куска дерева или проволоки, сверху он обтянут шелком или картоном. По традиции считается, что это чисто японское изобретение.
Так же, как и многие другие особенности культуры и быта, веера тоже пришли в Японию из Китая. Может, японцы увидели их у корейских принцев, которые посещали Японию в VI–VII веках, но бумажные и шелковые веера стали весьма популярны и на островах. Со временем, китайские веера стали приобретать новые формы, так и появились первые истинно японские веера, которые совершенно не похожи на своих материковых предков.
Именно к периоду Хэйан (794-1185 года) и относится возникновение плоского и не складывающегося веера, подучившего название утива. Его окончательная форма закрепилась лишь в ХIV веке. Тонкие бамбуковые прутки – которых было 45, 64 или 80 – создавали специальную основу, к которой и крепилась японская бумага – васи. С обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, у которого были свои особенности, в зависимости от традиций региона страны, где был изготовлен веер. Форма утива при этом могла быть совершенно разной – и овальной, и стремящейся к квадрату, и «полной луны». Сам веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.
[164x265]Именно на основе утива возник еще один веер – аксессуар военачальников – боевой веер гунбай (гумбай) или гумбай утива. Он покрывался лаком, с различными водоотталкивающими составами. Нередко его изготавливали целиком из дерева или металла – тогда веер становился серьезным оружием. История донесла до нас немало примеров того, как его применяли в бою.
Складной военный веер преследовал оду цель – отдание приказаний и сигналов на поле боя. Он не стремился заменить обычное оружие. А украшением сигнального военного веера всегда являлся красный круг на желтом фоне, которыйсимволизирует солнце. Вот поэтому на обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся желтым цветом по красному фону.
А в период Эдо утива получили большое распространение – особенно он полюбился в среде артистов – он стал там определенной приметой нового, уже мирного образа жизни. Появились также и новые мотивы картин, которые выполнены на веерах – они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и даже борцов сумо. Их популярность способствовала росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ века.
Кстати, наблюдая поединок сумотори, можно увидеть разновидность веера гумбай утива в руках рефери – это гедзи.
Сегодня широко распространена практика изготовления вееров в качестве сувенирной продукции, а также для корпоративной рекламы.
[250x]В конце VIII века популярность приобрела еще одна разновидность японских вееров – веер сэнсу. Их ребра делались из довольно ценных пород дерева – сандала или японского кедра, очень редко бамбука. Затем эти заготовки оклеивались японской бумагой.
В ХII веке они стали предметом реквизита у придворных дам – их утонченность и чувственность весьма удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера сэнсу. Многие аристократки отходили от полной страстей жизни при дворе и становились монахинями в храме Миэйдо, но они сохраняли при себе сэнсу – они их держали в своих руках, как частичку прошлого грешного мир. И сэнсу было разрешено держать в монастыре. Вот отсюда появилось и второе название некоторых разновидностей этого веера – «Миэйдо».
А еще, древние японские легенды гласили, что именно веера сэнсу были в руках у богов. Он также, как и гумбай были отличительным признаком полководцев, эти веера – это признак родовитости человека – того, кто его держит в своих руках.
Только сэнсу – это совершенно иной веер, даже его название пишется другими иероглифами. Этот веер китайского происхождения, он сделан из пластин, которые могут складываться и разворачиваться.
Согласно японским книгам и фильмам, сэнсу в отличие от боевого веера гумбая – он был сделан на основе сэнсу и мог раскладываться, был декоративным. Гумбаем можно было и по голове дать в свернутом состоянии и по горлу резануть в развернутом, так как кромки затачивались остро.
Но это иерархическое значение было позже утрачено. Сегодня сэнсу используется болше как образец декоративно-прикладного искусства, а также желанный для многих сувенир к празднику.
[189x264]Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возникает и новый вид веера, которому дали название оги. Правда, сегодня так часто называют и все остальные веера. Оги или как его еще называют «солнечный веер» из-за своей легкости и внешнего вида, который напоминает часть солнечного диска с исходящими лучами, применялся и применяется танцорами, он также популярен у гейш – они его также иногда используют в традиционных танцах.
Что касается относительно небольшое количество ребер, то легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают его незаменимым для опытного артиста. А вот в средние века оги, впрочем, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он также, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.
Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера вскоре стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, поэтому вскоре веера появились в странах Запада, но, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, они не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.
А вот в наше время веера используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров, в руках которых веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча.
[250x]Япония известна своими веерами, которые использовались представителями самых различных общественных классов, к тому же для самых различных дел: например, в театральных постановках и танцах, в поэзии и в светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Еще японские веера – это смертельное боевое оружие, причем таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой больше стране мира.
Японские веера, а особенно это касается довольно крупных экземпляров, были широко известны в древности и за пределами Японии. Самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку с 457 по 479 годы, где подробно описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, который был прикрепленного к длинному шесту.
А еще древнекитайские хроники времен династии Сун – годы правления 960-1279, также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров. Они тогда считались просто прекрасными образцами декоративного искусства. В основном опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами. А еще веер имел продолговатую ручку – она здорово поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.
Когда и кем был изобретен веер за давностью веков узнать уже невозможно. Но японские ученые проводили исследования пор этому поводу, причем еще в период господства буси. Но это-то и вызывает изрядную долю недоверия. К сожалению, других исследований просто нет – и это вполне логично, если учитывать длительный период самоизоляции.
Все церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Еще большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов.
[200x]Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шелка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сегунов во время правления Токугава.
Ума-сируси изготовлялись из девяти слоев бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шелком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов – кожи или перьев птиц – никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мертвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикрепленных к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.
Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:
жесткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).
Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.
[177x265]Складной веер многие ученые считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.
Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а ребра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости все ту же округлую форму и бывшие крайне жесткими. Такие веера известны под названием гумбай и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.
[198x265]А вот при помощи гумбай военачальники отдавали приказы – они использовали определенную жестикуляцию для этого. Еще веера использовались для вызова на поединок. Сегодня гумбай нередко можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.
Но с позиции смертоносности, конечно, немалый интерес представляют веера гунсэн и тэцусэн.
Если гунсэн носили буси в доспехах, то тэссэн носили с повседневной одеждой. Причем оба этих веера были весьма удобным оружием – ими атаковали и защищались. В основном они имели восемь или десять спиц. Кстати, во многих рю по стране проводилось также обучение технике боя с таким веером, например, тэссэндзюцу – его приемы повторяли программу тренировок на мечах.
А вот в литературе, которая была посвящена боевым искусствам, часто описываются случаи побед, которые одерживают при помощи лишь одного веера. Часто довольно опытные фехтовальщики использовали только один боевой веер, причем они вовсе не утруждали себя фехтованием мечом.
К примеру, Ганрю – легендарный фехтовальщик XVI века, согласно легендам, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками, причем он использовал только один боевой веер.
Данное умение – использование такого веера в качестве оружия, приобрело немалую популярность у представителей и других общественных классов, тем более, что им было запрещено носить меч, так как у них было слишком «низкое происхождение». А вот тэссэном вполне можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчиненных. Да и вообще, использовать веер любыми другими способами.
Сегодня искусство тэссэндзюцу все еще преподается в Японии. Гумбай используется вместе с другим специализированным оружием в тренировках по айкидо или кэндо.
[200x]Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер – отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер – то есть, обратиться к Великой Богине.
Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.
Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке – именно они и перебрались из Китая в Японию.
А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева – все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.
Веер – это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно ого, что самые первые складные веера, называвшиеся оги, были сугубо мужским атрибутом – их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.
Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.
После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги - «васи» - ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко каллиграфические надписи, или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера, впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.
С конца XV веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом – Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу – даже Россию.