• Авторизация


П.И. Чайковский - «ЩЕЛКУНЧИК» (1993), New York City Ballet, хореограф Джордж Баланчин 15-07-2012 01:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» 1816 года. Главная героиня сказки — двенадцатилетняя девочка Марихен Штальбаум. На Рождество она в подарок от своего крёстного Дроссельмейера получает куклу для раскалывания орехов — Щелкунчика, который ночью оживает и вступает в схватку с предводителем мышиной армии (нем. Mausekönig). Исход битвы решает брошенная Мари туфля. Наутро родители не верят рассказам своей дочери, однако Дроссельмейер поведал всем историю Щелкунчика — нюрнбергского племянника Дроссельмейера, заколдованного мышиной королевой Мышильдой. На следующую ночь Мари откупается от Мышиного Короля марципанами, а на третью ночь вдохновлённый Щелкунчик (Дроссельмейер) убивает саблей Мышиного Короля. Затем Щелкунчик ведёт Мари в Кукольное Королевство. В кукольном королевстве был Рождественский лес, Леденцовый луг, Лимонадная река и озеро Миндального молока. Столицей был город Конфетенбург с Марципановым замком. Мари становится принцессой.

[525x438]

«Щелкунчик» в хореографии Джорджа Баланчина (George Balanchine) был поставлен в 1954 году и с тех пор считается традиционным рождественским спектаклем в Америке. Баланчин, учитывая настроения общества тех времён, создал волшебный спектакль, в котором нет мрачного начала сказки Гофмана и некоторых трагических подтекстов музыки Чайковского. Спектакль Баланчина, как и оригинальная версия Чайковского, состоит из двух действий: первое – праздник в доме Штальбаумов, второе – Мари с Принцем-Щелкунчиком (он же – племянник Дроссельмейера) в Королевстве сладостей. «Щелкунчик» Баланчина считается коллективной постановкой, и главные её танцоры – дети. Мари и Щелкунчик, в отличие от оригинальной версии, остаются детьми до конца балета. Баланчин, человек, не имевший детей, и мужчина, всегда ставивший женщин в центр своей балетной и жизненной вселенной, ради «Щелкунчика» окунулся в мир далёкого петербургского детства, вспомнил его так подробно и идеализировал так дотошно и искренне, как этого не сделал больше ни один из причастных к сюжету авторов.

Режиссер - Эмиль Ардолино.
Хореограф - Джордж Баланчин.
Мари - Джессика Линн Коэн (Jessica Lynn Cohen).
Дроссельмейер - Барт Робинсон Кук (Bart Robinson Cook).
Племянник Дроссельмейера, Щелкунчик - Маколэй Калкин (Macaulay Culkin).
Фея Драже - Дарси Кистлер (Darci Kistler).
Кавалер - Дэмиэн Вотцел (Damian Woetzel).
Роса - Дарси Кистлер (Darci Kistler).
Господин Штальбаум - Роберт Ла Фосс (Robert La Fosse).
Фрау Штальбаум - Хезер Уоттс (Heather Watts).


В основу либретто балета «Щелкунчик» Чайковского легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом. Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Мари и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году. В разных редакциях есть разночтения в имени главной героини: Клара и Мари. В оригинальном произведении Гофмана имя девочки Мари, а Клара — это её любимая кукла. Прообразом Мышиного Короля для Гофмана, возможно, послужило мифическое животное, упоминаемое в европейских сказаниях как Крысиный король.

ЛИБРЕТТО

Небольшой немецкий городок. В доме Зильбергауса Штальбаума праздник. Множество гостей приглашено на ёлку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей Зильбергауса — Мари, Фрица и их маленьких гостей. Детвора резвится, любуясь полученными подарками.
Появляются гости. Часы бьют полночь. Но среди гостей не видно старика Дроссельмейера — крёстного маленькой Мари. А вот и он! Его появление вносит новое оживление. Старый чудак всегда придумает что-нибудь забавное. Вот и сегодня он преподносит детям четыре большие механические куклы в костюмах маркитантки, солдатика, Арлекина и Коломбины. Заведенные куклы танцуют.
Дети в восторге, но Зильбергаус, опасаясь, что замысловатые игрушки испортятся, приказывает унести их до поры до времени. Это вызывает огорчение Мари и Фрица.
Желая утешить детей, Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу — Щелкунчика. Она умеет раскалывать орехи. Старик показывает детям, как нужно приводить куклу в действие.
Озорной Фриц хватает Щелкунчика и вкладывает ему в рот самый большой орех. У Щелкунчика ломаются зубы. Фриц бросает игрушку. Но Мари поднимает с пола изуродованного Щелкунчика, повязывает ему голову платком и укладывает спать на кровать любимой куклы Клары. Гости исполняют старинный танец.
Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать.
Маленькой Мари не спится. Она встаёт с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в тёмном зале. Но что это? Из щелей в полу появляется множество блестящих огоньков. Это глаза мышей. Как страшно! Их становится всё больше и больше. Комната наполняется мышами. Мари бежит к Щелкунчику искать защиты.
Лучи луны заливают своим волшебным светом зал. Ёлка начинает расти и достигает гигантских размеров. Куклы и игрушки оживают, зайчики бьют тревогу! Часовой у будки салютует ружьём и стреляет, куколки бегают в испуге, ища защиты. Появляется отряд пряничных солдатиков. Мышиное войско наступает. Мыши одерживают победу и с торжеством пожирают трофеи — куски пряников.
Щелкунчик приказывает зайчикам снова бить тревогу! Крышки слетают с коробок, в которых лежат оловянные солдатики: здесь и гренадеры, и гусары, и артиллеристы с пушками.
Мышиный Король приказывает войску возобновить атаку и, видя неудачу, вступает в единоборство со Щелкунчиком. Но Мари снимает с ноги туфельку и со всей силой бросает её в Мышиного Короля. Щелкунчик тяжело ранит растерявшегося врага, и тот вместе с мышиным войском спасается бегством. Победа одержана!
Вдруг из уродца Щелкунчик превращается в красивого юношу. Он становится на колени перед Мари и предлагает ей следовать за ним. Они подходят к ёлке и скрываются в её ветвях.
Зал превращается в зимний ёлочный лес. Всё сильнее падает снег, поднимается метель. Ветер подгоняет танцующие снежинки. Образуется снежный сугроб из живых фигур искрящихся снежинок. Постепенно метель утихает, зимний ландшафт освещается лунным светом.
Конфитюренбург — дворец сластей. Фея Драже и принц Коклюш живут в сахарном дворце, украшенном дельфинами, из пастей которых бьют фонтаны смородинного сиропа, оршада, лимонада и других сладких напитков.
Появляются феи мелодий, цветов, картин, фруктов, кукол, феи ночи, феи плясунов и сновидений, феи конфет-карамелек; появляются Ячменный сахар, Шоколад, пирожные, мятные лепёшки, драже, фисташки и бисквиты. Все склоняются перед феей Драже, а серебряные солдатики отдают ей честь.
Мажордом расставляет маленьких мавров и пажей, у которых головы из жемчужин, туловища из рубинов и изумрудов, а ноги из чистого золота. В руках они держат горящие факелы.
В лодке, в виде золочёной скорлупы, по реке медленно плывут Мари и Щелкунчик. Вот они вышли на берег. Серебряные солдатики отдают им честь, а маленькие мавры в костюмах из пёрышек колибри подхватывают Мари под руки и помогают ей войти во дворец.
От лучей палящего солнца дворец на розовой реке начинает постепенно таять и наконец исчезает. Фонтаны перестают бить. Фея Драже с принцем Коклюшем и принцессами, сёстрами Щелкунчика, встречают прибывших; свита почтительно им кланяется, а мажордом приветствует Щелкунчика с благополучным возвращением. Щелкунчик берёт Мари за руку и говорит окружающим, что ей одной он обязан своим спасением.
Начинается праздник: танцуют Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец), паяцы (танец буффонов), леденцы (танец трубочки с кремом), Полишинель танцует с матушкой Жигонь.
В заключение появляется фея Драже со своей свитой и принцем Коклюшем и принимает участие в танцах. Мари и принц Щелкунчик сияют от радости.
Вновь появляется Дроссельмейер, он опять меняет всё вокруг. Мари просыпается. Щелкунчик всё ещё у неё в руках. Она сидит в знакомой комнате. Увы, это был всего лишь сказочный сон…
P.S. Но...есть так называемый Фрейдитский вариант балета, разработаный Нуреевым. Согласно ему, после танца с принцем, Мари просыпается и Щелкунчиком оказывается помолодевший Дроссельмейер.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник П.И. Чайковский - «ЩЕЛКУНЧИК» (1993), New York City Ballet, хореограф Джордж Баланчин | Sonya_Pictures - СНЫ АНГЕЛОВ... | Лента друзей Sonya_Pictures / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»