• Авторизация


Гессе Г. "Игра в бисер" 08-12-2008 01:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 (99x141, 2Kb)
 (87x137, 4Kb)
Прочитал книгу решил поделиться.

Прежде всего книга понравилась мне тем, что предметом для размышлений в ней является человек.Что есть его душа, а вернее , что есть человеческий дух, насколько эта душа может преодолеть свой страх, страх, который она испытывает сталкиваясь с этим безумным миром? Да придя в этот мир чистым невинным ребёнком, человек испытывает много страхов, но самый сильный страх - страх смерти, и в преодолении оного автор предлагает множество путей , да чтобы чувствовать себя не таким одиноким , чтобы достичь духовной гармонии , человек ударяется в разное, чтобы закалить свой дух и приобрести желанное равновесии души и окружающего мира, кто-то постигает науки и устраивает элитное государство, где аристократы в процессе постижения глубин науки совершенствовали свой дух и в этом находили радость и гармонию с окружающим миром, чтобы ничто не отвлекало их чистого знания и совершенства , от виртуозного постижения науки , элита создала свой мир со своим кодексом, законом., она изолировала себя от реальности и таким образом достигла своих искусственно выведенных достижений, как то - своего языка, образа жизни , и своих стремлений , и как естественно что-либо подтверждающее сей процесс рождается вершина сего мастерства этой выдуманной страны - элитная ига в бисер, цель которой объединить все науки и искусство в единую шкалу ценностей, казалось бы, что здесь плохого, если человеческий дух так развит , что может виртуозно владеть всем научным багажом человеческой культуры, да ничего. если бы не одно но, сознательно уйти от своей природы не удавалось ещё никому, не может человек изолировать себя от реальности, от своей сущности , от желания любить, иметь детей, да и просто наслаждаться жизнью, поэтому и государство выдуманное элитной аристократией обречено на гибель. Следующий путь предложенной автором, это тот путь развития - при котором человек не должен забывать свои корни, откуда он пришёл , насколько он связан с природой ( пусть мы всегда будем помнить свои истоки) , в процессе эволюционного развития человек всегда обогащал свои знания покоряя природу, он использовал всё, от шаманства и колдовства, до научного опыта, и в этом процессе нередко становился победителем, но иногда амулет, и бубен, заклинания и заговор бессилен против естественного хода событий, и чтобы усмирить животный страх соплеменников перед природными катаклизмами шаману приходится принести себя в жертву. Выходит что нет однозначного ответа как достичь покоя и совершенства, кто-то справедливо может напомнить, а как же Бог, религия и вера, но и в религии нередко случается так, что нет чёткого и простого пути к гармонии, и праведник , иногда может зароптать и отказаться принимать чужую боль, усомнившись а достоин ли он это делать. Можно конечно решить , что всё в мире суета сует и уйти в полную медитацию , но ведь это, похоже на то, как страус прячет голову в песок когда боится, а наша жизнь- наша жизнь, и пржить её хотелось бы самим, вот поэтому автор ни в коем случае не учит читателя, а лишь даёт пищу для размышления, как обрести желанную гармонию.

Игра в бисер - наверное, та самая книга, которую прочесть должен каждый, я бы ее рекомендовал. Роман написан в классическом ключе, продолжая традиции философских романов эпохи позднего Возрождения и Просвещения. Здесь не просто идеи гуманизма, но сам гуманизм. Гессе удалось создать нечто особенное. Лично на меня книга оказало сильное впечатление, и послужила для некоторых действий, тематика которых лежит далеко за рамками ПС.

Построена книга довольно интересным образом - это обрывочные записи о жизни и деятельности Йозефа Кнехта, магистра Игры. Разрозненные записки, собранные усердным биографом, дополнены сочинениями самого Magister Ludi (3 рассказа, написанные им во время обучения, повторяющие одно и тоже: человек должен служить людям; герои этих рассказов носят имена, означающие “слуга”) и притчами.

Мир Кнехта показан на фоне другого мира - утопической Касталии, где все лаконично. Рассказывать о том, что Касталия есть метафора, соединяющая в себе многое и многое, органичная культура которой есть самая правильная модель общества, я не стану, это можно найти в рецензиях и биографиях Гессе.

Игра в бисер - книга пропитанная, помимо всего прочего, музыкой. Гессе довольно много слов уделяет музыке и всему, что с ней связано. Кнехт - музыкант, его учитель - тоже музыкант. Много раз играли они вместе, дуэтом, много об этом говорится - и музыку эту слышно, эту игру представляешь, хоть Гессе и не описывает ее явно, ограничиваясь несколькими словами. Ведь как это сложно писать о чем-то, и одновременно не показывать этого (каждый раз на семинарах в Литинституте начинаются споры в связи с этим).

Стоит ли говорить, что Игра в бисер (1943 год)- последнее крупное произведение Гессе, за которое он получил Нобелевскую премию (1946 год). Надо ли упоминать, что в книге органично переплетаются философии Востока и Запада. Нужно ли предполагать, что Игра в бисер вобрала в себя все, что Гессе пытался передать в других своих произведениях (например, в Сиддхартхе или Поломничестве в страну востока), что это венец его творчества. Я думаю, что это сказали (или скажут) другие.

Цитаты из книги.

Музыка зиждется на гармонии неба и земли, на соразмерности темного и светлого.

2.

Может быть, они и сделали ложный шаг, вернее, их шаг вне всякого сомнения ложен, и все же они нечто сделали, совершили, осмелились на прыжок, а для этого нужна отвага.


3.

— Надо ли обращать внимание на сны? — спросил Иозеф. — Можно ли их толковать? — На все надо обращать внимание, ибо все можно толковать, — кратко ответил Магистр, посмотрев ему в глаза.

4.

…наш долг — правильно распознавать противоречия, во-первых, как противоречия, а во-вторых, как полюсы некоего единства.

5.

Мы сами — история, и мы ответственны за всемирную историю в целом и за наше положение в ней.

6.

Вызов победил сомнения, воля — инстинкт.

7.

«Если Коллегия призывает тебя занять определенный пост, то знай: каждая следующая ступень — это не шаг к свободе, а новое обязательство. Чем выше пост, тем больше обязательство. Чем больше власть, тем строже служение. Чем сильнее личность, тем предосудительнее произвол» (из малого кодекса Игры в бисер)

8.

Историческое исследование означает: погрузиться в хаос и все же сохранить в себе веру в порядок и смысл.

9.

Некоторое время — а сколько это?

10.

Готовься, но не стремись насильственно выжать из себя удачную мысль.

11.

Я не знаю, была ли моя жизнь бесполезной, простым недоразумением, или же она имела смысл.

12.

…тебе до всего должно быть дело, что ты обо всем должен знать ни капли не меньше, чем посильно знать человеку.

13.

…вообще послушание и служение куда легче и лучше, куда невинней и полезней, нежели власть и ответственность…
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
EVREN-1 08-12-2008-10:47 удалить
спасибо. не читала. прочту. рада познакомиться с вами.
Orbi-et_orbi 08-12-2008-13:15 удалить
Герман Гессе потрясающий автор, особенно его "Степной волк". )
MONALE 26-01-2009-15:11 удалить
после "Демиана"...я долго ничего не могла читать.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гессе Г. "Игра в бисер" | Вадим_Гроссман - Дневник посвящён театру и кино. | Лента друзей Вадим_Гроссман / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»