Перед тем, как Вы начнете читать мою статью, я сразу оговорюсь, что положительно отношусь к учебе, не высказываю негативных реплик в отношении школ, не имею неприязни к педагогам и администрации в целом. Моя претензия заключается в другом – категорически не утраивает современная школьная система образования в России.
Эта мысль посетила мою бренную голову, когда я еще учился в седьмом классе. К этому моменту я уже имел четкое представление о своей будущей профессии, о профильном образовании и негативном последствии того, что я называю «полиглотством».
Для того чтобы наглядно представить суть всей картины, я сравню две системы образования – России и США, т.к. последняя достаточно сильно отличается от первой.
О школьной системе образования в России много говорить не буду, т.к., наверняка, все из вас представляют, в чем она заключается. Но основные моменты я все-таки отмечу (дошкольное образование трогать не будем по, надеюсь, понятным причинам). Итак, нашу систему образования можно разделить на три «ступени»: начальная школа, средняя и выпускные классы (разделение делается для удобства рассмотрения вопроса).
Первая ступень представляет собой основную базу знаний, которую все, желательно, должны знать на «отлично». Это основа всех основ и здесь у нас все замечательно (хотя в последнее время программы обучения выстраиваются не наилучшим образом).
Вторая ступень – так называемая «средняя школа». Именно здесь и начинаются мои основные претензии. Материал с каждым годом становиться все глубже и изучать его становиться все сложнее, т.к. склад ума у всех разный (у кого математический, а у кого гуманитарный). Но учеников вплоть до девятого класса не перестают «пичкать знаниями», а потом все выливается на первых государственных экзаменах. На мой взгляд – это очень неразумно. Многие в эти годы начинают осознавать тягу к некоторым предметам, предметам, которые у них «получаются» и которые они действительно хотят изучать. Но это желание обрубается тем, что «есть еще и много других уроков», преподаватели которых утверждают, что их предмет – главный. В этом плане учителей (особенно тех, кто «не первый год замужем») понять можно, но их «желание научить всех» негативно отражается на учениках. Это косность мышления, и с этим ничего не поделаешь. На этой ступени обучения учащимся приходиться с отвращением глотать то, что им «запихивают в рот»…от этого развивается и ненависть к школе.
Третья и последняя ступень – выпускные классы. Эти два года для многих становятся самым незабываемым и замечательным временем в школе. Все уже взрослые, понимают сущность дружбы и коллектива, от этого отношения в классе становятся очень теплыми. Всю эту романтику разрушает одно слово – экзамены (сейчас слово стало куда страшнее – ЕГЭ). На этой ступени зачастую предусмотрены, так называемые, профильные классы. Это очень неплохая поддержка и помощь для успешного поступления, но в связи с нехваткой учащихся таких классов открываются один – два. В этой ситуации желания многих остаются не востребованы, и они идут учиться в обычный класс, где их «продолжают кормить той же похлебкой»…
В качестве альтернативы я взял школьную систему образования США, т.к. она представляется мне более демократичной и эффективной, нежели наша. Она также трехступенчата: начальные (elementary schools), средние (middle schools) и высшие школы (high school). Начнем по порядку
На первой ступени особых различий с нашей системой нет – также дается основная база знаний. Но на этом этапе американцы используют теорию «прогрессивного образования», проще говоря, обучение происходит посредством совершенно обыденных действий, которые нравятся ученикам этого возраста (5 – 11 лет): экскурсии, игры и прочие формы развлечения.
Далее идет средняя школа (с 11 до 14 лет). Здесь и начинается вся демократическая прелесть «западной системы» – выбор предметов, но так как ребенок еще не стал окончательно взрослым, эта демократия является не полной - ученик обязан брать классы по математике, английскому языку, естественным и социальным наукам, физкультуре. Но остальные два класса учащийся «добирает» самостоятельно (в основном это иностранные языки, искусство или технологии). На этой ступени уже начинается профильное (или, как говорят американцы, «продвинутое») образование. Учащиеся делятся на потоки и продолжают обучение в этой форме (на мой взгляд, очень эффективной, т.к. более досконально изучается то, что действительно нравится (и будет нужно в дальнейшем) ученику, а остальные предметы отводятся на второй план; также у учащегося появляется больше единомышленников, с которыми можно устроить дискуссию или обсудить что-то из нового материала).
Последней ступенью является высшая школа, где обучаются до 18 лет. Здесь выбор классов является уже более свободным, нежели в «middle schools». Ученик лишь должен выполнить обязательные критерии для получения диплома. Примерные критерии приведены ниже:
•3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики)
•3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах как правило делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке)
•4 года литературы
•2—4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США
•1—2 года физкультуры
Остальные классы выбираются самостоятельно (они являются необязательными и могут быть абсолютно проигнорированы учеником):
•Дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника)
•Иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, латынь и греческий)
•Изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф)
•Игровое искусство (театр, оркестр, танец)
•Компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн)
•Издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника)
•Труд (обработка дерева, ремонт автомобилей)
В последние два года в высших школах появляется новый тип «продвинутого» класса, где учащихся готовят к экзамену Advanced Placement. Большинство ВУЗов к нему относятся с большим вниманием.
Тем самым я вправе сделать вывод, что школьная система образования в США на порядок лучше, т.к. обучает по выбранному профилю уже с 11 лет, тем самым дает хорошую подготовку для поступления и дальнейшей учебы в ВУЗе.
Однако, не редки случаи, когда преподаватели из «штатов» удивляются качеству образования российских школьников – они говорят, что уровень образования американских школьников такого же возраста гораздо ниже. Может это является следствием «свободного образования», а может воспитания и желания учиться…
PS Западную систему образования я прошу рассмотреть как модель, не более того. Разговор о "тупости американцев" в сегодняшней дискуссии неуместен, т.к. я рассматриваю лишь систему образования, а не их "умение решать задачки".
Исходное сообщение d_a_s безусловно. но в методе "кнута и пряника" это не предусмотрено...к сожалению это так((
Исходное сообщение d_a_s следовательно, нужно менять метод...да...надо менять...но этого не понимают
Исходное сообщение E_Gal а что именно тебя смущает? В школе притеснение? Плохо объясняют материал? Наказывают строго? Что именно не так?никогда практически мнения не спрашивают,должно быть просто человеческое понимание...хоть чем-то двоечников например увлечь...интерес к учебе проявить и тп
Исходное сообщение d_a_s если вы хотите рассмотреть мою позицию, то она такова: я не могу серьезно заниматься необходимыми мне предметами, т.к. учителя в один голос утверждают "мы работаем по программе" и они, де юре, правы, но де факто...да да...насчет программы это верно))часто слышала от учителей
Исходное сообщение E_Gal Это проблема педагога, но так же и проблема учебного коллектива. Помочь ученику должны не только учителя, но и вы сами. Видимо учителя попались вам не самые лучшие, я училась с удовольствием. И какое мнение должны спрашивать? Что именно вы хотите рассказать им?трудно так сразу сказать..но такие ситуации бывают что и говорить