Это цитата сообщения
Княжна_Мгинская Оригинальное сообщениеБез заголовка
Вчера окончился фестиваль ДНБОШИРФИЛЬМ... Мое первое задание в газете "В любимом городе..." подошло к концу... ГРан-при, как я и ожидала, получил фильм "Ласточки прилетели". Мне вещь очень понравилась. Интеллигентно снято, очень вежливо и тактично (других слов и не подобрать) показана ломка... сама атмосфера фильма не удручающая и не давящая (как это обычно в пропагандистских фильмах о нариках, хотя данный шедевр никак нельзя назвать пропагандой здорового образа жизни - просто история преподавателя литературы в ВУЗе)...
А вообще забавно было))) Я пришла на фест, чтобы посмотреть фильм "Наркоза не будет", но пресс-секретарь мероприятия попросила через час выйти из зала на пресс-конференцию с участниками и организаторами феста... Я так и поступила... В первый раз наблюдала, как медиа-лиц было больше, чем предсавителей прессы, потому что из нашей братии было... 2 журналиста. В связи с этим нам разрешили "терзать", кого угодно. Мне поначалу было страшно и я общалась лишь с теми, с кем меня знакомили... Позабавило, как Баширов поздоровался со мной и представил одного из режиссеров. В общей сложности получилось три интервью, которые я и выкладываю здесь (потому что вещи мастера кинематографа говорили довольно интересные)
ЗЫ: Александра Павловна, когда ты лет через пять будешь просматривать собственный дневник, ужаснись своему непрофессионализму и тупизне вопросов, ОК?
Дмитрий Лурье («Flashes of Persia», «Театр слез» вместе с Беатой Петерсен)
- Вы уже не в первый раз на этом фестивале, да?
Я уже, наверное, раз в четвертый или в пятый. В первый раз я участвовал в 99м году…
- И какие впечатления у Вас? То есть, фестиваль как-то меняется?
Нет, фестиваль стабилен: ни лучше, ни хуже, традиционный набор участников, традиционная публика и… наверное, в этой стабильности его главная заслуга.
- В чем Вы видите цели фестиваля?
Цель любого фестиваля – это прежде всего дать возможность, предоставить площадку для показа тех работ, которые сложно как-то, иначе, чем в фестивальном формате, донести до зрителя. Потому что фестивалей, на самом деле, в городе очень мало. У нас пятимиллионный город и его по населению можно сравнить с небольшой европейской страной, где фестивалей десятки ежегодно, у нас это три-четыре фестиваля… А у этого фестиваля еще есть определенный формат… В принципе, они практически без отбора показывают авторские работы… которые сложно где-то еще увидеть…
- Как я поняла, этот фестиваль объявлен форумом независимого кино. А что Вы вкладываете в понятие «независимое кино»?
Хороший вопрос, потому что я вообще не понимаю, что такое зависимое кино, независимое… Наверное, независимое – это то, которое не зависит от тех обстоятельств, которые предлагается одолеть автору при создании его работы, связанных с финансами, с возможностью дистребьюции фильма, донесения до зрителя, что является главным посылом в творческом акте… Есть всегда определенный формат, да? Это определенная эстетика, это, прежде всего, упор на эксперимент, на возможность доказать что-то себе самому, нежели зрителям, которые ожидают чего-то удобоваримого и понятного…
- Опять же в пресс-релизе написано, что этот фестиваль чуть ли не единственный в России. А в чем Вам видится уникальность данного фестиваля?
Наверное, в России он действительно единственный в своем роде, потому что в режиме нон-стоп четыре дня можно смотреть сотни фильмов, которые отличаются и качественно, и содержательно, и эстетически… и все это происходит на одном экране. И, в принципе, зритель не ленивый, который интересуется кино, интересуется кинопроцессом, может составить себе представление о том, что в принципе происходит в российском постсоветском кино Мало фестивалей, которые позволяют себе вот такую обширную программу, потому что обычно это отбор, и отбор, ориентированный на среднего зрителя, которому прежде всего хотелось бы не скучать, видеть какую-то развлекательную, во всяком случае доступную программу.
- А Вы присутствовали на фестивале в качестве зрителя?
На этом фестивале?
- Да?
В те годы, когда я не участвовал, как автор, я участвовал, как зритель. Интересно, когда происходит процесс, частью которого я являюсь, поэтому я отслеживаю то, что делается.
- А в этот год Вы просматриваете какие-то фильмы?
Не, ну я не из тех авторов, которые замыкаются в своем творчестве, я отслеживаю то, что делают другие мастера.
- На этом фестивале Вы тоже участвуете в качестве зрителя?
На самом деле, конечно, половина времени отводится общению… В принципе, это то, зачем приезжает автор на фестиваль, потому что хочется пообщаться друг с другом… Помимо того, чтобы посмотреть работы, еще и пообщаться, потому что такая возможность предоставляется редко… Здесь приезжают режиссеры из многих бывших республик… У нас с ними какие-то общие корни, но реалии настоящие разные… есть, чем поделиться и этот опыт, он тоже необходим.
Конечно, то, что в конкурсе, я посмотрел все, то, что в КУНСТ-КАМЕРЕ не удалось все посмотреть…
- А что Вам больше интересно, полноформатные или малометражные фильмы?
Я сам, прежде всего, занимаюсь коротким метром, поэтому он мне интересней, поскольку он подразумевает какой-то качественный, тщательный отбор и отсмотреть восемь фильмов проще, чем отсмотреть сто пятьдесят фильмов. В КУНСТ-КАМЕРЕ там просто очень неровная программа, некоторые фильмы меня просто вышибают и я не могу заставить себя их смотреть.
- Да, там довольно сложно перестроиться с одного на другой… Аэ…Вам понравились какие-нибудь работы? Можете что-нибудь отметить?
Ну, из того, что я видел в конкурсе, больше всего мне понравились «Ласточки прилетели»… осетинский фильм…на самом деле, наверное, самый дорогой фильм по вложенным в производство деньгам… Очень просто и интересно сделан. Интеллигентное кино… Очень с большим достоинством авторы относятся к своим героям… А из короткого метра мне очень понравилось «Человек-чайник».
- А вот Вы уже не в первый год участвуете в фестивале… и, скорее всего, у Вас работ больше, чем представлено на фестивале. Как Вы отбираете из количества отснятых Вами фильмов то, что Вы пошлете на фестиваль?
Ну… Вы, наверное, не очень представляете себе кинопроцесс… Кино – это очень трудоемкое и времяемкое производство…Обычно удается создать один фильм в год, как раз то, что выносится на суд зрителя , на фестиваль… В этом году я показывал документальный фильм и короткий фильм на 8 миллиметров… его я монтировал вчистую и его время производства не заняло больше, чем две недели. А на документальный фильм у меня ушло больше года.
- То есть, насколько я поняла, на фестиваль посылаются только новые работы…
Обычно фестиваль, если это не спецпоказы или посвящения автору, то это работы, которым год-два, не больше
- Нет, я имею ввиду, есть какая-то работа, снятая давно, но которую автор никому не показывал… Такое возможно?
Нет, безусловно! Я думаю, что этот фестиваль достаточно открытый… и здесь, наверное, если автор считает нужным показать какую-то свою старую работу, которую до этого никто не видел, это все обсуждаемо
Баграт Симонян («Будьте счастливы»)
- Это Ваше первое участие в фестивале?
Да. Это мое первое участие в фестивале.
- И какие впечатления?
Впечатления очень приятные, очень радует. Во-первых, я понял самое главное, суть фестиваля: это дружба, это взаимопонимание, это поиск родственных и нахождение родственных по духу людей. Показываемые здесь фильмы очень хороши, их нигде нельзя увидеть. И в этом тоже суть фестиваля: здесь можно увидеть то, чего в другом месте не увидишь.
- А Вам запомнились какие-нибудь другие работы? Было ли что-нибудь, что запало в душу?
Да. Было. Это прибалтийская картина «Монотонность», это фильм Саши Сашневой «Наркоза не будет»… Мой фильм участвовал в Ялте на телекинопробе, я даже приз получил.
- А что Вам показалось более интересным: полноформатные картины или малометражки?
Мне, конечно, было интересно видеть малометражные фильмы, я сам снимаю в коротком метре, пока что не было такого предложения, возможностей… Я снимал в коротком метре. Мне хотелось увидеть, как с маленьким бюджетом люди делают большие картины, и меня обрадовало, что я понял, что тоже могу делать крупноформатные фильмы.
- В коротком метре, наверное, сложно снимать, потому что там какую-то идею нужно вложить в достаточно маленький временной промежуток.
Да. Но это изначально делаешь в этом жанре короткого метра. Ты уже находишь именно в драматургии короткой какие-то фишки, интересные, которые именно в этом жанре работают
- А в чем специфика короткого метра?
Очень важен финал, потому что финал раскрывает все… Короткий метр интересен, на коротком метре очень многому можно научиться.
- А как вообще рождается идея снять фильм, то есть вначале придумывается какая-то суть фильма, а потом уже сюжет, или наоборот? Я извиняюсь, может быть, глупый вопрос?
Нет, наоборот очень интересный вопрос. Для меня важно прочувствовать внутри, пусть даже некое слово, увидеть лицо интересное… и у меня уже открывается идея, то есть вдохновение. Я должен вдохновиться… чем бы то ни было, меня может вдохновить даже пиво пустое «Туборг», которое сейчас стоит на столе… То есть я вдохновляюсь и уже мне в некоторой степени даже не важно, какой сценарий, я как-то полностью заворожен этой идеей, я уже не могу объяснить, я начинаю снимать…
- А саунд-трэк к фильму подбираете сами?
Мне почему-то легко бывает… Я снимаю, я никогда не думаю, что будет музыкой. Я не хочу, чтобы в фильмах звучала музыка… в моих фильмах, чтобы они были без музыки. Но у меня пока нету этого мастерства, о котором я говорю, и в конце гармония кадра есть и уже легко подбираешь, то есть чувствуешь, что здесь нужна какая-то минорность… или наоборот, ты строишь контраст: кадр очень динамичный и ты ставишь минорную вещь, или кадр такой тягучий, а ты ставишь динамическую музыку, то есть сам кадр должен быть сильный, чтобы и музыка была и имела свое значение.
Михаил Бродский («Измена»)
- Как Вам атмосфера фестиваля?
Отлично. Если б еще это превратилось в, скажем, мероприятие, куда бы приходили люди, которые занимались бы именно такими проектами купли-продажи DVD и так далее… Это очень момент важный.
- Фестиваль объявлен форумом независимого кино. А что Вы вкладываете в понятие «независимого кино»?
Деньги, которые не имеют государственной основы, то есть это частные деньги… И, в основном, это только на энтузиазме, больше ничего нет. А значит, делает человек все, что хочет: полная творческая свобода, и это очень важно для художника…
- Вы принимали в фестивале участие в качестве зрителя? Видели представленные здесь работы?
Да, я видел.
- И какие из них Вы можете отметить? Что задело, запало в душу?
Я не буду этого говорить, потому что это мои коллеги, своего рода конкуренты, хотя в искусстве нет конкурентов. Есть фильмы хорошие, есть просто замечательные. Они действительно все разные. Самый лучший фильм «Измена» (это мой фильм). Шутка.
- А что Вам больше понравилось: полноформатные фильмы или малометражные?
Малометражки… дело в том, что у них задача тоже сложная: За короткое время показать историю. Это сложно. Для меня, например, неважно, полный метр или короче. И то, и другое нужно сделать так, чтобы … ну в общем, зрителю понравилось. И то, и то интересно делать.
- Как в целом Вам представляется цель фестиваля?
Показать себя, посмотреть на других… Тем более, что пока ты варишься только в своем фильме…или там, только в Белоруссии – это одно. А так ты видишь, что делается в других странах… Ну а это тоже своего рода развитие… Тем более, молодежное независимое кино…В Европе давно независимое кино , во-первых, оно по интересу зрительскому во многократно раз превышает фильмы, в которые вкладывают миллионы долларов… и они приносят такую же прибыль серьезную. В России же это только-только начинается, и, может быть, это будет иметь результат, положительный во всех отношених: в денежном, чтоб это можно было снимать, отбывать деньги, которые вкладывали…
- То есть, насколько я понимаю, российский кинематограф двигается в лучшую сторону…
И российский, и Белорусский… И все абсолютно вместе, потому что, если такие независимые проекты делаются во всех странах, это безусловное развитие, в любом случае. Другой вопрос, что менталитет у каждого разный. Скажем, грузинское кино, оно всегда было интересно…
- А как Вы думаете, почему сейчас в кинотеатрах выходит столько фильмов, наподобие боевиков, таких блокбастеров…
Мне кажется… Когда мы будем снимать Толстого или Чехова, это очень сложно сыграть… А взять пистолет в руки и делать «пиф-паф», я не хочу никого обидеть, но это будет намного легче.
- То есть, это легче снять и легче собрать нужное количество зрителей?
Знаете, дебилов много… и это кино просто смотреть, любой боевик легко смотреть… А вот фильм, где драматургия серьезная, это очень сложно… Это нужно быть, во-первых, культурно образованным, ну, в общем-то, понимать что-то вообще в искусстве… И когда ты смотришь, и фильм действительно хороший, ты выходишь с серьезными переживаниями.
- А перед участием в фестивале у Вас уже был готов фильм или Вы специально к фестивалю создали картину?
Нет, фильм уже был готов. А об этом фестивале я практически случайно узнал.
- А как вы определили, что именно этот фильм нужно отправить?
Ну этот был как-то по теме, по формату… Потому, что на другие фестивали он, наверное, не подходит, там, критерии… Тем более это фильм малобюджетный… Да дело даже не в малом бюджете, а по формату… Вот это очень важно.