Есть места, которые изначально считались недобрыми, проклятыми, как прибежище нечистой либо другой недоброй силы. Прежде всего это, конечно, перекрестки.
В старину на перепутьях ставили кресты - по обету, в память об убитых. Их иногда хоронили прямо при дорогах, ну и конечно, неупокоенные, неотмоленные духи, бродят по ночам неподалеку от места своего погребения. Неосвященный крест всегда привлекает злых духов и становится их обиталищем, так же, как и само скрещение дорог. Тут встречаются ведьмы с чертями, гуляют свои бесовские свадьбы.
На перекрестке, особенно в ненастье, можно столкнуться со встречником-вихровым - злым духом, находящимся в вихре. Это нечистая сила, которая, увидев, что поднимается гроза, бежит от нее подальше, чтобы не быть сраженной стрелой Ильи-пророка, Перуна.
Желающий увидать вихрь-черта должен, снявши с себя крест и наклонившись, посмотреть между ног. Вихрь покажется в образе огромнейшего человека, машущего руками и бегущего сломя голову. Говорят также, что это нечистая сила, которая в виде столба пыли несется по проезжим дорогам за душой умирающего преступника или убийцы. Неосторожного путника он может утащить с собою, и тогда никто и нигде более не увидит его.
Спастись от встречника можно только одним способом: бросив в вихрь острый нож. Тогда смерч рассеется, а нож, упавший на дорогу, окрасится кровью. Еще уверяют, будто на перекрестках живет особенный нечистый дух по имени крестовый.
Вместилищем бесовской силы являются все деревья, растущие на росстанях, особенно дикая груша, впрочем, это вообще - дерево нехорошее. Ведь именно в ее ветвях собирается в полночь нечистая сила и играет свои свадьбы. Под такой грушей нельзя спать, нельзя ломать с нее ветви, иначе демоны овладеют душой неосторожного. Кладбища нельзя назвать проклятыми местами, однако они безусловно опасны, так как там можно очень просто наткнуться на привидения, нечисть или упырей, особенно если заявиться ночью и без креста.
Подобными считаются и провалы земные, ведь каждый такой провал может быть прямым сообщением с Пеклом, адом, подземным миром, которые принадлежат потусторонним силам. Бывают заклятые или проклятые дома, в которых не выводятся разные кудесы: либо стучит, либо призрак является, либо блазня живет. Такие дома обычно долго стоят заброшенными, и стоит забрести туда случайному человеку, он может очень пострадать: перепугаться, сойти с ума и даже не уйти оттуда живым.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два удалых молодца. Один делал всякое дело с горячностью, напором, в любую битву врубался стремглав, наскоком, другой же - осмотрительно, рассудительно. Вот их и прозвали: Храбёр-богатырь да Разум-богатырь.
Как-то, верхом едучи в местах незнаемых, увидал вдруг Храбёр-богатырь на развилке дорог, у высохшего ручья: слева - град чудесный поднимается, а справо - недвижное сборище силы нечистой. Тут и ведьмы, и оборотни, полужабы-полуединороги хвостатые и прочая пакость. А впереди сама Смерть на коне, со щитом и копьем, в оболочке из хрусталя.
- Эх, двум смертям не бывать, одной не миновать! - вскричал Храбёр-богатырь, выхватил меч из ножен и поскакал биться со Смертью. Та вмиг ожила, вся нечисть тоже задвигалась, завизжала и кинулась на богатыря. Но как только он смахнул голову Смерти, все вдруг пропало, как не бывало.
Передохнул Храбёр-богатырь и поскакал ко граду поднебесному. Приезжает, а там слезы и уныние: каждый месяц прилетает в то царство-государство змей трехглавый, уносит одну из красавиц. Скоро дойдет черед и до царской дочери.
- И когда опять змеюгана ждете? - спрашивает Храбёр-богатырь тамошнего царя.
- Послезавтра на закате, - ответствовал тот, слезы горькие проливая.
- Не горюй, царское величество: бог не выдаст, а свинья не съест, - приободрил Храбёр-богатырь и, вспомнив советы Разума-богатыря об осмотрительности, добавил:
- Вели пред тем местом, где красавица будет стоять, вырыть яму глубокую, да пускай дно ямы крепкими кольями утыкают, с железными острыми навершиями, да жердями яму закроют, да сверху дерном, да еще цветочков лазоревых набросают. То-то будет потеха!
Перед прилетом змея затаился богатырь за камнем, где красавица стояла. Опустился змеюга перед нею, крылья сложил - да и провалился в яму, только головы наверху огонь изрыгают. Тут-то богатырь головы эти змеиные и срубил. Радуются все жители града поднебесного, обнимаются, богатыря прославляют, а царь предлагает полцарства и царевну в жены.
От полцарства Храбёр-богатырь отказался, а вот царевна ему приглянулась. В тот же день справили свадьбу, но вскоре заскучал молодец на чужбине и уехал с новобрачной в родные края. Первым делом рассказал о своих приключениях Разуму-богатырю, и тот тоже захотел град поднебесный повидать. Спустя полгода, хорошенько пораскинув умом, он пустился в путь-дорогу.
Вот оказался он у того проклятого места, где слева - град поднебесный, а справа - нечисть, застывшая со Смертью во главе. Остановился - и призадумался: «На что мне меч зря из ножен вынимать, небось и без сечи кровавой ко граду проеду. Смерть вон стоит да и стоит себе, никого не трогает, словно спит. Неразумно ее будить!»
Поворотил коня налево и поскакал. И тотчас ожила вся нечисть, вмиг догнала его, сшибла с коня да и обволокла хрусталем. Долго ли, коротко, а пустился Храбёр-богатырь на поиски безвестно сгинувшего собрата. Опять сразился на проклятом месте со Смертью и ее воинством, опять смахнул старухе голову - и опять все пропало из глаз, остался лишь заколдованный Разум-богатырь в оболочке хрустальной.
Ударил Храбёр-богатырь своим мечом - хрусталь и раскололся, как ореховая скорлупа. Ожил Разум-богатырь, обнял своего спасителя. Сели они на коня Храбёрова да и поехали на родину.
Вот и выходит: один богатырь с царем породнился, другой жизни едва не лишился. Не зря народом говорено: «Разума много - а счастья нет, удали много - во злато одет!»
[показать]
Michelangelo Buonarroti .Человек, увлекаемый демонами в ад.
ПРОКЛЯТЫЕ ЛЮДИ
Проклятые люди - добыча нечистой силы. Она является как бы ниоткуда и уносит с собой человека или тотчас после произнесения проклятия, или спустя некоторое время.
Самой легкой добычей становятся дети, которых обругают рассерженные матери. Их забирает к себе леший либо сам черт, иногда подполяник. Порою вместо детей подбрасывают осиновое полено или своих бесовских обменышей, а настоящий ребенок либо поселяется у нечистой силы, бродит с нею по свету, либо мечется неприкаянный где-то между тем светом и этим, то являясь случайным людям или колдунам, то пребывая в безвестности.
Проклятые под горячую руку вызывают всеобщее осуждение, а человек, неосторожно рассыпающий ругательства, рискует и сам поплатиться за свою оплошку, потеряв дорогого человека.
Особенно действенным бывает неосторожное проклятие, когда «не в час молвится», то есть между двенадцатью и часом дня или ночи.
Особенно страшно родительское проклятие в полдень.
Вообще недоброе слово матери - вещь опасная: по поверью, проклятого матерью земля не принимает, так и будет он трястись в могиле, как осиновый лист. Тела заклятых матерями даже не разлагаются в земле, несчастные не находят успокоения и после смерти, пока их не простит мать.
Бывают, конечно, люди, проклятые за дело: убийцы, злодеи, душегубы. Их, нераскаянных, земля не принимает, они вечно шатаются недалеко от места своего погребения, подобно Кучковичам, убийцам князя Андрея Боголюбского. Убийц зашили в короба и бросили в озеро, называемое Плавучим.
Тела их остались нетленны в коробах, которые обросли зеленым мхом и, по преданию, доселе мечутся по озеру, подобно кочкам. Проклятыми считали некоторых птиц, животных, например лягушек, которые некогда были людьми, но прогневили за что-то бога; ну а еще считается, будто лягушки произошли от проклятых матерями младенцев.
Жила была одна вдова с сыном. Вот как-то раз готовилась она к Христовой заутрене да вышла из кухни. Сын возьми и схвати ложки две-три творогу: надоело ждать разговления, - да и уронил миску.
Увидела мать, рассердилась и давай его ругать:
- Чтоб ты пропал - говорит!
Изругала и послала посмотреть, есть ли у скотины корм.
Ушел мальчик, и нет его, и нет... Так и пропал бесследно.
Прошло какое-то время, и пришел в деревню солдатик. Спросил, где можно переночевать, и показали ему на пустой дом.
Лег он спать, и вдруг из голбца выбежала толпа ребятишек, и все плачут, а один приговаривает, что прокляла его мать накануне Христовой заутрени. Но как стало в церкви бить полночь, все ребятишки скрылись.
Наутро солдат рассказал мужикам о случившемся, а те и говорят:
- У вдовы сын пропал в Христову заутреню, так не он ли это был?
Поведали об сем вдове, она расплакалась и стала думать, как бы сыночка воротить.
А солдат, по пословице, с чертом водится, ну, он и говорит:
- Есть ли у тебя три непочатых конца холста?
- Есть.
- Как начнет смеркаться, возьми их, ступай в ту избу и сиди на печи. Как ребятишки покажутся, ты своего холстами обмотай.
Так она и сделала.
Как стало в церкви бить полночь, все мальчики бросились убегать, а один не может - его холстом мать обмотала.
Начал он кричать, воротились другие мальчики, холст разорвали и увели проклятого с собой.
Утром вдова плачет, идет к солдату. Он головой покачал:
- А есть ли у тебя твое венчальное платье?
- Есть.
- Ну так на другую ночь ты сына этим платьем обмотай. На нем крест святой наложен, ты в нем вкруг аналоя хаживала - его не должны разорвать.
На другую ночь накинула вдова на сына свое венчальное платье и завязала крепко-крепко.
В полночь другие-то ринулись убегать, а один не может. Пытались мальчики платье порвать - нет, не порвали, как ни силились.
Так и убежали в голбец.
Вдова с печки сошла, ребенка на руки взяла, домой принесла. Развязала платье - а он спит.
Перекрестила его, и наутро мальчик проснулся как ни в чем не бывало.