• Авторизация


«НЕПРИКАЯННАЯ ИМПЕРАТРИЦА» - Людмила Третьякова, «Вокруг света», №2, февраль 2002 08-06-2012 16:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[519x700]

...За два года до наступления XX столетия респектабельная и вполне благополучная Европа содрогнулась от неслыханного злодеяния, совершенного в самом тихом и миролюбивом ее уголке. Острие напильника безжалостно вошло в сердце женщины, спокойно прогуливающейся утром 10 сентября 1898 года по берегу Женевского озера. Чья злая воля направляла руку убийцы, неизвестно, но по странной иронии судьбы его жертвой сделалась самая красивая женщина Европы, австрийская императрица Елизавета I.

Хорошо известно, что династические браки августейших особ обычно заключались по принципу государственной целесообразности, сердечные же привязанности в расчет не принимались. Женитьба молодого австрийского императора Франца Иосифа I явилась исключением из этого правила, хотя поначалу его официальной невестой была совсем другая. Он же вознамерился жениться на ее младшей сестре.

Смотреть фотогалерею Франца Иосифа в юности
[показать]
Император Франц Иосиф, худ. Миклош Барабаш, 1853

«Или она — или никто!», — категорически заявил он своей матери. Тогда эрцгерцогине Софии впервые пришлось осознать, что ее власть над сыном не всесильна. Делать было нечего. Австрийский трон настоятельно нуждался в прочном семейном союзе, а главное — в наследниках. Нравилась ли Софии его избранница? Главным доводом против явились ее 15 лет. Менее значительным, но не менее настораживающим — то, что она, обожая лошадей, буквально не вылезала из конюшни, пописывала стишки и к тому же была слишком уж непосредственна. Хотя, с другой стороны, София хорошо понимала, что из такого мягкого воска можно слепить все, что необходимо. И эта мысль ее успокаивала.
...Род Виттельсбахов властвовал в Баварии (сегодня — часть Германии) более семи веков. В 1828 году баварский герцог Максимилиан вступил в законный брак и, хотя заключен он был без особых чувств, зато дал многочисленное потомство. В 1834 году в семье родилась первая дочь Хелена, а 3 года спустя, на самое Рождество — вторая, названная Елизаветой. Эта малышка, ставшая рождественским подарком Всевышнего, появилась на свет в воскресенье, что согласно преданиям было залогом счастливой судьбы, мало того, у нее был обнаружен крохотный зуб. По легенде, то же самое произошло и с новорожденным Наполеоном Бонапартом, а потому оснований полагать, что принцессу в жизни ждет нечто особенное, было более чем достаточно.

Смотреть фотогалерею герцога Максимилиана и герцогини Людовики
[700x552]
Сёстры и братья Елизаветы Баварской, худ. Йозеф Карл Штилер, 1854.
София Шарлотта, герцогиня Баварская и в будущем Аленсонская и Орлеанская, в 1868 вышла замуж за герцога Фердинанда Аленсонского; Максимилиан Эммануил, герцог Баварский, в 1875 женился на Амелии Саксен-Кобург-Готской; Карл Теодор, герцог Баварский, в 1865 женился на Софии Саксонской, вдовцом женился в 1874 на инфанте Марии Жозефине Португальской; Хелена Каролина Тереза, герцогиня Баварская и в будущем принцесса Турн и Таксис, в 1858 вышла замуж за Максимилиана де Тур и Таксис; Людвиг Вильгельм герцог Баварский, в 1859 морганатически женился на Генриетте Мендель и отказался от своих прав; Мария София Амалия, герцогиня Баварская и в будущем королева Обеих Сицилий, в 1859 вышла замуж за Франциска II, короля Обеих Сицилий; Матильда Людовика, герцогиня Баварская и в будущем графиня де Трани, в 1862 вышла замуж за графа Людовика де Трани.

Восемь детей — вся юная поросль герцогского семейства — воспитывалась отнюдь не в традициях других владетельных домов. Отец, герцог Макс (так звали его близкие), человек жизнерадостный и общительный, любил вывозить свое семейство на все лето в имение Поссенхофен, расположенное на живописном озере, окруженном лесистыми холмами. Там дети попадали в совершенно другой мир. Елизавета именно это дивное место считала своей родиной. Здесь она запросто заходила в крестьянские дома, где ее хорошо знали и любили, без страха брала в руки любую живность, и даже упросила отца устроить рядом с их домом маленький зверинец. А однажды отец показал Елизавете, как нужно рисовать, и вскоре никого уже не удивляло, если принцесса уходила далеко в луга рисовать цветы и облака, плывущие над ее маленьким раем.
Елизавета была на редкость впечатлительна и очень ласкова, что делало ее любимицей всех окружающих, кем бы они ни были. Все это было прекрасно, но ее мать — герцогиня Людовика, глядя на свою 12-летнюю дочь, думала о том, насколько нелегко будет выдать эту девочку замуж, ведь она, увы, не красавица. Ее круглое лицо больше походило на лица дочерей дровосека или булочника. Но эти домашние проблемы меркли в сравнении с теми, что свалились на родную сестру Людовики, австрийскую эрцгерцогиню Софию.
В декабре 1848 года София всеми правдами и неправдами убедила своего супруга, эрцгерцога Франца Карла, отказаться от своих прав на австрийскую корону в пользу их сына Франца Иосифа. Мать хорошо подготовила наследника к роли государя. И хотя первое время именно София оставалась фактической правительницей империи, она постоянно внушала сыну, что главное предназначение монарха — хранить величие и единство государства. В том же 1848-м 18-летний Франц Иосиф стал императором. А вскоре ему суждено было пройти через тяжелое испытание. В Венгрии, униженной вассальной зависимостью от Австрии, вспыхнуло восстание. Главным его лозунгом стало требование полной свободы. Но София отнюдь не желала миндальничать с презренными венграми — дерзкая попытка мятежа была потоплена в крови. Когда же это досадное недоразумение немного подзабылось, София решила, что самое время женить молодого императора.

[624x652]
Сёстры Хелена и Елизавета Баварские, фотограф и год не известны

Для ее баварской сестры Людовики это обстоятельство не явилось неожиданностью. Ее старшая дочь Хелена была вполне подходящей партией — и умна, и выдержанна, правда, были в ее красивом лице какие-то слишком уж жесткие и энергичные для 20-летней девушки черты. Но, возможно, для будущей императрицы это как раз и было необходимо. Помолвку Хелены и Франца приурочили к 23-летию императора, 18 августа.
И вот 15 августа 1853 года, сгорая от нетерпения увидеть обещанную красавицу-невесту, Франц Иосиф примчался в небольшой городок Ишль, куда должна была прибыть герцогиня Людовика вместе со старшей дочерью Хеленой. Он еще не знал, что в эту поездку мать взяла с собой и младшую — Елизавету. Ей тогда шел 16-й год — именно тот возраст, когда Природа проделывает с девицами удивительные метаморфозы. Во всяком случае, мать с нескрываемым удивлением выслушивала восторги в адрес Елизаветы. Франц Иосиф не успел еще увидеться с нареченной, а в каждом углу ишлинского особняка все разговоры велись только о Елизавете.

Фотогалерея Елизаветы - линия времени
[530x700]
Елизавета в юности, ретушированное фото Алоиза Лёхерера (Alois Löcherer), ок. 1852/53

В день приезда за ужином она сидела напротив Франца Иосифа, который не мог отвести от нее глаз. А рядом с ним Хелена уныло ковыряла вилкой в тарелке. На первом же балу в нарушение всех правил этикета Франц Иосиф, забыв о своей невесте, два раза подряд приглашал Елизавету на котильон, что тогда было практически равнозначно предложению руки и сердца.
...Елизавету несло к свадьбе, как щепку в половодье. Она чувствовала себя участницей какой-то сказки, а вовсе не реальных событий. Безусловно, молодой красавец-император не мог оставить ее равнодушной. Все это начинало походить на ту любовь, о которой она сочиняла стихи лет с 10. Разбушевавшаяся стихия предстоящей свадьбы, по роскоши превосходящей все ранее виденное Веной, ее просто потрясала.
И вот настал день венчания. 24 апреля 1854 года 23-летний император Франц Иосиф сочетался браком со своей 16-летней двоюродной сестрой Елизаветой. В карете, расписанной великим Рубенсом, молодожены прибыли к церкви Августинцев в Вене. На Елизавете было роскошное платье, ее великолепные волосы украшала подаренная свекровью диадема. Трепещущая в ожидании предстоящей церемонии, Елизавета, выходя из кареты, зацепилась за ее дверцу, и диадема едва не упала с ее головы. «Наберись терпения, — шептал жених, — мы быстро забудем весь этот кошмар».

Смотреть фотогалерею молодой императорской семьи
[показать]
Бракосочетание Франца Иосифа и Елизаветы, 24 апреля 1854, литография Винценца Катцлера (Vinzenz Katzler), 1854

Но быстро забыть его удалось лишь императору — сразу после свадьбы он погрузился в работу, Елизавете же пришлось гораздо труднее. Буквально с первых дней восшествия на престол она почувствовала себя в мышеловке. Но шанса изменить свою жизнь для нее не существовало, быть императрицей — это навсегда, и она это знала.

Я проснулась в темнице,
На моих руках оковы.
Мною все больше овладевает тоска —
А ты, свобода, отвернулась от меня!

Это стихотворение она написала спустя 2 недели после свадьбы... А тем временем свекровь со свойственной ей жесткостью принялась ваять из невестки свое подобие. Она не желала замечать ни особенностей характера Елизаветы, ни ее личных склонностей. Под гнетом постоянных наставлений, выговоров и необъяснимой жесткости в обращении с ней юная императрица, охваченная доходящей до болезненности обидой, была на грани отчаяния. Дворцовая жизнь и отношения между приближенными к императорскому двору казались ей ярчайшим проявлением притворства и лицемерия. А важнейшему правилу, господствовавшему над всем этим и формулировавшемуся до цинизма просто — «казаться, а не быть», Елизавета следовать не могла. Она дичилась всех и вся, никому не доверяла, выказывая почти нескрываемое презрение.
О муже она этого сказать никак не могла, но ведь он был постоянно занят! Что же ей оставалось?

[показать]
Императрица Елизавета, ок. 1857

Не обладающая избытком такта, свекровь, имевшая способность отыскивать невестку в любом уголке, неоднократно была свидетельницей того, как Елизавета часами сидела у клетки с попугаями и учила их говорить.
Когда же выяснилось, что она беременна, София принялась наставлять сына, требуя, во-первых, поубавить супружеский пыл, а во-вторых, убедить жену поменьше возиться с попугаями, ведь не зря же говорят, что дети порой рождаются похожими на любимых питомцев своих матерей. А потому Елизавете гораздо полезнее смотреть или на мужа, или, на худой конец, на свое отражение в зеркале. Одним словом, ее забота была едва ли не сродни материнской, и тем не менее Елизавету никогда не оставляло ощущение, что свекровь — ее тайный и непримиримый враг.
...В назначенный срок императрица родила дочь. Пока роженица приходила в себя, новорожденную, даже не посоветовавшись с матерью, нарекли Софией и тут же унесли в апартаменты свекрови. Это едва не добило несчастную Елизавету. Франц Иосиф, видя, что душевные силы жены на пределе и опасаясь за ее жизнь, решил увезти ее на родину.

[показать]
Император Франц Иосиф и императрица Елизавета с дочерью Софией, литография картины худ. Йозефа Крихубера (Josef Kriehuber)

В любимом и без конца снившемся Елизавете Поссенхофене Франц Иосиф просто не узнавал свою печальную затворницу. Она была бесконечно счастлива и буквально сияла от переполнявшей ее радости. Расписывать же свою «счастливую» жизнь во дворце она была вовсе не намерена. «Ах, Хелена, радуйся, — сказала она сестре, — я спасла тебя от очень невеселой участи и отдала бы все, чтобы прямо сейчас поменяться с тобой местами». А как же муж? Ведь в нем столько благородства, такта, терпения и любви к ней! А та не проходящая боль, с которой Елизавета думала об отнятой у нее дочери? Назад дороги не было, а впереди — снова Вена, неумолимая свекровь и бесконечная, иссушающая душу вражда...
Летом 1856 года Елизавета родила еще одну девочку, названную Гизелой. Но и ее также унесли в апартаменты свекрови.

Смотреть фотогалерею Гизелы
[показать]
Эрцгерцогиня Гизела, открытка с фот. Ludwig Angerer, 1871

И тут взбунтовавшийся Франц Иосиф категорически заявил матери о своем крайнем недовольстве вмешательством в его семейную жизнь и о том, что отныне дочери будут жить с родителями. К тому же он потребовал у матери соблюдения уважения к той, которую он любит всем сердцем. Впервые за время замужества победа осталась за Елизаветой, но победа эта была пирровой. Отчетливо поняв, что она лишается былого влияния на сына, София вообще перестала скрывать свою враждебность к невестке. Отношения между ними приобрели характер невыносимых...

Смотреть фотогалерею Франца Иосифа и семьи
[показать]
Император Франц Иосиф и императрица Елизавета с дочерьми Софией и Гизелой, литография картины худ. Йозефа Крихубера (Josef Kriehuber)

Лишь чрезвычайные события ненадолго сгладили открытую неприязнь. В 1858 году умерла старшая дочь София, а в августе того же года это тяжелейшее горе было смягчено рождением долгожданного наследника, нареченного Рудольфом...

Смотреть фотогалерею Рудольфа
[показать]
Кронпринц Рудольф, фот. Ludwig Angerer, 1863

Как бы безрадостно ни складывалась жизнь молодой императрицы при венском дворе, какой бы прессинг ни испытывала она со стороны свекрови, все еще считавшей себя хозяйкой Австрии и навязывающей и сыну, и приближенным свое понимание жизни, Елизавета всеми силами отстаивала право на собственные мысли, взгляды и поступки. Наперекор канонам дворцового этикета она открыла дверь монарших апартаментов для художественной интеллигенции Вены. Художники, поэты, артисты, люди иных творческих профессий — словом, все те, чье присутствие еще вчера здесь было просто немыслимым, постепенно входили в круг общения Елизаветы, все больше отодвигая совершенно неинтересную ей безликую знать. Хотя это обстоятельство отнюдь не прибавляло ей популярности среди придворных.

Смотреть фотогалерею императорской семьи
[700x595]
Императорская семья, фот. Ludwig Angerer, 1859.
Передний план: императрица Елизавета (слева), на руках её сын - кронпринц Рудольф, справа: дочь Елизаветы - эрцгерцогиня Гизела, мать императора Франца Иосифа - эрцгерцогиня София Баварская, отец императора Франца Иосифа - Франц Карл. Задний план: в форме супруг императрицы Елизаветы - император Франц Иосиф, справа: его брат - император Максимилиан с супругой - императрицей Шарлоттой; брат Франца Иосифа - Людвиг Виктор: брат Франца Иосифа - Карл Людвиг.

А еще ей довелось принять непосредственное участие в решении такой болезненной проблемы, как отношения с вассальной Венгрией. Императрица, как казалось многим, мало сведущая в законах большой политики, неожиданно для всех продемонстрировала удивительную дальновидность, дипломатический такт и то политическое чутье, которым была обделена ее могущественная свекровь. Жесткость, которую эрцгерцогиня проявляла по отношению к венграм, олицетворяла в их глазах всю Австрию и ставила между двумя странами непреодолимую стену непонимания, если не ненависти.

[показать]
Императрица Елизавета, фот. Ludwig Angerer, осень 1860, серия фотографий
[показать]
[487x700]
[600x600]
[600x600]

...Впервые Елизавета появилась в Венгрии вместе с мужем в 1857 году, тогда императорская чета по понятным причинам была встречена здесь, мягко говоря, прохладно. Но неподдельный интерес Елизаветы как к истории, так и к нынешнему положению страны, а также к самим венграм, довольно быстро настроили их на иной лад.

[показать]
Императрица Елизавета и её младший брат Карл Теодор, фот. Ludwig Angerer, 1862, серия фотографий
[показать]
[показать]

Тем более что эта женщина, по слухам, очень не ладила с ненавидимой в Венгрии эрцгерцогиней Софией, потопившей в крови их революцию. А потому в сердцах ее жителей затеплилась робкая надежда на то, что в лице молодой императрицы они смогут найти заступницу. Венграм очень хотелось верить, что эта красавица с лучезарным взглядом сможет как-то повлиять на императора, и его взгляды на «венгерский вопрос» изменятся.

Смотреть фотогалерею Франца Иосифа, императора Австрии и короля Венгрии
[показать]
Императрица Елизавета, фот. Ludwig Angerer, 1863
[показать]

Каким-то неведомым чувством Елизавета уловила эти мысли, безошибочно поняв, что ей здесь доверяют. Все ее душевные раны, постоянно напоминавшие о себе за время их пребывания в Венгрии, словно затянулись. Этот короткий визит имел небезынтересные последствия. Вернувшись в Вену, Елизавета начала изучать венгерский язык и довольно скоро овладела им в совершенстве.

[показать]
Императрица Елизавета, фот. Ludwig Angerer, 1864, серия фотографий
[показать]
[показать]
[показать]

Ее библиотека пополнялась книгами венгерских авторов, в ее ближайшем окружении появилась уроженка Венгрии, ставшая ее первой и истинной подругой. Однажды Елизавета решила появиться в театре в национальном венгерском костюме, чем вызвала нескрываемое неудовольствие практически всех присутствующих.

[539x700]
Императрица Елизавета в марте 1865 года путешествовала в Мюнхен, на вокзале её встречал король Людвиг II Баварский. Людвиг сопровождал свою кузину в ателье «Alberts Atelier», где придворным фотографом короля Йозефом Альбертом была сделана серия фотографий Елизаветы.
[552x700]
[539x700]
[500x700]
[показать]
[показать]
Наряды императрицы Елизаветы были предметом восхищённых обсуждений


И тем не менее, не обращая внимания на стремительное падение своей популярности в столице и не опуская рук от неудач, она всячески подводила мужа к мысли об урегулировании отношений с Венгрией на равноправной основе. И Франц Иосиф, в принципе осознававший печальные последствия политики кнута, все больше сближался с супругой во взглядах на решение этой проблемы и все больше убеждался в том, что дарование Венгрии права на самоопределение не несет никакой угрозы для могущества империи. В результате в феврале 1867 года в венгерском парламенте был зачитан указ о восстановлении Конституции страны и в том же году — создана Австро-Венгерская империя. Елизавета отнеслась к этому событию как собственному триумфу, подтверждавшему то высокое положение, которое ей пришлось занять по воле судьбы.

[показать]
Елизавета в коронационном наряде королевы Венгрии (цветная компьютерная ретушь), фот. Emil Rabending, 1866.



В 1867 году Франц Иосиф и Елизавета были коронованы в Будапеште как король и королева Венгрии. Но фотографии и картины Елизаветы в платье для коронации появились ещё в 1866 году.
[505x700]

...Венгрия до сих пор не забыла Елизавету. В Будапештском музее, посвященном памяти австрийской императрицы, бережно хранятся ее личные вещи, фотографии, письма. И пусть этих экспонатов не так уж много, но их вполне хватает для того, чтобы воскресить в сознании новых поколений образ этой благородной женщины.

[показать]
Елизавета в коронационном наряде королевы Венгрии, фот. Emil Rabending, 1866

Бесспорно, у венгров есть особые причины сохранять о ней благодарную память, но помимо них существовало еще множество людей, на которых она производила неизгладимое впечатление. В Вену частенько приезжали любопытствующие в надежде хоть краем глаза увидеть легендарную красавицу и убедиться в том, что многочисленные художники, писавшие ее портреты, руководствовались отнюдь не желанием польстить августейшей особе.

[показать]
Елизавета в коронационном наряде королевы Венгрии, фот. Emil Rabending, 1866

Портреты эти обычно заказывал Франц Иосиф, постоянно находившийся под магией ее обаяния и красоты, не только физической, но и душевной. В кабинете императора, прямо перед глазами до последнего дня его жизни висел портрет любимой им женщины.

[показать]
Последняя павильонная фотосъемка императрицы Елизаветы, фот. Ludwig Angerer, ок. 1868

Сама же Елизавета позировать художникам и фотографам, мягко говоря, не любила. Но, как правило, дело улаживалось, если изображение допускало наличие любимой ею лошади или собаки.

[533x700]
Императрица Елизавета, фот. Emil Rabending, 1867
[452x700]
[показать]

В 1868 году Елизавета родила еще одну дочь — Валерию.

Смотреть фотогалерею Валерии
[502x700]
Эрцгерцогиня Валерия, фот. Victor Angerer, ок. 1871

Постоянным предметом беспокойства Франца Иосифа стало всевозрастающее желание жены как можно реже бывать в Вене, которая была для нее подобием тюрьмы. А он тосковал без нее безумно. Открытость и доверие между ними было несомненным. Тому свидетельство — огромное количество нежных, ласковых писем, в которых он старался успокоить и обнадежить ее томящуюся душу.
«Мой дорогой ангел, я снова остался один на один со своими печалями и заботами, при этом я опять чувствую, как мне тебя не хватает, я по-прежнему люблю тебя больше всего на свете и совсем не могу жить без тебя…», «Мне так трудно и одиноко без твоей поддержки… Мне больше ничего не остается, как терпеливо сносить ставшее уже привычным одиночество…» В подписи обычно значилось: «Твой печальный муженек» или «Твой верный Малыш».
В 1872-м умерла эрцгерцогиня София. Елизавете начало казаться, что она еще сможет обрести столь желанный ею покой и гармонию жизни. Но неумолимая Судьба продолжала ее испытывать…
...В минуты невыносимого горя только что получившая известие о гибели сына Елизавета выказала нечеловеческую выдержку. Именно она сделала то, на что не решился никто другой — сообщила мужу, что их сына больше нет. Она первой увидела Рудольфа в гробу, укрытого по грудь белым саваном. На мгновение ей показалось, что он просто заснул со странной улыбкой на губах. Только в эти страшные минуты, пока муж еще не появился, она дала волю своему отчаянию, упав на колени перед мертвым телом сына.

[показать]
Императрица Елизавета у тела Рудольфа

В эти часы, наполненные траурными церемониями и скопищем по большей части чужих ненужных лиц, Елизавета старалась держаться из последних сил, и ей это удалось. Под густой черной вуалью никто не видел ее лица, превращенного в скорбную маску. Франц Иосиф, постоянно держа в поле зрения ее окаменевшую фигуру, умолял ее не присутствовать на церемонии погребения.
После того кошмарного дня глубокой ночью Елизавета незаметно вышла из дворца. Первый фиакр, встреченный ею в этот глухой час, отвез ее к монастырю капуцинов, где только что похоронили Рудольфа. Отказавшись от услуг монаха, она медленно спустилась в склеп, освещенный тусклым светом факелов и, сдерживая нечеловеческий крик, тихо произнесла: «Мальчик мой, скажи, что же с тобой случилось?..»

[577x700]
Императрица Елизавета у тела Рудольфа, худ. Михай Зичи (венг. Zichy Mihály)

...Последние неполные 10 лет жизни Елизаветы были годами прощания со всем, что ее окружало. Она раздарила все свои сколько-нибудь нарядные вещи, а ее душевное состояние явственно свидетельствовало о том, что жизнь потеряла для нее всяческий смысл. Напрасны были надежды Франца Иосифа на то, что острота горя хоть когда-нибудь утихнет. Он старался вытащить жену из сотворенной ею же самой тюрьмы — Елизавета заперлась в маленьком особняке в Ишле, где муж впервые увидел ее девочкой, живущей в ожидании счастья. И ему это вроде бы удалось, но дальше последовало какое-то жуткое и неприкаянное блуждание Елизаветы по белу свету. Как тяжело раненный человек, она искала такое место, где можно было бы хоть на минуту забыться и как-то унять невыносимую боль.
Неистовые папарацци, которые в то время еще не имели такого названия, но суть которых от этого вовсе не менялась, неотступно следовали за ней по пятам, выплескивая на страницы газет беззастенчивую ложь и беспардонные утверждения, порой, правда, разбавляя все это горестной правдой. О Елизавете писали, что она явно не в себе и что, мол, частенько качает на руках диванную подушку, спрашивая у окружающих, красив ли ее сын.
Но Бог не лишил несчастную женщину разума. В своем неутолимом горе она продолжала думать о муже. Одна из ее дочерей писала: «Она опасается, что ее постоянно растущая боль будет супругу в тягость и приведет к недоразумениям в их семейной жизни». Франц Иосиф, по-своему переживая смерть сына, топил свое горе в работе — государственные дела требовали его постоянного присутствия в рабочих апартаментах. Елизавета же отчетливо осознавала, что своей скорбью угнетает мужа.

Смотреть фотогалерею: Франц Иосиф - отец народа
[374x600]
Катарина Шратт и Франц Иосиф на прогулке

Порой она просила свою приятельницу Катарину Шратт — актрису и любимицу Вены — хоть как-то отвлечь мужа от невыносимого для него одиночества. Одна из дочерей императрицы — Гизела была крайне недовольна постоянными прогулками отца с этой милой женщиной и откровенно сказала об этом матери. «Мои крылья сгорели. Я хочу лишь покоя, — отвечала ей Елизавета. — Знаешь, дитя мое, слово «счастье» давно не имеет для меня никакого смысла. Но отец твой не виноват в этом. Если бы Господь призвал меня к себе, он был бы свободен...»
В 1898 году Елизавета прибыла в Женеву. Она путешествовала инкогнито и без охраны, гуляя по городу в сопровождении двух-трех спутниц, а чаще совсем одна — 60-летняя императрица Австрии с фигурой молодой женщины и лицом, словно бы неподвластным времени. «Жаль, что ее истинный облик не под силу передать ни одному художнику и что есть на свете люди, которые ее никогда не видели», — писала одна из ее современниц. А вот мнение мужчины: «Лучше не смотреть на нее слишком внимательно. Иначе можно не заметить, как сердце начинает охватывать какое-то непонятное томление».

[показать]
Карл Пицнер (Carl Pietzner) в 1897 году для коммерческой продажи ретушировал фото Елизаветы 1868 года, фотографа Людвига Ангерера (Ludwig Angerer), заменив в наряде императрицы арабский бурнус (на оригинальном фото) на меховой наряд. Так создавались многочисленные мифы "неувядающей с годами молодости Сисси".
[407x500]
[407x500]
[407x500]

Несмотря на то что, прибыв в Швейцарию, Елизавета сделала все, чтобы не привлекать к себе внимания, укрыться от газетчиков ей так и не удалось. А потому все знали, что под именем графини фон Хоэнэмбз (Hohenembs) скрывается императрица Австрии. Да и портреты ее печатались во множестве.

Смотреть фотогалерею Елизаветы и придворных дам
[436x640]
Последнее прижизненное фото Елизаветы, за две недели до смерти. Императрица (слева) с её придворной дамой, графиней Ирмой Штарай (Irma Sztáray), 3 сентября 1898 года, Монтрё, вблизи Женевского озера.

Во всяком случае, 25-летний безработный Луиджи Лукени, итальянец по происхождению и, как он утверждал, анархист по убеждению, легко выяснил, в каком отеле живет императрица.

[600x600]

На хороший кинжал денег у него не было, и потому на ближайшем развале он купил напильник и собственноручно его заточил. Елизавету он подстерег у отеля Бо-Риваж, а после ее выхода по направлению к набережной Мон-Блан отправился вслед за ней. И вдруг на середине пути он, обогнав ее, резко повернулся, как дикая кошка кинулся на оторопевшую женщину, и с чудовищной силой вонзил ей в грудь трехгранный напильник.

[492x700]

Затем Лукени сделал попытку убежать, но уже через несколько минут был пойман. Проведенная экспертиза засвидетельствовала, что убийца психически здоров, а его действиями руководило желание отомстить ненавистным аристократам и... прославиться.

[показать]

С мертвого тела императрицы сняли две вещи, с которыми она не расставалась, — обручальное кольцо, носимое ею не на пальце, а на цепочке под одеждой в виде кулона, и медальон с прядью волос сына. По результатам обследования выяснилось: острие напильника проникло в тело на 85 миллиметров и пронзило сердце. Рана в виде V-образного отверстия была едва заметна, ни единой капли крови из нее не вытекло.

[700x550]
Орудие убийства - острозаточенный трехгранный напильник, «заточка».

На процессе Лукени спросили, чувствует ли он раскаяние. «Конечно, нет», — ответил он, с удовольствием позируя фотокорреспондентам и посылая в зал воздушные поцелуи.

[показать]

Его приговорили к пожизненному заключению. Он отсидел в тюрьме 12 лет, после чего повесился в камере на кожаном ремне…

[513x700]
Источник: Людмила Третьякова «Неприкаянная императрица».

Использован материал: erzsebet-kiralyne.blog.cz, www.elisabeth-sissi.org, b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com, www.franzjosephmuseum.at, www2.onb.ac.at, royalcollectables.com, www.gogmsite.net, alzbeta-sisi.blog.cz, forum.index.hu, www.erzsebetszobor.eoldal.hu, dinastiasreales.blogspot.com, www.manfred-gebhard.de, de.wikipedia.org, www.sisi-online.com, ru.wikipedia.org, www.murderpedia.org, www.sisi-online.com, sisi.forump.info, empress-sisi.blogspot.com, dinastias.forogratis.es, dubnatur.ru, leonidzl.com, celebheaven.freepowerboards.com, www.theroyalforums.com, forum.alexanderpalace.org, www.ladyreading.net, www.hungary-ru.com, alzbeta-bavorska.blog.cz, keizerin-elisabeth.webs.com, stadtmuseum.bayerische-landesbibliothek-online.de.

P.S. from Sonya Pictures:

[475x700]

Луиджи Лукени (итал. Luigi Lucheni, 22 апреля 1873, Париж — 19 октября 1910, Женева) — итальянский анархист, убийца австрийской императрицы Елизаветы. Мать Лукени, некая Луиджа Лаккини или Луккини, была служанкой в Альбарето. Забеременев от нанимателя - уехала в Париж, отдала ребёнка в сиротский приют, после чего эмигрировала в Америку. Повзрослев, Лукени поступил в итальянскую армию и был зачислен в кавалерийский полк. Служил в Неаполе под начальством принца Арагонского. Участвовал в кампании в Восточной Африке, за которую получил медаль. Принц сообщил, что Лукени был одним из лучших солдат в его полку. По окончанию службы он даже стал камердинером принца. Некоторое время был денщиком у знатных офицеров, через которых добивался места начальника тюрьмы. Не получив желаемого - уехал из страны и работал на стройке в Лозанне. Там познакомился с учением анархистов. Лукени поставил себе целью уничтожение богатых господ, многие из которых приезжали в Швейцарию на отдых. Вначале он хотел убить орлеанистского претендента на французский трон принца Филиппа, но тот уехал, прежде чем преступление было подготовлено. После этого Лукени остановил выбор на австрийской императрице Елизавете. Этим он одновременно мстил сословию, в которое не был допущен, и — подсознательно — своей матери, бросившей его. К тому же Елизавета всюду ходила без охраны, что повышало шансы терориста на успех задуманного.

[показать]

...В сентябре 1898 года жители курортного швейцарского городка Ко (Caux) гадали, кто же эта таинственная дама в черном, которую они часто встречали во время утренних прогулок. Со встречными она разговаривала просто и приветливо, но тем не менее горожане знали, что она прибыла на курорт в сопровождении свиты и остановилась в «Гранд отеле», где сняла 15 комнат! В 61 год Елизавета по-прежнему была красива и продолжала столь же фанатично следить за собой. Все так же она совершала прогулки, хотя суставы начинали ее беспокоить, зачитывалась Гейне, общалась с друзьями. 9 сентября 1898 года императрица решила посетить виллу Джулии Ротшильд из знаменитого клана Ротшильдов. Джулия водила дружбу с сестрой Елизаветы, Марией, которой ее муж Адольф Ротшильд, в свое время, помог сбежать из Неаполя.

[показать]

Поездка прошла прекрасно - поместье располагалось на берегу Женевского озера и весь день женщины наслаждались прекрасными пейзажами, читали стихи и пересказывали придворные сплетни. Около пяти вечера Елизавета с придворной дамой, графиней Ирмой Штарай (Irma Sztaray), вернулись в отель в Женеве, хотя их просили избегать этого города. В то время Женева была рассадником анархизма, так что августейшей особе находиться там было небезопасно. Но Елизавета лишь отмахнулась - "Кто причинит вред старой женщине вроде меня?" Было решено, что слуги отправятся на поезде в Ко, а императрица и графиня Штарай покинут Женеву на пароходе, отплывавшем в 1:40.

[600x438]

Будучи воплощением женственности, императрица на пароход опоздала - когда она покинула отель, на часах было уже 1:35. Пришлось поторапливаться. Солнце било в глаза и Елизавета раскрыла зонтик. На улице цвели каштаны, о чем она, улыбаясь, поведала радостно Ирме. Навстречу им шел мужчина. Прямо перед Елизаветой он запнулся и выставил руки, словно желая смягчить падение. В тот же момент императрица осела на землю, а графиня Штарай, перепуганная насмерть, нагнулась над ней. Мужчина быстро исчез. "Как чувствует себя Ваше Величество?" - спросила графиня по-венгерски, а Елизавета ответила, что все в порядке, поднялась с помощью прохожих и направилась к пристани. Казалось, это и правда был пустяк. Она даже не взяла Ирму за руку. Но дойдя по пристани Елизавета вдруг пожаловалась на боль в груди. Взойдя по трапу на корабль она вскрикнула и попросила Ирму взять ее за руку, но графиня не смогла удержать ее и обе женщины опустились на пол. Графиня прижала голову Елизаветы к своей груди и протерла ей виски принесенной водой. Елизавета открыла глаза, но в этих глазах графиня Ирма Штарай увидела смерть.

[600x537]

Когда Елизавету уложили в кровать на корабле - она впала в забытье. Первой версией был сердечный приступ. Но как только Ирма расшнуровала ей корсет, чтобы легче дышалось, то заметила на сорочке темное пятнышко, не больше серебряного гульдена. В районе сердца была крошечная рана с запекшейся кровью. Теперь все стало ясно. Графиня Штарай сообщила капитану, что на борту корабля находится австрийская императрица, ставшая жертвой покушения.

[600x519]

Елизавету перевезли в комнату в отеле, где она и скончалась не приходя в сознание. Произошло это в 2 часа 40 минут, 10 сентября 1898 года.

[600x600]

Выдержка из протокола допроса Луиджи Лукени после задержания:
Следователь (Lechet): Вас обвиняют в попытке покушения на Ее Величество Императрицу Австрии. Вы сознаетесь в этом поступке?
Лукени. Да (...)
Следователь. Ваша фамилия?
Лукени. Лукени.
Следователь. Имя?
Лукени. Луиджи.
Следователь. Когда родились?
Лукени. 23 апреля 1873-го.
Следователь. Где?
Лукени. В Париже.
Следователь. Но вы же итальянец.
Лукени. Да.
Следователь. Имя вашего отца?
Лукени. Не знаю.
Следователь. Незаконнорожденный?
Лукени. Да. (...)
Следователь. Род занятий?
Лукени. Рабочий.
Следователь. Почему вы приехали в Женеву?
Лукени (молчит)
Следователь. Ну? Должны же вы знать, почему приехали в Женеву.
Лукени. Это я прекрасно знаю. Я прочел в газете - в лозаннской газете - что в Женеве остановился принц Орлеанский.
Следователь. И?
Лукени. Я приехал, чтобы убить его.
Следователь. Вы имеете в виду претендента на французский престол?
Лукени. Да... Но я его не нашел... Тогда я поклялся, что убью любую высокопоставленную особу, будь то принц, король или президент республики. Все равно. Они все из одного теста.
(звонит телефон)
Следователь. Императрица Австрии только что скончалась от полученных ран.
Лукени. Да здравствует анархизм! (...)
Следователь. Опишите содеянное.
Лукени. Был час с небольшим, когда я заметил, что императрица вышла из отеля с той женщиной, которая сопровождала ее вчера и сегодня утром.
Следователь. Вы сказали, "с той женщиной, которая сопровождала ее вчера и сегодня утром"?
Лукени. Да, именно так.
Следователь. Откуда вы это знали?
Лукени. Откуда знал? Потому что со вчерашнего дня я следил за ней. Откуда еще?
Следователь. Хорошо, продолжайте. Вы видели, что императрица вышла вместе со своей придворной дамой.
Лукени. Да, они направились вдоль озера к причалу Монблан. Чуть раньше из отеля вышел слуга с двумя пальто в руках - такие пальто носят великосветские дамы - и пошел к кораблю «Geneve». Я знал, что «Geneve» отчаливает в 1:40 к Террье, что возле Ко. А в Ко, как мне было известно, императрица проходила лечение.
Следователь. И?
Лукени. Значит, все шло как я планировал.
Следователь. Но вы спланировали это не сами.
Лукени. А кто же еще?
Следователь. Вы лишь выполняли приказ. Вы подчинялись чьим-то командам. Нам это прекрасно известно (на самом деле, следователь блефовал в надежде что Лукени выдаст сообщников).
Лукени. Верьте во что хотите. Все шло так, как спланировал именно я. Я один. Я подбежал к ней и преградил дорогу. Затем нагнулся и заглянул ей под зонтик. Я не хотел наткнуться на ту вторую. Ведь они обе были в черном. Она не была прекрасной. Наоборот, уже очень старой. И всякий, кто скажет иначе, не знает что говорит. Или лжет.
Следователь. И потом? Что случилось потом?
Лукени. Ничего. Я ударил ее. Вот и все.
Следователь. Чем?
Лукени. Очень острым орудием. (Как выяснилось позже, заточенным напильником, таким маленьким, что графиня Штарай даже не заметила его в руке Лукени).
Следователь. Почему вы решили бежать? Куда вы направлялись? Отвечайте немедленно!
Лукени. Я не собирался бежать.
Следователь. Не собирались? Стало быть, вы убегали на всех парах просто упражнения ради?
Лукени. Я направлялся в полицию. Так было задумано с самого начала. Я хотел открыто заявить, почему я так поступил.
Следователь. Почему же вы не остались на месте? Так было бы логичней.
Лукени. Я не хотел, чтобы меня линчевала озлобленная толпа (...)
Следователь. Вы хотите что-нибудь добавить касательно вашего поступка?
Лукени. Я сознаюсь в преднамеренном убийстве австрийской императрицы. Я рад услышать о ее смерти. Я анархист.

[600x574]

О смерти жены императору сообщили в тот же день. Закрыв лицо руками, он простоял в молчании несколько минут, затем сказал: "В этом мире для меня уже ничего не осталось". Новости о трагедии мигом облетели Вену. Женщины и дети рыдали на улицах, оплакивая императрицу. Разумеется, некоторые горожане предпочитали скорбеть более резко - не обошлось без погромов, направленных против проживавших в городе итальянцев.

[показать]

Соболезнования летели от всех европейских дворов, от президентов латиноамериканских стран, от императора Японии. Невозможно было поверить, что Елизавета, самая ослепительная женщина Европы, много лет служившая эталоном элегантности, погибла нелепой смертью от рук анархиста - она, которая так мало интересовалась политикой! Казалось, после Майерлинга и после этой трагедии ничто уже не могло быть хуже. Блистательный мир, полный красоты и благородства, стремительно приближался к закату.

[600x515]

В заключении Лукени развлекался тем, что писал письма в разные газеты, излагая им свои теории мироустройства. Среди его адресатов была и жена принца Арагонского – вот уж кому, наверное, было приятно получить весточку от бывшего слуги! Лукени надеялся вскоре стать мучеником революции. В принципе, о мученическом венце нужно было бы раньше позаботиться - например, не уходить с места преступления, авось кто-нибудь и линчевал бы. Но проблема заключалась в том, что в Женеве смертная казнь была отменена. Суд присяжных приговорил Лукени к пожизненному заключению, что для анархиста было тяжким ударом. Потому что за долгие годы общественность утратила к нему интерес. И когда 19 октября 1910 года он повесился в камере на собственном ремне, никому уже не было до него дела.



Спустя несколько месяцев после смерти императрицы Франц Иосиф заказал пять её портретов в молодом возрасте, в качестве памятных подарков придворным дамам Елизаветы. Два портрета были написаны в 1899 году венгерским художником Дьюла Бенцур (Gyula Benczúr). Портрет для Иды Ференцзи (Ida Ferenczy) хранится сейчас в венгерской Национальной галерее. Портрет для Ирмы Штарай (Irma Sztáray) был утерян, сохранилось лишь несколько его исторических фотографий.

[650x700]
Фрагмент портрета Елизаветы для Иды Ференцзи, худ. Дьюла Бенцур, 1899, венгерская Национальная галерея.
И портрет Елизаветы для Ирмы Штарай, худ. Дьюла Бенцур, 1899, сохранившаяся фотография.
[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
tivanchuksveta 25-06-2012-22:26 удалить
Очень интересная информация!
Большое спасибо за интересную публикацию! С наслаждением процитирую у себя в дневнике.
ustava51 31-08-2013-23:49 удалить
Какой обширный, интереснейший и всеобъемлющий пост! Спасибо Вам за Ваш труд! С благодарностью цитирую!


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «НЕПРИКАЯННАЯ ИМПЕРАТРИЦА» - Людмила Третьякова, «Вокруг света», №2, февраль 2002 | Sonya_Pictures - СНЫ АНГЕЛОВ... | Лента друзей Sonya_Pictures / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»